Найти тему
История и культура Евразии

Вера Игнатьевна Мухина: трудная судьба создателя шедевра "Рабочий и колхозница"

Вера Игнатьевна Мухина оставила неизгладимый след в истории советского искусства. Ее работы, полные глубины и выразительности, до сих пор восхищают и вдохновляют многих людей.

Помимо работы над монументальными скульптурами, Мухина активно занималась педагогической деятельностью. Она возглавила мастерскую в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Ее студенты были восхищены ее талантом и преданностью искусству. Многие из них стали известными скульпторами и продолжили традиции, заложенные Мухиной.

Однако, несмотря на все успехи, жизнь Мухины трудна и полна испытаний. В период послевоенного восстановления страны, столкнулась с ограничениями и трудностями, связанными с идеологическим контролем и цензурой. Многие из ее работ были отклонены или изменены в соответствии с требованиями партийной линии. Несмотря на это, Мухина не сдавалась и продолжала творить, сохраняя свою индивидуальность и художественную ценность работ.

Вера Игнатьевна Мухина стала известной и уважаемой фигурой в мире мирового искусства. Ее произведения стали экспонатами ведущих музеев и галерей, а ее имя символ качества и высокого мастерства. Продолжала работать над новыми проектами и вносить свой вклад в развитие советской скульптуры.

6 октября 1953 года, в возрасте 64 лет, Вера Игнатьевна Мухина скончалась в Москве. Ее уход оставил огромную пустоту в мире искусства, но ее наследие продолжает жить и вдохновлять новое поколение художников.

Вера Игнатьевна Мухина — великая советская скульптор-монументалист, чьи работы останутся вечным свидетельством таланта и преданности искусству. Вклад в развитие советской скульптуры и ее влияние на молодое поколение художников невозможно переоценить. Ее произведения продолжают восхищать и вдохновлять людей по всему миру, ее имя будет жить в сердцах искусствоведов и любителей искусства всегда.

Вера Игнатьевна Мухина (19 июня [1 июля] 1889, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 6 октября 1953, Москва, СССР) — советский и российский скульптор-монументалист, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952)
Вера Игнатьевна Мухина (19 июня [1 июля] 1889, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 6 октября 1953, Москва, СССР) — советский и российский скульптор-монументалист, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952)

Родилась в богатой купеческой семье коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина. Рано умерла мать, потом отец. Взяли к себе родственники в Курске, где окончила гимназию. Переехала в Москву, училась живописи.

В 23 года неудачно съехав с горки, повредила нос. Лицо обезображено! Зато отпустили в Париж, где долечивается и учится у Бурделя.

Эмиль Антуан Бурдель (30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция — 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция) — французский скульптор, ученик О. Родена
Эмиль Антуан Бурдель (30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция — 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция) — французский скульптор, ученик О. Родена

В 1914 году, за две недели до начала войны вернулась в Москву. Стала медсестрой. Познакомилась с врачом Замковым. В 1918 году сочетались браком.

Алексей Андреевич Замков (1883—1942) — русский, советский врач, хирург, терапевт, уролог, учёный, создатель первого в мире промышленного препарата гормональной терапии «Гравидан». Муж скульптора-монументалиста Веры Мухиной
Алексей Андреевич Замков (1883—1942) — русский, советский врач, хирург, терапевт, уролог, учёный, создатель первого в мире промышленного препарата гормональной терапии «Гравидан». Муж скульптора-монументалиста Веры Мухиной

После Гражданской войны супруги активно включаются в советскую действительность. Мухина могла бы уехать в Ригу, где у нее остались во владении доходные дома и счета. Но осталась и стала советским скульптором.

Супруг разработал первый гормональный препарат "Гравидан", который улучшал общее самочувствие. Эффективен, пользуются многие видные большевики и деятели культуры, в том числе Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький. Из-за этого у Замкова появляются враги, которые пишут кляузы. Уволили из Государственного института экспериментальной биологии.

