Зачем нам знать историю
Путь, который начался в день Пятидесятницы, продолжается до сих пор, Церковь совершает свое шествие через века, пространства и цивилизации к кульминационному событию – второму пришествию Христа. Нужно ли нам, сегодняшним христианам, знать этот путь? Не достаточно ли просто читать Библию? Есть одна поговорка: история повторяется. Не потому ли, что ее просто не знают? В самом Писании Богом заложен принцип, понимание которого делает знание нашего прошлого не только желательным, но обязательным: “И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой”
(Втор.8:2).
Первые века
Христианство появилось не на пустом месте. Оно пришло в мир, где уже были четкие политическая, религиозная и философская системы, сложившийся и устоявшийся римский образ жизни и мышления, коренным образом отличавшийся от иудейского. Поэтому невозможно понять раннее христианство, не зная, хотя бы в самых общих чертах, мир того времени.
Иудаизм первого века нашей эры существенно отличался от того иудаизма, который описан в Ветхом Завете. Он основан на ТАНАХе (Текст священных писаний), для ясности понимания которого были составлены комментарии, а для ясности понимания этих комментариев появились комментарии комментариев, к ним прибавились законодательные установления и все это вместе получило название Талмуд. В соответствии с ним и строилось учение и богослужебная практика того времени. Не следует думать, однако, что талмудический иудаизм был однороден. Внутри него существовало множество течений и школ, некоторые из которых описаны в Библии. Канона Библии (то, что впоследствии христиане назвали Ветхим Заветом) в том виде, в каком привыкли мы его видеть, не существовало, он появился только в 90 году, но в обращении ходило множество переводов и переложений Писания на разговорные языки. Самым важным из них была Септуагинта, или перевод семидесяти толковников, осуществленный в 4 веке до н. э. на древнегреческий язык. По всей видимости, именно она использовалась ранними христианами из-за того, что для ее чтения не нужно было изучать мертвый к тому времени древнееврейский язык. Существовало и большое множество апокрифов и псевдографов, впоследствии отвергнутых Церковью. Однако самой характерной особенностью иудаизма является перенесение центра богослужебной практики после Вавилонского пленения из храма в синагогу. И, несмотря на то, что в 1-м веке храм существовал вплоть до 73-го года, центром жизни еврейской общины по праву являлась синагога, где проходили субботние служения, форму которых позаимствовала Церковь и элементы которого можно видеть даже сейчас: проповедь, чтение Библии, прославление. Это и неудивительно, ведь первыми христианами были исключительно евреи, перенявшие многое у иудаизма того времени. Синагога являлась также и общественно-политическим центром еврейских общин.
Учение Христа почти сразу вызвало негативную реакцию у иудеев. Начались преследование христиан. Первым мучеником стал Стефан, чья смерть положила начало гонениям. Весьма вероятно, что эти гонения явились одним из факторов, способствовавших распространению христианства по всей империи.
Империя
Следует несколько слов сказать и о Римской империи. Никогда еще в мировой истории не складывались условия, более благоприятные для распространения Благой Вести. Единая империя, простиравшаяся по всему известному тогда миру. Прекрасная система коммуникаций, которую составляли знаменитые римские дороги, морские и речные пути сообщения, позволяла беспрепятственно пересекать империю из одного конца в другой не более чем за два месяца. Вспомните миссионерские путешествия Павла! На всей территории общеупотребительными были латинский и греческий языки. Четкая система государственного управления обеспечивала относительную безопасность жителям. Культура и искусство находились на высоком уровне, большинство жителей умело читать и писать, поскольку образование было широко распространено. Вся империя формально находилась в подчинении императора, правящего в Риме. Однако практиковалось и местное самоуправление. Провинции, которые образовывались из завоеванных земель, имели своих правителей, подотчетных императору, как это было в случае с Иудеей. Надо сказать, что самой неспокойной территорией была именно Иудея. Только в период с 63 г. до н. э., когда она вошла в состав Римской империи, и до 73 года н. э., когда в ходе последнего восстания Иерусалим был разрушен, а евреи отправлены в изгнание, было жестоко подавлено более 20 народных волнений. Империя вынуждена была постоянно держать в Иудее 4 отборных легиона. (Для сравнения, во всей Германии стояло только два). Ненависть к Риму буквально пронизывала все еврейское общество. Мессианские ожидания Царя-освободителя регулярно выливались в бунты под предводительством очередного самозванца-мессии.
