Найти в Дзене
Navygaming Channel

Общее содержание корабля или что вы знаете о "малых чемоданах"? / Часть 3. - Французские "инспекторы" на "Ретвизане"

Итак, как мы продолжаем вспоминать и делиться впечатлениями, которые представители французского флота, когда посетили (неофициально) русский парусно-винтовой линейный корабль "Ретвизан", который посетил в 1858-1859 годах французские порты. Среди импровизированных "инспекторов" оказались инженер французских верфей, французский капитан фрегата и адмирал Жюрьен де ла Гравьер. Первые результаты "осмотра" и общее впечатление можно прочитать ЗДЕСЬ, а также ТУТ, ну а мы продолжаем.

Интересно, что иностранные гости, посетив корабль, не ограничились внешним осмотром очевидных мест и помещений, а постарались заглянуть в каждую "щелку". Даже в кухню, аптеку и лазарет заглянули.

Их проводник и гид, лейтенант Фесун отметил: "...Содержание и устрой­ство кухни, лазарета и аптеки, по общему от­зыву, не оставляет желать лучшего. Только капитан говорит, что не мешало бы в лаза­рете кроме коек, иметь 4 или хотя 2 желез­ные кровати для труднобольных и для изве­стного рода болезней, таких, например, как перелом ноги или руки. Капитан наш, тоже совершенно согласен с этим мнением, имея случай убедиться примером, бывшим у нас на корабле, в том, как неудобно и мучитель­но больному переломом, лежать в подвеши­вающейся койке".

Не обошлось и без русской экзотики, )). Так заметив самовары на кухне, гости заинтересовались ими. И затем приспособление самоваров к камбузу для половинного числа команды и самую раздачу чая, все трое французов отметили как крайне полезную меру, особенно при плавании в се­верных морях, "даже просто благодетельной, в отношении сбережения здоровья экипажа". Так что самовар и порадовал!

Вообще вопросы обеспечения жизнедеятельности команды на корабле вызвало большой интерес. Так устройство буфета в кают-компании понра­вилось, как вполне морское и практическое. Подобное устройство капитан французского фрегата предпочел замкнутым и походящим на "нору" (его слова!) буфетам французских судов. Кроме свободной и безопасной от качки установки посуды, особенно хорошим ему показалось русское правило держать двери буфета постоянно открыты­ми, правило, которое несомненно есть вер­нейшее средство для водворения чистоты и порядка.

Французский 130-пушечный линейный корабль "Бретань"
Французский 130-пушечный линейный корабль "Бретань"

Любопытно, что по словам Фесуна, и капитан фрегата, и адмирал, касательно кают-компании, повторили тоже замечание, которое было сделано ими о капитанской каюте, а именно: "простору пожертвовано слишком много места". Адмирала поразило так же то, что при большой величине нашей кают-ком­пании в устройство ее нет ни малейшего ком­форта. Говоря последнее, он, конечно, имел в виду отделку кают-компании на французс­ких судах, где удобство и даже роскошь игра­ет не последнюю роль. Так, например, кают-компания на корабле «Бретань» устроена следующим образом: по длине корабля, начи­ная от колодца, она разделена на две равные части. Правая занимается столовой, левая гостиной. Везде на бортах роскошные занавеси, на дверях портьеры. Палуба в столовой застлана клеенкой. Буфет с отличной посудой, превосходный стол и великолепные лампы, в гостиной у борта красивый камин, ковры на палубе, кро­ме спокойных диванов вокруг, везде кушет­ки, кресла различных сортов, фортепьяно, китайский ручной бильярд и тому подобное. В гостиной офицеры принимают гостей, раз­говаривают и проводят время, в столовой обедают и занимаются. Конечно, подобное размещение весьма удобно, но, к сожалению, оно требует уж слишком больших средств, а потому и не всегда доступно. В целом, как видно, французы не забыли о своей комфорте!

На замечание русских офицеров, что излишняя рос­кошь убранства кают-компании и слишком большой комфорт, вредят общему боевому виду корабля, отнимают от судна ту просто­ту, которая будучи своего рода украшением, дает возможность скорее изготовиться к бою, старший офицер «Бретань» отвечал, что во французском флоте думают иначе, а именно: комфорт и удобство помещения привязывают офицера к жизни на море, делают для него корабль домом и вовсе не служат препятстви­ем к боевому устройству. Любопытное утверждение, но согласитесь в нем есть своя логика!

Парусно-винтовой "Ретвизан" в Средиземном море
Парусно-винтовой "Ретвизан" в Средиземном море

Французы, по своему опыту также пояснили, что учения на их корабле обыкновенно, производятся без кают-компанейских орудий. А если понадобилось бы изготовиться к бою серьезно, то война "никог­да не объявляется столь неожиданно, чтобы не было времени заблаговременно избавить­ся от всего лишнего". Наконец, удобство и спокойствие нескольких лет жизни на судне так много значат, считали французы, что взяв их в расчет, если бы пришлось все переборки и всю мебель, гото­вясь к действительному сражению, выбро­сить даже за борт, то и это сравнительно мож­но считать потерей не слишком большой важности. Как видим, французы не ожидали "неожиданной войны"! Может быть потому, что еще не познакомились с теориями блицкригов?

