КАСЫ́ДА – это лирический литературный жанр, встречающийся в Восточной поэзии, у народов Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной и Юго-Восточной Азии. Является одним из основных твёрдых в средневековой поэзии Азербайджана.
Своими корнями касы́ды восходят к эпохе до рождения пророка Мухаммеда, во времена арабской «джахили́йской» поэзию. Изначально, наиболее старая форма касы́ды отражала переходное положение словесности от фольклора до авторской литературы. В дальнейшем, по мере распространения исламской религии и арабского языка, этот жанр перешёл в персидскую, а затем и в тюркскую поэзию.
Касы́да подразделяется на несколько видов:
- Мадхийя́,
- Минаджáт – стихи о величии Всевышнего,
- Нат – о личных качествах Пророка,
- Фахрийя́ – самовосхваление стихотворца,
- Хаджв – изобличающее сатирическое произведение.
Мадхийе свойственен панегирический характер. По своей форме и содержанию напоминает оду из западной литературы с восславлением царствующих особ или ознаменованием каких-либо важных исторических событий в жизни общества. Неукоснительное упоминание в тексте имён, а зачастую событий и дат делает касы́ду важным историческим первоисточником. Это даёт возможность историкам посредством литературы исследовать изучаемую эпоху Средневековья. В XI-XII вв. появились касы́ды на философскую тематику – короче по своему объему, однако сложнее: неоднозначная, многослойная по своей смысловой нагрузке.
В первом бейте касы́ды строки рифмуются друг с другом, а в каждом последующем двустишии вторая строка рифмуется с первым бейтом (аа ба ва га и т.д.).
Наиболее полное строение касы́ды следующее:
- лирическое вступление (наси́б)
- описание чего-либо (васф)
- путешествие поэта (рахи́ль)
- восхваление (касд)
- самовосхваление (фахр)
В предпоследнем или последнем бейте автор называет своё имя.
Касы́да содержит в своём составе от 15 до 200 бейтов.
И напоследок приведём один из примеров касы́д из азербайджанской литературы.
Мухаммед ФИЗУЛИ́
* * *
Если не будет власти, то тиран вызовет в мире смуту,
Если не будет власти, устои царства лишатся прочности.
Государь тот, в чьей природе нет алчности.
Государь тот, в чьих делах отсутствует двуличье.
Государь тот, чьему повеленью покорен рок.
Государь тот, чьему велению подчинена судьба.
Если он заметит, что свеча притесняет бабочку,
Отсечь должен ей головку, не думая, что причиняет ее свету урон
Если он не найдет у правды милости успех для царства,
То что за смысл претендовать попусту на престол царя.