Во что они верили
Во что же верили жители Римской империи? Их верования можно разделить на несколько групп. Во-первых, это всеобъемлющий и тотальный политеизм. Пантеон богов, божеств, героев и духов был настолько велик, что не поддается исчислению. Каждый город и село имели свое собственное божество-покровителя. Например, Рим – Юпитера, Эфес – Артемиду. Любая семья имела собственного духа, все люди постоянно сверяли каждый свой шаг с волей богов. Пантеон их постоянно рос, поскольку новая завоеванная территория привносила своего бога. Но в описываемый период эти верования претерпевали глубокий кризис, многие относились иронично к склочным и непостоянным богам Олимпа, философы прямо их высмеивали. Человеку нужно было нечто большее. И духовные поиски многих приводили к мистическим таинствам востока – поклонению Изиде, Митре. Эти сплоченные сообщества давали человеку чувство равенства (все члены, невзирая на положение, были равны), принадлежности к определенному социуму (что было важно в условиях империи, где передвижение больших масс народа приводило к тому, что люди оказывались далеко от родины, оторванные от корней), и, как ни странно, уверенность в загробном существовании, поскольку членам культа гарантировалось посмертное заступничество бога-покровителя. Был культ императора, которого возносили как Бога.
Поклонялись также императору. Его возвели в ранг бога и даже стали приность ему жертвы. Это было обязательно для всех как выражение патриотизма и лояльности. Повсюду стояли государственные жертвенники, где каждый мог выразить свои верноподданнические чувства. Отказ от жертвоприношения императору расценивался как государственная измена. Только иудеи имели привилегию исповедовать исключительно свою религию, поскольку власти на печальном опыте не раз убеждались, что заставить евреев изменить своим строгим законам, по которым запрещалось поклонение кому бы то ни было, кроме Всевышнего, невозможно никакими методами. С ними просто смирились. Первое время, пока христиан расценивали как секту иудаизма, их никто не трогал по этой причине. Но когда разобрались, то начались гонения и со стороны Рима.
В особую группу хочется выделить философские течения того времени, поскольку они сыграют весьма значительную роль в формировании богословия христианства, ведь все ранние отцы Церкви, которые первыми начали систематизировать и развивать догматику христианства, имели философское образование. (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Августин)
Из достаточно большого разнообразия философских школ для нас имеют значение только три. Это школы Платона, Аристотеля и Зенона. Платон учил, что существуют два мира – мир материи, где мы и живем, и мир идеальный, где существуют идеи всех вещей нашего мира. Причем идеальный мир первичен, материальный является не более чем его отражением. Например, стул есть только отражение своей идеи, некой “стульности”. Часть души человека принадлежит к миру идей, а потому имеет некоторое врожденное знание о нем. Существует также надмирный творящий ум-демиург. Впоследствии восточная церковь все свое учение строила на философии Платона, а также его последователя, Плотина, создавшего неоплатонизм, наполнив его новым содержанием. Не имея представления об этой философии, невозможно понять православие.
Аристотель развил и видоизменил учение своего учителя Платона. Он утверждал, что Бог есть неподвижная субстанция, занятая самосозерцанием, поскольку ничто иное Его внимания недостойно. Все остальное движется и существует потому лишь, что желает достичь Бога, а мира идей вообще нет. Аристотель сыграл огромную роль во времена средневековья на Западе, где считался непререкаемым авторитетом (католики его называли “христианин до Христа”).
Движение стоиков, основанное Зеноном, считало Бога источником порядка во Вселенной. Бог есть разумное существо (logos), мировая душа (psyсhe), огненное дыхание (pneuma), он имеет материальное тело (soma), которое удерживает вселенную. Эти термины использовало христианство. Апостол Иоанн в своем евангелии широко употребляет их, разумеется, в ином, чем Зенон, смысле.
Эти философские течения прекрасно подходили для того, чтобы христианство могло использовать их терминологию и методологию для формирования богословия, поскольку они уже имели предпосылки монотеизма и подходили для выражения богословских идей.
Христианство и общество
Общество того времени относилось к христианству очень плохо. В чем только не обвиняли христиан! С точки зрения человека того времени, верить в одного Бога означало быть атеистом, отвергающим пантеон божеств. Отказ от поклонения императору делал христиан государственными изменниками. Кроме того, их подозревали в каннибализме, неверно истолковывая учение о крови и плоти Христа; в распущенных сексуальных оргиях, потому что христиане учили любить всех людей, и во множестве других преступлений. Особенно не нравилось то, что христиане учили о грядущем Суде, когда мир погибнет в огне, а грешники получат наказание в пламени ада. Это использовал император Нерон, когда обвинил христиан в поджоге Рима в 64-м году. С этого момента начались систематические преследования христиан, то затухавшие, то вспыхивающие вновь, продолжавшиеся вплоть до 314 года, когда христианство стало государственной религией. Сама структура языческого государства обусловливала неизбежность этих преследований. Однако эпоха гонений послужила лишь становлению, укреплению и распространению христианства, доказав его истинность. По словам Тертуллиана, кровь мучеников – семя Церкви.
Выводы
С приходом на землю Иисуса Христа родилось и стало распространяться христианство. Впоследствии, став государственной религией, оно коренным образом изменило весь мир. Имея изначально иудейский образ мышления, существенно отличавшийся от западного, христианство наполнило новым содержанием западные формы, создав нечто новое, ранее не существовавшее. Мы, сегодняшние, являемся преемниками и продолжателями того, что началось тогда.
В течение лишь трех веков, находясь в жестких условиях, христиане распространились по всему миру.
Подготовил Станислав Буланов
(Продолжение следует)