6,6K подписчиков

Три примера абьюзинга в музыкальной культуре

2,9K прочитали

Без прелюдии нельзя

На некоторые темы писать очень тяжело. Не в смысле трудности раскрытия материала (с этим особых проблем не возникает), а в плане подбора нейтральных словосочетаний, чтобы публикация сразу не отправилась в бан.

Конечно, ханжески настроенная аудитория не упустит возможность нажаловаться. Крысы всегда были бичом цивилизации.

В любом случае, подписчикам статья будет доступна, да и ссылка останется в каталоге.

Поэтому, пристегните ремни. Покрепче.

Весёлый харассмент

Говорят, что комическую оперу "Дон Жуан" Вольфганга Амадея Моцарта признали величайшей из когда-либо написанных по меньшей мере три гениальных композитора: Рихард Вагнер, Шарль Гуно и Джоаккино Россини.

Имеет хождение легенда, что Моцарта и его либреттиста Лоренцо да Понте консультировал сам Джакомо Казанова - абьюзер всех времён и народов.

Опера начинается с неудачной попытки Дон Жуана вступить в интимную связь с Донной Анной. Замаскировавшись под её жениха, коварный обольститель проникает к ней комнату, где, по словам жертвы:

Молча ко мне подходит и обнять меня хочет;
я вырываюсь ...
Он наступает ...
Кричу я!..
Нейдёт никто.
Одной рукою, изверг, он мне рот зажимает,
а другой обнимает с силой такой, что мне тут стало дурно!

Оправившись от оцепенения, Донна Анна даёт развратнику мощный отпор:

Но стыд, и гнев, и ужас перед дерзким насильем
настолько придали мне силы, что с ним я в борьбу вступила,
вырвалась, и злодея прочь оттолкнула.

На помощь дочери приходит Командор, вступая с Дон Жуаном в свой последний поединок. Жажда мести за убитого отца звучит в арии "Or sai chi l'onore":

В финале первого акта Дон Жуан вновь пытается силой добиться расположения женщины. На это раз объектом его домогательств становится крестьянка Церлина. И только вмешательство группы "Мстителей" разрушает его планы.

За кадром остаются другие подвиги неутомимого ловеласа. Его слуга Лепорелло озвучивает обесчещенной Доне Эльвире количество соблазнённых Дон Жуаном женщин и девушек:

Их в Италии шестьсот было сорок,
а в Германии двести и тридцать,
сотня француженок, турчанок девяносто, ну, а испанок —
а испанок, так тысяча три.
Тысяча три!
Тысяча три!

Судя по методам Дон Жуана, какая-то часть его побед представляет из себя чистой воды насилие.

Что может удержать гражданскую жену от измены?

Тоже, что и официальную. Ничего.

Оперу "Воццек" Альбана Берга одни считают шедевром, другие - какофонией. Я поддерживаю первых.

В пятой картине первого акта гражданская жена Воццека Мари подвергается домогательствам со стороны Тамбурмажора. Ситуация, на самом деле, крайне неоднозначная. Это тот случай когда "нет" означает "да".

Реплики Мари по-женски противоречивы. С одной стороны:

Оставь меня!
Не дотрагивайся до меня!

С другой:

Грудь как у быка, а борода как у льва!
Вот как! Мужик!
Ну ладно, всё равно!

Ходишь налево? Получай ножом по горлу. В третьем акте оперы Воццек вершит свой суд:

Мария: Как красен взошедший месяц!
Воццек: Как окровавленный клинок! (достаёт нож)
Мария: Как страшно! (вздрагивает) Что ты хочешь?
Воццек: Я? Ничего, Мария! И другие тоже ничего! (вонзает нож ей в шею)

Широко распространено мнение, что любая женщина прямо таки мечтает стать объектом насилия. Хорошая попытка, мужики!

Леди и нелюди

С самого момента создания одному фрагменту оперы Дмитрия Дмитриевича Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" отечественные и иностранные СМИ уделяют повышенное внимание. Доходит до того, что некоторые слушатели из всей оперы могут назвать только яркую симфоническую интерлюдию из третьей картины: безудержный галоп насильника с натуралистическими глиссандо тромбонов.

Сопротивление Катерины Измайловой грубому напору работника Сергея носит формальный характер. Несмотря на её крики:

Сергей, не надо!.. Что ты! Я боюсь!..
Что ты делаешь? Серёжа, пусти… Серёжа, я не хо… Ах!..

предваряющая эту сцену откровенная ария "Жеребёнок к кобылке торопится", не оставляет сомнений в готовности Катерины именно к такому повороту событий:

Всем что-нибудь улыбается, только ко мне никто не придёт, никто стан мой рукой не обнимет, ничьи губы к моим не прильнут, никто мою белую грудь не погладит, никто страстной лаской меня не истомит …

Почему-то остаётся без внимания сцена нападения на Аксинью из второй картины. По сюжету Шостаковича работники Измайловых во главе с Сергеем, посадив несчастную в бочку без днища, катают её по двору, не давая выбраться.

Поток циничных комментариев со стороны мучителей, отчаянные вопли жертвы и сладострастные бытовые мотивчики превращают эту сцену в самую отвратительную во всей опере. Поразительно, что Аксинья и Катерина поют один и тот же мотив на одной высоте.

В современных постановках некоторые режиссёры однозначно трактуют сцену с Аксиньей как коллективный абьюзинг. Фотопримеры ниже.

Московский музыкальный театр "Геликон-опера"

Фото с сайта helikon.ru
Фото с сайта helikon.ru

Сиднейский оперный театр

Фото с сайта jacquelinedark.com
Фото с сайта jacquelinedark.com

Оперный театр в Берлине

Фото с сайта deutscheoperberlin.de
Фото с сайта deutscheoperberlin.de

Российский музыковед, профессор Дина Константиновна Кирнарская в лекции посвящённой "Леди Макбет" говорит:

Преступники не действуют в одиночку ... и тут мы вами видим интереснейшую деталь, а это может даже не деталь, а суть, о которой нам напоминает композитор.
Вот когда мы думаем это кто жжёт, насилует, проявляет невиданную жестокость? Это что какие-то монстры? Это какие-то выродки?
"Нет", - говорит Шостакович. Пользуясь вот этими бытовыми мотивчиками он нам показывает откуда берётся зло в мире, откуда возникают вот все эти осуждающие, подписывающие приговоры, избивающие, охраняющие. Вот откуда они берутся? Да это мы с вами, да это каждый из нас. Зло вырастает из почвы самой жизни. "Жизнь пронизана им", - пишет музыковед Арановский, - зло такое же как мы".

Зло такое же как мы!

А мне остаётся рассказать традиционную несмешную байку:

Эта история якобы произошла на одной из репетиций "Дон Жуана". Моцарта не устроила вялая реакция актрисы, игравшей Церлину, на скабрезное предложение, которое ей делает Дон Жуан на балу.

Композитор сам подошёл к героине, шепнул ей на ухо какую-то гадость, при этом шлёпнув её. В ответ он получил хороший пинок, но остался довольным, сказав, что такая реакция гораздо естественнее и теперь он удовлетворён игрой актрисы.

Каталог всех статей, нарративов и видео канала. Жмите смелее.