ПАВЕЛ И ЕГО ИМПЕРАТОРСКИЙ ЗАМОК. Исторический тандем
Часть 5. Памятник деду
Оказавшись у Михайловского замка в Петербурге и перестав, наконец, его разглядывать и пытаться постичь спрятанную в его стенах историю, порядком утомлённые туристы начинают оглядываться вокруг и замечают перед зданием замка памятник. А заметив, пристально начинают вглядываться: кто же там, верхом на коне? Замок, вроде, построен для императора Павла, а это никак сам Пётр 1? Так и есть. Но для того, чтобы в этом убедиться, памятник придётся обойти и рассмотреть со всех сторон. А он заслуживает внимания уже хотя бы по двум причинам. Во-первых, это первый и почти прижизненный памятник Петру 1, а во-вторых, в Петербурге он появился благодаря Павлу 1 и стал вторым в городе памятником прославленному русскому императору. Как же так? Чтобы разобраться и заинтересоваться ещё больше, надо заглянуть в историю его создания.
Как бы это ни казалось нескромно, увековечить себя Пётр решил сам. И, думаю, это не мания величия. Это его феноменальная дальновидность! Он верил в свои преобразования и в свой город! Он предвидел, что потомки оценят его начинания и будут помнить! И он решил встречаться с потомками из века в век, пусть и в бронзовом обличии. Он должен был явиться таким, каким сам себя видел: в образе триумфатора, создателя новой великой империи!
Мастеров для строительства Петербурга Пётр искал по всей Европе. Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1666-1744), работавший при дворе Людовика 14, в это время как раз остался без работы. Узнав о наборе специалистов в Россию, он заключил контракт для работы «во всех художествах и ремёслах» и в 1716 году отправился украшать строящуюся на Неве столицу. Немолодой уже скульптур в 41 год прибыл с семьей в Петербург, здесь был замечен русским царём, и началось его восхождение к славе. Сначала этой дорогой шёл отец, за ним по его следам уверенно шагал сын.
Предвкушая победу в Северной войне, Пётр 1 поручает Карло Растрелли создание грандиозной статуи себя в духе триумфальных статуй, которые воздвигались в честь полководцев-победителей в Древнем Риме. Работа над созданием памятника продолжалась довольно долго – с 1716 по 1719 год, а когда государь взглянул на готовую модель, он сделал ряд критических замечаний, и работы продолжились. Вероятно, Пётр не был доволен своим скульптурным портретом, потому что после этого для воссоздания точной копии лица императора Растрелли изготовил восковую маску. Этот способ создания точных копий был уже широко распространён в Европе, в России же был использован впервые. Позже с этой маски скульптор сделал гипсовый слепок, послуживший в дальнейшем моделью для создания скульптурных портретов Петра.
По замыслу Петра 1 памятник предназначался для главной городской площади. А поскольку тогда Пётр задумывал городской центр Петербурга создать на Васильевском острове, именно там, на Стрелке, должен был стоять памятник. Его предполагалось установить на высоком, богато декорированном барочном постаменте в центре огромной Коллежской площади у здания Двенадцати коллегий. Обращённый лицом к Стрелке Васильевского острова, бронзовый Пётр должен был встречать все корабли, прибывающие в порт Петербурга. Именно там Пётр намеревался построить городской порт. Кто бы ни ступил на петербургскую землю, должен был сразу увидеть первого императора и восхититься масштабами и величием его замыслов. Но Пётр скончался, и этим его идеям не суждено было воплотиться. Порт с 30-х годов 18 века был устроен на Стрелке, а петербургским центром Васильевскому острову не пришлось стать. Не довелось и бронзовому Петру занять выбранное для памятника место. Огромное открытое пространство перед зданием Двенадцати коллегий было постепенно застроено, и Коллежская площадь исчезла с городских карт.
Забыли и о памятнике основателю города. При жизни императора его скульптурный портрет так и не был завершён. Растрелли успел подготовить только гипсовую модель для отливки статуи и скульптурный эскиз памятника из воска. На этом всё и закончилось. О памятнике вспомнила дочь Петра Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году. Она призвала стареющего скульптора возобновить работу над памятником. Однако Растрелли вскоре умирает. Памятник в бронзе был отлит в 1747 году уже под руководством его сына, придворного архитектора Елизаветы Петровны – Франческо Бартоломео Растрелли. Но постамент памятника так и не был изготовлен, и место ему не нашли. А может, вовсе не искали.
