Найти в Дзене
Игорь Орлов

Святой Паисий Святогорец о политике и духовной жизни сегодня.

Оглавление
Святой Паисий Святогорец
Святой Паисий Святогорец

Интереснейшие наблюдения и рассуждения обнаружил я у афонского старца Паисия Святогорца, касаемые сегодняшней политической и духовной жизни людей.

Спешу поделиться. Захотите высказать свое мнение, обсудить - пишите в комментариях.

Христианский монах древности и сегодняшней жизни. В чем отличия?

Святой Паисий замечает такую вещь.

«В старину, если кто-то из благословенных монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире (читай, интересовался политикой – прим. автора), то его надо было запереть в башню
Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире» (преп. Паисий Святогорец (Эзнепидис) «Нравственно-аскетические труды»)

Почему так?

Святой объясняет, что раньше (когда христианство стало преобладать над языческим миром) правители имели в себе Бога. Сейчас ситуация изменилась вплоть до наоборот: тем, кому дано управлять судьбами стран забыли Бога и потеряли веру.

Великолепное напутствие геронды Паисия Святогорца»

Приведу их цитатой:

«В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние в котором находится наш народ – это исповедание, ибо государство воюет против Божественных законов. Законы, которое оно принимает, направлены против закона Бога» (там же).

Можно ли быть равнодушным сейчас?

Геронда Паисий замечает такое поведение у современных людей. Чтобы не принимать ничего близко к сердцу, не тревожить себя и лодырничать («курить бамбук» в простонародье – прим. автора) они пытаются найти себе оправдание. Даже ссылаются на апостола Павла, мол апостол говорил: «Не надо интересоваться мирскими вещами». И становятся равнодушными ко всему происходящему. Чтобы не происходило в политике, в мире. с людьми - им безразлично. Лишь бы их не трогали, лишь бы пребывать в своем комфорте.

Но старец поясняет слова апостола Павла: когда раньше люди уходили из идолопоклоннических государств, порывали с ними, чтобы быть со Христом, то апостол говорил им, что уходя ко Христу не надо тащить в себе заботы мира. Но раньше - то большая часть мира была идолопоклоннической и языческой. От нее бежали в христианство, в новую волну.

Теперь – наоборот. Многие приняли христианство, разделяют его (пусть и формально). И если в их христианском мире происходит неладное, не христианское, то быть равнодушным нельзя. Потому что кто кроме них настроит этот лад?

Да, так проще, безопасней, но это совсем не христианское поведение. Сейчас все хотят быть для всех хорошими, жить припеваюче и быть безразличными к происходящему.

Вспомнить, говорит старец Паисий, надо пророка Иеремию и его слова:

«Проклят творяй дело Господне с пренебрежением».

Старец приводит свой личный пример.

Геронда Паисий
Геронда Паисий

Он говорит, что мечтал уйти от мира и быть чистым монахом, даже не священником, а монахом. Чтобы постоянно пребывать с Богом, в молитве и не отвлекаться на суету.

Он все сделал для этого: ушел на Святую Году, уединился и просил Пресвятую Богородицу найти ему место, где он никого не будет видеть, слышать, а будет как монах молиться за весь мир.

Но Пресвятая и Пречистая Богородица не слышала его таких молитв и не давала ему уединения.

Но вот когда ко мне приезжает много народа за духовной помощью, говорит старец Паисий – Она дает мне силы всех принять и никого не обидеть, уделить столько времени каждому, сколько будет полезно душе обратившейся. Если бы, замечает старец Паисий, я бы действовал сам по своим силам и воле, то уже на втором человеке замертво и обессиленно свалился бы. Но нет. Господь и Богородица укрепляют меня именно на это, чтобы я помог людям, послужил им.

А как Господь дает мне отдохнуть? – говорит святой Паисий – перед наплывом ко мне людей, Он посылает мне болезнь, чтобы я в ней отдохнул, подумал, настроился и смог бы принять всех.

У меня, шутит старец, все наоборот.

Когда на море шторм, то у меня штиль. Не ходят корабли до Святой горы, людей нет. Я могу отдохнуть.

А когда на море штиль, у меня шторм. Потому что едут люди, идут. Мне даже молитвы некогда почитать и поесть как следует. С 7 утра стук в дверь, приехали паломники. Надо идти к ним.

Знаете, как меня давит все это, какая горечь во рту, как непросто это: общаться, утешать, помогать всем приходящим. И ведь хочется просто побыть в молитве и уединении, добродетельных делах.

Но я не могу уйти, убежать, спрятаться от этого. Если я уйду и брошу людей, то буду считать себя бойцом, сбежавшим с передовой. Но я не допущу этого.

Если бы я думал, как устроиться самому хорошо, то мог бы устроиться много где. Предложений от людей было немало. Но не людей надо слушать, ибо могут соблазнить ненароком. Богу внимать надо. Это главное

« Для того, чтобы пройти в Совет Божий, надо стать «депутатом» от Бога, а не устроителем теплых местечек для себя самого».

И когда люди жалуются, что Бог не дает им комфорт и укрытие, то забывают попробовать сделать обратное: пойти к людям, помогать, работать делать. И тогда Бог, без молитв о помощи, даст силы, чтобы все это доброе и хорошее совершить, чтобы и сил хватило, и мужества, и мудрости.

Вот что дает Бог современным людям. Не комфорт и бегство от политик и проблем мира. Нет. Но силы жить в мире с Богом, а не бежать в свой «эгоистический рай» подальше от всех. Мир спасать надо, помогать осуществлению этого спасения, а не бежать от него в себя и от себя.

Благословенный святой старец Паисий Святогорец
Благословенный святой старец Паисий Святогорец

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось - ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.