Но вернемся на русский "Ретвизан". От взора адмирала Жюрьен де ла Гравьер не "укрылось, что число трапов для выбегания команды наверх, по его мнению, на русском корабле слишком недо­статочным, и в тоже время, он отметил, что вере­вочные, сделанные в виде вант-трапов, посто­янно вытянутые и всегда в готовности под настоящими, нисколько не безобразят вида батарей, очень полезны во время сражения и мытья палуб. Фесун вспоминал: "...Наши пиллерсы с домкрата­ми также много расхваливались, буксирные кнехты тоже. Последние в особенности, за крепость и простоту".

Не отставал от своих коллеги и французский инженер-кораблестроитель, он заметил, что "...место для запасного винта найдено хо­рошо выбранным, но вместе с этим ...добавил, что запасной винт не отпускается ни в их флоте, ни в английском и что это такая роскошь (хотя роскошь полезная), которая уж слишком чувствительна при большом числе винтовых судов, во французском флоте". Любопытно, что на русском корабле этот механизм еще использовался!

После осмотра основных помещений иностранные гости, каждый в свое время пожелал осмотреть и вспомогательные. Так устройство и чистота констапельской, расположение вьюшек с кабельтовами, кра­ны снабжающие теплой и холодной водой все батареи и вообще порядок и исправность во всех деках, послужили предметом многих похвал. Любопытно, то Фесун замечал, что специально данные помещения не готовили, по крайней мере, не всегда, ))

"Похвал тем более лестных, что не всегда было время приготовиться к посеще­нию этих господ, в которых, как видно из приведенного рассказа, мы очень часто встре­чали специалистов более, нежели просто вни­мательных".

Рассматривая ковку канатов на русском корабле, ин­женер высказал замечание очень толковое. Именно: те звенья, которые прилегают к расклепным скобам, у нас сделаны без контра-форсов, несмотря на то, что размерения их в толщину не увеличены против других.

Фесун вспоминал: «...если у вас нет контра-форсов у этих звеньев, ска­зал он мне, то зачем же вы делаете их у ос­тальных? Если цепь не надежна хотя в одной точке, то полагаетесь ли вы на нее вполне, в минуту опасности? Если же нет, то не явно ли, что к делу она уже не вполне годна!»

Суждение было вполне разумным и у русских офицеров были основания так думать, так как имелись примерами, представленные русскими кораблями. Например, на фрегате «Палкан» на Вил­ла-Франкском рейде, цепь лопнула именно в том месте, на которое указывал инженер. На фрегате «Громобой» в Кадиксе случилось тоже самое. И если поискать, то можно огра­ничиться не одними этими случаями. Любопытно, что фран­цузы, для избежания чего-нибудь подобно­го у себя на судах, звенья, прилегающие к расклепным, делают в полтора и даже в 2,25 раза толще других.

Русский винтовой фрегат "Палкан"
Русский винтовой фрегат "Палкан"
Были и другие замечания. Так, русские стопора французской системы казались не слишком солидными: «они у вас как будто бы висят над палубой, - говорили французы, - а не плотно прилегают к ней, как те, которые ставятся к самым клюзам»!

В ответ лейтенант Фесун отмечает: "На сколько мог, я старался пояснить необходи­мость размещения стопоров по-нашему, у ка­натных битенгов и для этого привел им все причины подобной установки на корабле. Французы много распространялись на счет корабельных канатных битенгов, восхи­щались их прекрасным скреплением и по­становкой".

Русский винтовой фрегат "Громобой"
Русский винтовой фрегат "Громобой"

В тоже время значительное возвышение клюзов на "Ретвизане" не понравилось французскому инженеру, предпочитающему спо­соб размещения последних на французских судах, где они находятся почти в уровень с палубой. А вот метод задрайки клюзов портами с нажимными винтами, был найден "иностранными экспертами" превосходным и о нем капитан французского фрегата сделал подробные заметки в своей записной книге.

Особое внимание французы уделили хранению личных вещей команды, казалось бы что в этом такого? Но в этом есть, вернее были свои особенности. И действительно, задайте себе вопрос, уважаемые читатели, а что вы знаете о том, где и как хранились личные вещи матросов на русском парусно-винтовом корабле?

На "Ретвизане" члены команды хранили свои вещи в малых чемоданах, которые развешивали под бимсами и это показалось французам очень странным, и как выразился капитан фрегата: «...С непривычки боль­но глазу». Однако же, когда он узнал все при­чины, вынудившие русских прибегнуть к этому способу, тогда согласился во всем и даже ска­зал, что не мешало бы подумать об этом для применения во французском флоте. Согласитесь, неплохое признание!