Когда уже Екатерина 2, взойдя на престол, задумала увековечить память о Петре Великом, она также вспомнила об этом памятнике, повелела его отыскать, но, взглянув на него, не оценила. Екатерина рассчитывала на нечто более грандиозное и масштабное. Петровский Пётр таким не показался и снова был убран с глаз долой! К этому времени «с глаз долой» уже был убран соавтор памятника, выдающийся архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. И на берегу Невы, наконец, появился первый памятник Петру 1 (1768-1778, скул. Э.Фальконе), известный во всём мире как «Медный всадник», благодаря одноимённой поэме великого русского поэта А.С. Пушкина. Этот памятник в полной мере отвечал замыслам Екатерины 2, решившей не только увековечить память о первом императоре, но и зафиксировать своё место в истории. И на памятнике появляется лаконичная надпись: «Петру 1 Екатерина 2». В ней два великих императора следуют друг за другом.
Сын Екатерины 2 Павел делал всё наперекор матери, и, в то же время, сам себе не отдавая отчет, он шёл по её стопам. Он постоянно как будто что-то ей доказывал и в чём-то подражал. Он должен был превзойти мать по всем параметрам! Павел тоже увековечил память о Петре! И именно отвергнутый Екатериной памятник он установил перед парадным фасадом своей резиденции, перед Михайловским замком. Эта идея родилась в 1800 году, когда строительство замка подходило к концу. А потому Павлу, как обычно, нужно было сделать всё срочно и быстро.
А для памятника нужно было ещё изготовить постамент, который в 18 веке так никто и не сделал. Модель постамента, созданная ещё Карло Растрелли и утверждённая Петром 1, уже устарела. Она не только была не актуальна, но и слишком велика. Над проектом нового постамента работали лучшие скульпторы и архитекторы: В. Бренна, А.Н.Воронихин, В.Ф.Волков. Мраморный постамент решено было украсить бронзовыми барельефами, которые должны были прославлять заслуги Петра 1. Для Павла главными заслугами предка были боевые достижения петровской армии. И в качестве сюжетов для барельефов были выбраны две главные баталии Северной войны, определившие её исход: Полтавская битва на суше и битва у мыса Гангут на море. Они создавались по рисункам В.И.Демут-Малиновского скульпторами И.И.Теребеневым и И.Е.Моисеевым под руководством скульптора М.И. Козловского.
Барельеф «Полтавская баталия» размещён на восточной стороне постамента, «Взятие фрегатов при Гангуте» – на западной. Установив памятник, Павел решает сделать на нём посвятительную надпись, ещё более лаконичную, чем на памятнике Петру работы французского мастера Этьена Фальконе. Он просто написал: «Прадеду правнук». В отличие от надписи на первом памятнике «Петру 1 Екатерина 2», Павел не только указал на преемственность, но и подчеркнул родство с Петром, чем его мать Екатерина похвастаться не могла.
Красивый силуэт памятника чётко вырисовывается на фоне замка. Высота скульптуры – 4,6 м, постамента – 6,2 м. Общая высота памятника на пьедестале была рассчитана в соответствии с пропорциями замка и размерами площади. Однако предназначенная для установки на площади и на постаменте гораздо больших размеров фигура Петра у Михайловского замка выглядит несколько непропорционально. Вот почему, чтобы оценить и рассмотреть статую нужно отойти подальше. А отойдя можно оказаться в месте, откуда конь под Петром кажется обутым в женский сапожок! Что добавляет загадочности этому месту, и без того богатому тайнами!
Памятник непостижимому Петру 1 у Михайловского замка - последний штрих к архитектурному портрету его непостижимого правнука! И это место в Петербурге остаётся по сей день местом притяжения!
История о Михайловском замке завершилась. Но точка не поставлена. Это лишь начало Дворцовой истории Павла 1. Одной из её глав может стать рассказ о другом необычном дворце, появившемся по прихоти этого императора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!