Тогда супруги бегут в Латвию. Поймали, арестовали, посадили на Лубянку. Мухину отпустили через пять дней. Замкова отправили в ссылку в Воронеж. Покровители в 1932 году вернули из ссылки, назначили директором Государственного института гравиданотерапии. Препарат широко используют.

А Мухина возвращается к скульптуре. Ей поручают создать памятник по проекту Иофана к Всемирной выставке в Париже - 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница».

Борис Михайлович Иофан (16 [28] апреля 1891, Одесса, Херсонская губерния — 11 марта 1976, Барвиха, Московская область) — советский архитектор, один из ведущих представителей сталинской архитектуры, соавтор и главный архитектор неосуществлённого проекта Дворца Советов, народный архитектор СССР (1970), лауреат Сталинской премии второй степени (1941)
Борис Михайлович Иофан (16 [28] апреля 1891, Одесса, Херсонская губерния — 11 марта 1976, Барвиха, Московская область) — советский архитектор, один из ведущих представителей сталинской архитектуры, соавтор и главный архитектор неосуществлённого проекта Дворца Советов, народный архитектор СССР (1970), лауреат Сталинской премии второй степени (1941)

Проект удался. Мухина внесла в него воздушность и устремленность вперед. Это дало ощущение динамизма эпохи. Воздушность за счет шарфа вокруг статуи. Эта идея интересна тем, что памятник собираются показывать в Париже, где шарфы в моде.

«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны - Википедия
«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны - Википедия

Созданный памятник осматривал лично Сталин. Дал согласие на показ памятника на выставке. 63-тонную скульптуру разобрали и железной дорогой отвезли в Париж, где снова собрали.

Событие, которое произвело настоящий фурор в мире искусства, произошло 25 мая 1937 года - торжественное открытие выставки. Один из самых впечатляющих павильонов принадлежал СССР, и его главной достопримечательностью стала скульптура "Рабочий и колхозница". Неудивительно, что вызвала восторженные отзывы и признана символом триумфа советского искусства.

Французская пресса не смогла устоять перед величественностью этого произведения и окрестила его "величайшим произведением XX века". Скульптура стала воплощением идеи "освобожденного труда" и вызвала восхищение у таких известных личностей, как поэт Луи Арагон, писатель Ромен Роллан, а также художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо. Они описывали ее как поразительное, современное творение, динамичное воплощение будущего.

Этот монументальный шедевр стал настолько значимым, что по всему миру были выпущены коллекционные серии почтовых марок, значков, открыток и плакатов с изображением скульптуры. Ее выразительность не оставила равнодушными даже критиков, хотя сама автор скульптуры, Вера Мухина, неоднократно высказывала свое недовольство работой из-за сжатых сроков.

Скульптура "Рабочий и колхозница" стала не только символом советского искусства, но и важным историческим памятником. Ее изображения до сих пор восхищают людей и напоминают о значимости и мощи трудовой силы.

Французам так понравилась скульптура, что организовали сбор средств на ее выкуп. Но советское правительство отказало в продаже. Скульптуру варварски разрезали и увезли в СССР.

Панорама международной выставки 1937 года в Париже, в правой части — павильон СССР с «Рабочим и колхозницей», напротив — павильон Германии с орлом на крыше, по центру — Эйфелева башня
Панорама международной выставки 1937 года в Париже, в правой части — павильон СССР с «Рабочим и колхозницей», напротив — павильон Германии с орлом на крыше, по центру — Эйфелева башня

В Москве скульптуру решили установить на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Она должна быть открыта к 1 августа 1939 года.

Несмотря на возражения Мухиной скульптуру установили на низком постаменте:

Скульптура на низком постаменте, 1950-е годы
Скульптура на низком постаменте, 1950-е годы

После фурора в Париже, как не странно Мухина не получила никаких особых привилегий. Наоборот, институт супруга закрыли, перенес инфаркт и ему пришлось жить в глухомани - в городе Каменске-Уральском, где работал врачом-хирургом в больнице № 3 и амбулатории Уральского алюминиевого завода.

Муж умер в 1942 году и его смерть очень тяжело отразилась на Вере Мухиной. Пережила на 11 лет и умерла от стенокардии.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!