Вот преимущества, размещения чемо­данов в батареях, выставленные французам на вид и убедившие их (по воспоминаниям Фесуна): "...все необходимое платье, белье и обувь имеется всегда под рукой, идет ли наверху дождь, вахта промок­ла, ей при смене не нужно спускаться на кубрик, сырость не разносится вниз, нет никакой давки и замешательства, все пере­одеваются удобно и скоро! Команда в рабочих рубашках, а ей понадобилось вдруг быть в чистых. Каждый берет свой чемодан не дожида­ясь очереди, не толпясь на трапах, снятое платье тут же и убирается, чемодан подвешивается на место и то, что при общей укладке на кубрике заняло бы час времени, исполняется всего в какие-нибудь пять, много что десять минут. Развешивание малых чемода­нов в палубах дает еще то удобство, что во время сражения, будучи всегда под рукой, они могут служить для временной закладки пробоины в нижнем деке, в котором при малом расстоянии портов от горизонта воды, каждая пробоина опасна и должна по возможности заделываться или по крайней мере затыкаться немедленно".

Кроме этого, как отметили русские офицеры, "у нас на кубрике при незначи­тельном протяжении в длину и вообще при весьма чувствительном недостатке в помеще­нии малые чемоданы пришлось бы уложить над большими, набив в тугую все оставшиеся пустое пространство между последними и бимсами. Иллюминаторы были бы совершенно закрыты и если еще прибавить что команде придется спускаться на кубрик всего по четырем трапам, поставленным в фор- и грот-люках, легко понять к каким неудобствам и главное к какой потере времени приводило бы нас каждое общее переодевание, часто неизбеж­ное два и три раза в сутки".

Особо русские офицеры отметили, что французы в этом случае не могли быть примером! Малых чемоданов у них нет совсем. Большие же помещаются в отдельных ящи­ках или полках, по два. Кроме того, против каждого иллюминатора, они оставляют попе­речные коридоры, много облегчающие про­ход и служащее в тоже время для пропуска света и воздуха. Несмотря на последнее и на значительное чис­ло трапов, сами французы говорили, что не могут похвастать удобством доступа к своим чемоданным отделениям.

Спрашивается, что же бы было на русском «Ретвизане» при сплошной укладке и в очевидной невозможности устроить прохо­ды, подобные французским, так как по рас­чету оказывалось, что устраивая их, вместо помещения для 800 чемоданов, с трудом можно было бы иметь место только для пятисот!

Схема помещений на "Ретвизане"
Схема помещений на "Ретвизане"

После обсуждения "чемоданного" вопроса, который оказался не таким уж и простым, осмотр линкора продолжился. Осматривая кубрик, расположение наших крюйт-камер, ахтер-люков, бомбовых погребов угольных ящиков, блоковой и малярной кают, французы критиковали уже не много, в все более хвалили и одобряли.

Изучая воспоминания лейтенанта Фесуна, можно заметить и согласиться с ним в том, что при­водя замечания французских офицеров он старался все же воздерживаться от передачи "многих лестных мнений, высказанных ими, на счет различных приспособлений и нововведений на русском корабле". И причину этого русский офицер тоже сформулировал: "... так как, служа на нем, мог бы легко быть обвинен в пристрастии"! Что тут сказать, молодец!

Французы даже не пропустили брот-камеру (помещение на корабле для хранения сухарей, муки или сухой провизии), хотя казалось бы какой в ней интерес, а интерес был. Как оказалось место, где у русского корабля была брот-камера, у французов было заня­то каютами, назначенными для житья капита­на в продолжение военного времени. Подоб­ная предусмотрительность конечно хороша, но для кораблей одинаковой длины, она совершенно не возможна, так как, заняв брот-камеру каютами, оказывалось, что негде бы было по­местить сухарей даже и на две недели! Согласитесь - серьезный минус, это вам не комфорт капитана!

Прошлись французы и по кубрику - пространство на кубрике до грот-мач­ты на "Ретвизане" было покрыто толстой английской клеенкой и ярко освещено фонарями, и все это поразило фран­цузов "прекрасным видом". Пройдя да­лее и осмотрев каюты малярную и блоковую, адмирал де ла Гравьер насчет первой распространялся так много, что судя по словам его, и по тому, что русские офицеры в последствии видели сами, на француз­ских судах малярная каюта самое грязное место из всего корабля. Вот как то так!

Французский линейный корабль "Бретань" в Шербуре
Французский линейный корабль "Бретань" в Шербуре

Размещение трех парусных кают, двух в носовой части впереди машины и третьей в кормовой впереди брот-камеры, французские капитан и адмирал сочли удобным и это вполне по­нятно, если сказать, что на самом большом корабле французского флота, «Бретань», для всех запасных парусов устроена всего одна общая каюта. Расположение большой крюйт-камеры понравилось в особенности за то, что она прекрасно защищена от неприятельских навесных снарядов, прямо сверху, - запасны­ми тросами и буйрепами, а с боков больши­ми чемоданами.

Как видим, даже в житейских мелочах парусно-винтовой линейный корабль "Ретвизан" оказался на высоте. Но впереди французы хотели осмотреть и осмотрели батарейную палубу, но об этом чуть позже...

Окончание следует...