Найти тему
Океан Между Нот

Пять примеров изображения оргазма в музыкальной культуре

Оглавление

Строго 18+. Не рекомендую открывать публикацию ханжам-моралистам и особо впечатлительным особам.

Однажды Леонард Бернстайн заявил, что "в музыке Брукнера нет настоящих оргазмов" (в источнике - "there are no real orgasms in Bruckner's music"). Скорее всего, дирижёр размышлял аллегорически.

Но на самом деле, в академической музыке можно найти примеры изображения реальной эмоционально-физической разрядки.

Послеполуденные забавы с покрывалом

Уникальный пример многослойного синтеза искусств. Все вы его знаете.

В начале нашей эры древнеримский поэт Овидий пишет первую книгу "Метаморфоз", одним из сюжетов которой является миф о боге плодородия Пане, возжелавшем нимфу-девственницу Сирингу. Но она от него сбежала, обратившись в тростник. Оставшись без секса, Пан занял свои руки и рот самодельным музыкальным инструментом.

В 1759 году рококо-живописец Франсуа Буше проиллюстрировал эту историю полотном "Пан и Сиринга". Показывать не буду, страшусь получить бан от "целомудрённого" алгоритма Дзена.

Хотя ... публикацию в любом случае заблокируют. Так и быть - смотрите.

Далее ... Французский символист Стефан Малларме, насмотревшись на пышные телеса прекрасных нимф, разродился эклогой "Послеполуденный отдых Фавна":

Я горю. Мне разрядиться надо.
Не понял, по каким запрятались местам.
Но к ним меня влекло. Встревожился и сам.
Как пробудился вдруг, не справившись с напастью.
Упрям и одинок. Охвачен древней страстью.
Как Ирис! Как любой бесхитростный простак.

В свою очередь Клод Дебюсси в 1894 году сочинил музыкальное сопровождение к стихам - оркестровую прелюдию.

На самом деле, в пьесе ничего по обсуждаемой теме не прослушивается, хотя у композитора есть произведение и "про это". Замечательное произведение, я расскажу о нём ниже.

Эротизма в музыку Дебюсси добавил хореограф Вацлав Нижинский в балетной зарисовке 1912 года. Так добавил, что парижская "Le Figaro" возмущалась:

Это не изящная эклога и не глубокое произведение. Мы имели неподходящего фавна с отвратительными движениями эротической животности и с жестами тяжкого бесстыдства. Вот и всё. И справедливые свистки встретили слишком выразительную пантомиму этого тела плохо сложенного животного, отвратительного de face и ещё более отвратительного в профиль.

Негодование зрителей вызвали пикантные манипуляции танцовщика с покрывалом одной из нимф в "дрожащем мареве" финала:

Очень смелая хореография для начала ХХ века.

Бес Огня

В главном герое оперы-реванша "Feuersnot" ("Погасшие огни") Рихард Штраус видел себя любимого:

После провала "Гунтрама" я отчасти утратил мужество сочинять для сцены. Именно тогда я наткнулся на фламандскую легенду "Потушенные огни Ауденарда", которая навела меня на мысль написать, руководствуясь личными мотивами, небольшое интермеццо против театра, чтобы немного отомстить моему дорогому родному городу, где я, маленький Рихард Третий точно так же, как великий Рихард Первый за тридцать лет до этого, пережил такой неприятный опыт.

Молодой чародей Кунрад наказывает обывателей Мюнхена тотальным блэкаутом за изгнание своего учителя Райхарта (под которым подразумевается Рихард Вагнер).

Ради возвращение в город света дочь бургомистра Димут должна пожертвовать своей невинностью. Процесс дефлорации музыкальными средствами воспроизводится в так называемой "Любовной сцене".

Горожане собираются под окнами дома Димут. Изображая лихорадочную страсть пары, оркестр довольно быстро набирает обороты. После первого апогея наступает короткая пауза:

В этот момент все огни (костёр перед воротами, фонари горожан, факелы вооруженных людей, огни в домах) вспыхивают одновременно.

И тут оркестр разряжается второй кульминацией.

Интересно, кто получил удовольствие первым: Кунрад или Димут?

