Уважаемый заинтересованный читатель, на всём протяжении I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э. на территории Сибири происходили контакты среди населения европеоидного и монголоидного типов. Как так получилось? Вследствие миграционных процессов? Но что заставляло людей совершать длительные, далёкие и опасные переходы? Во всяком случае, этот исторический момент подтолкнул нас исследовать скифский вопрос, который, скорее всего, как-то связан с дальнейшими и более поздними событиями по освоению сибирских просторов русскими. Сейчас мы изучаем материалы по, так называемой, скифской истории, есть много интересных сведений, и как-нибудь обязательно продолжим данную тематику. Однако мы планируем довольно продуктивно заняться XVI веком нашей эры, когда начнём отдельную историю покорения Сибири. А пока давайте предварительно заглянем ещё в IV век нашей эры.
Да, и всё-таки, для начала немного оглянемся назад, чтобы выделить временной период с VII века до н.э. и до IV века нашей эры. Безусловно, в первую очередь, мы сталкиваемся с войнами, различными переделами земель вследствие их захвата то одними, то другими народами. На некоторые территории захватчики приходили даже из крайне отдалённых обжитых мест, например, из Сибири в Европу. Чем характеризуется обозначенный нами период? В это время в Сибири, по заверениям учёных, развивались культуры, как скифская, так и гуннская (хуннская). Ну и гунны по тем временам, как принято считать, активно воевали с соседями, между делом ведя кочевой образ жизни в степях Монголии и Забайкалья до поры до времени. Добавим, что касается исторических периодов, имеются научные указания, что «гунно-сарматское время в Евразии относится к III веку до новой эры – IV веку новой эры».[1] А что такое IV век в истории человечества?
Как утверждают историки, в обозначенном выше веке началось, так называемое, «Великое переселение народов», толчком которого послужили гунны, пришедшие в Европу. Гунны, как полагают, вынуждены были двигаться на запад вследствие изменения климатических условий (похолодания). Тут есть некоторые сомнения, ну, посмотрим, что здесь и как, далее. Между тем, в данном историческом масштабном «мероприятии» участвовали и славяне. «Славяне выходят на сцену Великого переселения народов относительно поздно – в VI в.».[2] Что тут сказать, если оно так, то лучше поздно, чем никогда. Самое интересное, что славяне плотно соприкасались с кочевыми народами, такими, как гунны. «В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своём продвижении на запад гунны увлекли часть славян».[3]
Сами же славяне с VI века по IX век проходили как бы этапы своего объединения в племенные союзы и частенько не давали покоя Византии, совершая против неё военные походы. Заметим, что ни о каких гуннах в данный период времени речи уже не идёт. К слову, большинство историков определяют возникновение Киевской Руси только к IXвеку. Между тем, начиная с V века (после гуннов, скифов, сарматов) наступает «мир и покой в славянских землях». Это время совпадает с появлением мощного союза восточнославянских племён, которых называли антами.[4] Антами были именно славяне, говорят нам историки. Стоит отметить, что до образования Киевской Руси существовало до 15 крупных племенных славянских союзов. То есть союзные отношения, если пошутить, у славян в крови. Ладно, будем иметь это в виду.
Таким образом, Великое переселение народов поспособствовало тому, что из Сибири ушли гунны. Но с IV века по VII век нашей эры на сибирской земле также происходили большие перемены. По крайней мере, как указывают исторические источники, в V веке на территории Алтая сложился тюркский племенной союз, который однажды распался, но положил начало доминирования тюркских народов в Сибири. Кстати, в своё время гунны также объединялись в союз, например, с сарматами. К ним присоединялись и угры. Делалось это с целью противостояния Китаю, но, в конце концов, гунны проиграли противоборство, поэтому «остатки гуннских орд двинулась на Запад».[5] Вот, что удивительно, если, конечно, всё корректно описано, гунны не выдержали натиска китайцев, и ушли в Европу («по программе Великого переселения народов»), которую первоначально хорошо потрепали. И не в похолодании дело тут. Хотя, может быть, похолодание возникло в отношениях с Китаем. Но китайцы, справившись с гуннами, столкнулись с другой проблемой, тюрками. Китай одно время даже платил дань тюркской державе, но также позднее разгромил и тюрков.
Невероятно, сколько в Сибири происходило событий в эпоху железа, жизнь, можно сказать, кипела (или работал «плавильный котёл»). С гуннами не всё так просто, пусть они составили основу Великого переселения народов на запад, но в нём должны были тогда принимать участие и скифы. А когда европеоиды переселились на восток чтобы хорошенько смешаться с монголоидами? «Что касается европеоидной примеси в составе гуннов, то она могла появиться либо в результате западных контактов непосредственно в скифскую или гуннскую эпоху, либо быть унаследованной от неолитического населения Прибайкалья».[6] Во времена неолита было другое какое-то массовое перемещение народов, только с запада, наоборот, в Сибирь? Как бы то ни было, скифы жили в Сибири. А история прошлого хранит загадки, может оказаться так, что Великих переселений народов было много.
Теперь затронем этнологическую тематику. Вообще, этнологические проблемы в современном мире всё больше дают о себе знать, и войны между народами как велись, так и ведутся (в том или ином выражении). А некоторые народы объединяются, чтобы жить вместе. В целом, нам интересно изучить факторы, которые способствовали формированию народов в рамках этногенеза, но это лучше делать последовательно, постепенно вникая в детали. В данной связи отметим следующее: «В настоящее время в процессе расогенеза происходит возрастание фактора метисации (смешения), что связано с усилением взаимосвязи культур и миграционными перемещениями больших масс людей».[7] И вот здесь, как отражались на цивилизации, если они происходили, переселения народов?
Если посмотреть сегодня на мир, многие большие страны представляют своего рода конгломераты, в которых смешались разные народы. К чему всё движется? Очень похоже, что шаг за шагом человечество учиться быть единым целым. Ну, это – идеал, но он как бы всё равно внедряется в жизненную реальность. Именно этому, похоже, содействуют миграции, в большей или меньшей степени в зависимости от случая. Иногда и войны можно рассматривать в том же ключе, несмотря на их, безусловно, негативную сторону. Испокон веков люди воевали друг с другом. Однако перемещения больших масс людей – один из факторов созревания новой цивилизации. Что-то новое должно родиться из того, что сейчас допустимо назвать человеческой расой. То есть расогенез продолжается. Если же случаются войны (а можно и без них, что было бы гораздо лучше), то они ускоряют указанный процесс получения другой человеческой общности, более совершенной.
Вернёмся к гуннам, которые, по большому счёту, в результате Великого переселения народов, дали ростки новой (по тому времени) цивилизации. После гуннов мир стал другим, появились славянские союзы, в Сибири союзы тюркских народов, другие этнические союзы. А любой союз – это путь к единству, если что.
[1] История Сибири : учеб. пособие / Л. Г. Олех. – Изд. 2-е перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. С. 42
[2] Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты / В. П. Буданова, А. А. Горский, И. Е. Ермолова ; отв. ред. А. А. Горский. — СПб. : Алетейя, 2011. С. 130
[3] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2018. С. 17
[4] История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва : Проспект, 2012. С. 8
[5] История Сибири : учеб. пособие / Л. Г. Олех. – Изд. 2-е перераб. и доп. – Ростов н/Д. : Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. С. 43
[6] История Бурятии: в 3 т. Т. 1 – Древность и средневековье. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С. 165
[7] Этнология : учебник / А.П. Садохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008. С. 110