Сегодня погиб голубь Федя. В мире много голубей, но Федей звали только этого.
Сильный удар для дочери. Это она подобрала его, увидев ковылявшего со сломанным крылом, и она же все месяцы, что он жил у нас, ухаживала и убирала за ним. Недосмотрела за ним тоже она. Оставила открытой дверь дачного дома и, хотя находилась неподалеку, не заметила, как в нее прошмыгнула кошка и уволокла нашего инвалида. Это наше предположение, что кошка. Сколько дочь ни ходила по дачной линии, никаких следов голубя не нашла. От Феди остались только рассыпанные по нашему коридору пух и перья.
Даже мы с женой ощущаем потерю: привыкли к «домашнему» животному и к собственным комментариям о его поведении при встречах с ним. А встречаться приходилось постоянно: выходя на улицу и возвращаясь оттуда, приходилось пересекать его владения – небольшой коридорчик, отделяющий дом от выхода на улицу.
Самым обычным для таких случаев было возбужденное воркование, осуждающее нарушение его покоя. А когда проходила жена, он почему-то быстренько-быстренько подскакивал к ней и начинал клевать её обувь. Дочь он тоже клевал – даже тогда, когда она его поила из заведенной для этого плошечки. От меня он всегда шарахался и боком-боком, кругом-кругом уходил подальше. Однажды в коридор я вышел вместе с женой. Федя подскочил к ней, поклевал, а потом вдруг переключился на меня. Даже клюнул пару раз, но потом одумался, срочно отскочил и удалился – всё так же, по кругу.
Я ощущаю свою вину перед дочерью: это я сказал, что надо дать ему кличку. Возможно, если бы мы его не «очеловечили» и он остался бы анонимом, ей было бы чуть легче. И я понимаю её чувства: любому человеку нужно кого-то любить, за кем-то ухаживать. А что делать ей, если её судьба жить без возможности завести семью и детей – обычных объектов человеческого внимания?
Виноват перед ней я еще и в том, что не откликнулся на её робкую надежду на поездку к ветеринару, чтобы поправить птичье крыло. Наше финансовое положение ей понятно, а по моим реакциям сразу было ясно, что на подобные расходы я не пойду.
В свое время, когда я поделился с подписчиками новостью о находке птицы, одна девушка прислала комментарий, в котором выразила мнение, что я непременно должен разориться на требовавшуюся операцию. Так она оценила переживания дочери. Я и сейчас считаю, и тогда считал, что девушка права. Но к ветеринару не поехал. И даже не корю себя. Считаю, что виноват, но себя не корю.
При этом мне тепло от мысли, что есть такие люди, как та девушка. Не сомневаюсь, что на моем месте она именно так бы и поступила. В каждом человеке есть своя мера человеческого, и я всегда восхищался людьми, в котором этого человеческого больше, чем лично у меня. И таких людей мне в жизни встретилось немало.
Зная, как реагируют читатели, не сомневаюсь, что многие возмутятся: в мире множатся убийства людей, а этот – про какого-то голубя. Но найдутся и такие, кто поймет меня правильно: я все же больше не о голубе, а о людях. О дочери, о той же девушке, о нас с женой…
И опять остановлю: не спешите сравнивать ситуации и чувства, вызываемые гибелью людей и никчемной, и так приговоренной судьбой, птички. Конечно, сравнивать не надо: они несравнимы. Просто нельзя сравнивать. И я здесь не об этом.
В стране, где предстоит прожить, надеюсь, долгие годы моим детям и внукам, были разные времена. И тем более разные, что умножались они на разное восприятие невообразимого множества людей. В разные времена, соответственно, по-разному воспринималась ценность человеческой жизни.
Не знаю, как относился к животным Сталин. Знаю, что Гитлер и Геринг их любили. А зная это, специально залез сейчас в интернет, чтобы поинтересоваться насчет Сталина. Сведения противоречивые. Путин, наверное, любит животных. По крайней мере, известно о имеющихся у него собаках.
Я даже не буду углубляться в тему. Всё прозрачно: любовь к живущему рядом с тобой животному не переносится автоматически на всё живое. Упомянутые люди опирались (а один до сих пор опирается) на более важные для них вещи. Человек в проектах таких людей играет роль одушевленного инструмента.
Не сразу, а по прошествии множества различных эпизодов операции, затеянной нашим нынешним, он подбодрил вступающих сейчас в войско тем, что, мол, не дрейфь, ребята, погибнуть оператором лучше, чем от водки или простуд. Это он им так, по-свойски, как пацан пацанам. Слова человека "из наших" впитываются лучше. Они сильны своей простотой, задушевностью, приземленностью.
И если Владимир Высоцкий, автор текста, не впрямую цитируемого Путиным, поэтически возвеличивал горовосхождение (само по себе нацеленное на одну задачу: на жилах - и вверх, вверх, вверх!), то Путин вместо привычного высокого «Вперед, за Родину, за Сталина (Путина)!» принижает пафос до уровня того, что кажется ему наиболее убедительным, во что он сам больше всего верит – в силу рубля. За хороший рубль, дескать, и умереть не страшно.
Профессиональные зазывалы тоже не дремлют. Перепробовали разное и остановились на том же самом, на наиболее действенном. Пошла реклама о правильной мужской работе, дающей хорошую отдачу в виде достойного заработка.
А перед этим верховное начальство нужные денежки копило. Когда начиналась ковидная двухлетка, все страны выделили собственному населению необходимую финансовую поддержку. Выданные российским руководством десять тысяч рублей выглядят смехотворно в сравнении с суммами, полученными гражданами других государств. Сэкономили на нас, чтобы употребить сейчас на пули и снаряды. Похоже, в то время уже вовсю готовились к нынешнему.
Не рублем единым жив человек. Живет большая страна Россия, в которой женщины рожают детей в надежде на их счастливое будущее. Недостаточно рожают, и их призывают рожать больше. Призывающие имеют свои виды на родившихся. Они на уровне государства разрабатывают новые методы постепенного превращения детей в нужных им манкуртов. А чем больше манкуртов, тем для верховных жрецов лучше.
И дольше века длится этот день. Жизнь застыла в невозможности доползти до спасительного решения сурка. И тысячу дней убивают достойного человека. А его дочь напоминает нам, что если мы не будем заступаться за людей, то кто потом заступится за нас?
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2267 ДНЕЙ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"