Обильно насытив музыку оммажем и цитатами, Штраус создал своего рода пародию на сакральную концепцию "искупления через любовь", реализованную Вагнером в "Тристане и Изольде", доведя эту идею до скандально-провокационного "искупления через секс".

Бредёт Катерина к себе на перину

Молодая купчиха Катерина Измайлова - героиня оперы Дмитрия Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" - изнывает не только от скуки. Отсутствие мужского внимания - вот главная причина её грусти-тоски и жаркого томления:

Всем что-нибудь улыбается, только ко мне никто не придёт, никто стан мой рукой не обнимет, никто губы к губам не прижмёт, никто мою белую грудь не погладит, никто страстной лаской меня не истомит ...
Проходят мои дни безрадостные, промелькнёт моя жизнь без улыбки...
Никто, никто ко мне не придёт ...

Таким образом, работник Сергей приходит на хорошо подготовленную почву.

Любовники сильно спешат и обходятся без предварительных ласк. Стремительная оркестровая интерлюдия ("галоп совокупления") длится порядка полутора минут и завершается недвусмысленными нисходящими пассажами тромбонов:

В переработанной версии оперы этот фрагмент отсутствует (см. экранизацию Ленфильма 1966 года с Галиной Вишневской).

Зато в современных постановках откровенная музыка Шостаковича часто подкрепляется соответствующими действиями актёров. В качестве примера: кадр из спектакля Московского театра "Геликон-опера". Режиссёр Дмитрий Бертман.

-2

Факт на лицо

Британский композитор Томас Адес, рассказывая о премьерной постановке оперы "Powder Her Face" ("Припудри ей личико"), немного лукавит:

Режиссёр пошёл дальше, чем мы предполагали. Мы не собирались высказываться столь определенно, столь скандально. Я не люблю определённости, это отвлекает от содержания и музыки. Газеты, конечно, очень возбудились, что не входило в наши намерения.

В основе произведения: богемная жизнь "грязной герцогини" Маргарет Кэмпбелл, прославившейся любвеобильностью и нимфоманством.

Британская радиостанция Classic FM отказалась транслировать оперу, в том числе из-за эпизода, где героиня исполняет свою партию с посторонним предметом во рту:

Где там те, кто обвинял Шостаковича в натурализме?

Остров сладкой радости

Шестиминутную фортепианную пьесу "Остров радости" Дебюсси закончил на британском острове Джерси в период романтического адюльтера с певицей Эммой Бардак.

В черновиках сохранилась красноречивая запись:

Эти такты принадлежат Мада [м] Бардак - м. [маленькая] м. [моя] - которая продиктовала их мне в июньский вторник 1904 года
Страстная благодарность
Клод Дебюсси

Эротическая составляющая произведения была отмечена, в частности, музыковедом Майклом Кляйном в журнале "Музыка XIX века" (том. 31, № 1, 2007, стр. 36).

А профессор Эстебан Бух утверждает:

Клод и Эмма впервые занялись любовью в июле 1904 года в Гранд-отеле на острове Джерси, и в тот день, совершенно удивительно, "Остров радости" стал воплощением их общей фантазии: звуковым образом их интерсубъективного сексуального сценария.

До мажорная "женская" пульсирующая кульминация звучит почти на середине, ля мажорная "мужская" завершает пьесу.

Ссылка на статью отправляется в раздел Эротика в Музыке постоянного КАТАЛОГА публикаций канала. Ещё по теме:

Три примера абьюзинга в музыкальной культуре

Швабское приветствие - острая приправа классической музыки

Меч Зигфрида, Копьё Вотана и Грот Венеры - Музыка "по Фрейду"

И несмешная байка по устоявшейся традиции:

Юный Ашиль Дебюсси одно время работал учителем музыки у русской миллионерши Надежды Филаретовны фон Мекк. Дочь меценатки Соня затеяла с одарённым французом "игру в любовь". Будущий композитор по глупости пошёл на поводу у пятнадцатилетней вертихвостки и нагло попросил её руки и сердца, чем вызвал негодование матери:

Дорогой месье, давайте не будем путать божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей, но это не значит, что я готова породниться с конюхом ...