Задали вот такой вопрос, и мне сначала стало как то грустно. Как можно на такой вопрос дать сколь-нибудь ограниченный ответ?
А затем спортивный интерес возник - вдруг возможно ответить и на такой странный вопрос! Вот мои мысли и попытка найти конструктивность и пользу.
Статья будет полезна студентам и начинающим специалистам по реабилитации. Это мое рассуждение по мотивам данного вопроса.
Стадия 1 - Возмущение
Услышать такой вопрос от родителя особенного ребенка это вполне обычное дело. Родителям в принципе понятно, что есть разные упражнения, есть лечебные упражнения, ЛФК, разные методы реабилитации; с ребенком нужно заниматься и делать это регулярно. Нормально, что мама задает подобный вопрос специалисту по физической реабилитации или врачу. На самом деле ее правильный вопрос такой:
Какие упражнения и как часто нужно делать мне с моим ребенком, чтобы сформировать, улучшить или развить его физические навыки?
Такой вопрос касается только одного конкретного ребенка, находящегося на конкретном этапе освоения физических навыков. Он касается одной конкретной мамы и ее навыков, способностей и намерений, конкретной семьи и конкретной жизненной ситуации. В этом случае специалист вместе с мамой на занятиях разучивает и выполняет различные упражнения и дает домашнее задание. Мама учится следить за правильностью выполнения, обеспечивать необходимую поддержку, страховку или ассистирование ребенку. Это лучший вариант взаимодействия специалиста по абилитации и семьи.
Слышать вопрос "Какие упражнения нужно делать с ребенком при ДЦП?" от специалиста с медицинским образованием странно. Видимо такое желание получить комплекс от врача и выполнять его проистекает от советский времен ЛФК, когда существовали комплексы упражнений при различных заболеваниях. Например комплекс ЛФК при дискинезии кишечника, или при шейно-грудном остеохондрозе, или при артрозе коленных суставов. А возможно из-за социальных сетей, где каждый день кто-то в очередной группе описывает очередную "авторскую методику" или "уникальное упражнение" от всех болезней.
Стадия 2 - Растерянность
С другой стороны вопрос задан и на него должен существовать какой-то полезный ответ. Наверное ответ должен учитывать различные стороны этой проблемы:
1. Детский церебральный паралич имеет различные формы. Наверное упражнения должны учитывать форму ДЦП у конкретного ребенка?
2. Дети с ДЦП имеют различный уровень освоения глобальных моторных функций. Эти уровни довольно сильно отличаются. GMFCS описывает типичные группы детей с двигательными нарушениями, показывает типичные траектории развития детей в этих группах. Наверное упражнения будут учитывать уровень владения двигательными навыками и ближайшие перспективы в их развитии?
3. Даже внутри одного уровня по GMFCS и одной формы ДЦП дети существенно отличаются. Наверное упражнения должны учитывать не столько диагноз или какую-то цифру в классификации, а те навыки. которые ребенок уже освоил, те которые освоил в базовом варианте, но имеет трудности с применением в жизни, учитывать навыки, которые будет необходимо осваивать в ближайшем времени и для которых нужна подготовка мышц, увеличение амплитуды или освоения более простых движений?
4. Для более успешного освоения навыков наверное стоит учитывать знания онтогенеза ребенка, а также тех компенсаций, которые уже случились у конкретного особенного ребенка, возможно учитывать особенности состояния суставов, сопутствующие заболевания?
5. Наверное стоит учитывать желания и психические особенности ребенка и организовывать занятия преимущественно в игровой форме? Ведь очень важно, чтобы ребенок с ДЦП полюбил физические занятия, полюбил движение, полюбил постепенное развитие навыков. Особенному ребенку все будет даваться тяжелее, при этом его развитие немыслимо без регулярных физических тренировок. Пассивные методы при ДЦП показывают существенно меньшую эффективность, чем методы активные.
6. Вышеперечисленное лежит на поверхности..., а ведь есть еще возможности семьи, включая финансовые и временные, сопутствующие заболевания и ограничения ребенка, вторичные ортопедические осложнения, характер ребенка, наличие или отсутствие технических средств реабилитации...
ДЦП - это огромная группа состояний, обусловленных не прогрессирующим повреждением и/или аномалией головного мозга у плода или новорожденного ребенка с развитием различных нарушений моторики и поддержания позы.
Эта болезнь случилась давно. Сейчас ребенок нуждается не столько в лечении, сколько в грамотном и постепенном обучении. Семья и специалисты должны создать такой режим активности, который позволит добиться максимально возможного результата в обучении двигательным навыкам.
Стадия 3 - Принятие
Парадигма, в рамках которой кажется, что существует простое и понятное решение сложной проблемы, просто мы про него пока не знаем, сейчас завладела умами большинства людей. Мы нажимаем пару кнопок на телефоне и еда появляется около входной двери, не выходя из дома можно открыть вклад и при этом приложение само заполняет поля договора, мы нажимаем кнопку электронного голосования и верим, что новый губернатор сделает нашу жизнь лучше.
Желание узнать, купить. получить комплекс упражнений, который решит проблему из той же области. Такой комплекс можно купить для конкретного ребенка. Если при этом было обследование, было несколько занятий со специалистом, на котором вас обучили правильной технике выполнения упражнений, то отлично! Выполняйте упражнения, периодически показывайте результат специалисту, и он со временем заменит упражнения на более сложные или назначит упражнения для освоения следующих навыков.
Но как же поступить начинающему специалисту, который хочет попробовать себя в абилитации детей с ДЦП, хочет назначать им не какой-то стандартный комплекс, а искренне стремится быть максимально полезным разным детям и их семьям?
Надо учиться! И я не про университет или колледж. Читайте хорошие книги (особенно на английском), формируйте клиническое мышление, спорьте и обсуждайте проблемы в командах с коллегами и смежными специалистами, черпайте идеи друг у друга.
Стадия 4 - Ответ на вызов
Такой путь я бы предложил начинающему специалисту по реабилитации, в конце которого получится самостоятельно составлять и изменять комплексы упражнения для детей с ДЦП:
Я уже предполагаю наличие образования:
- Это может быть медицинское образование (медицинский массаж, сестринское дело в реабилитации, медицинская реабилитация, ЛФК). Ваши руки прекрасно чувствуют состояния тканей, вы видели в своей практике и норму и патологию, вы перемещали пациентов, знаете что такое боль...
- Это может быть физкультурное образование + адаптивная физическая культура или физическая терапия (реабилитация). Вы отлично умеете планировать тренировки и можете обеспечивать их прогрессию, у вас отличные собственные двигательные навыки и вы знаете как добиваться прогресса...
- Если же ваше образование педагогическое или психологическое, то у вас куча нерешенных сложных задач, касающихся мотивации, саморегуляции, обучения, общения и взаимодействия особых детей. Мы за вас это не вывезем!
Если же вы посетили какой-то семинар, заплатили деньги за авторскую методику восстановления, вы потомственный целитель или шаман какой - мне не о чем с вами говорить, вы же все знаете.
Итак, чек лист - что изучить и понять, если вдруг это забыли вам рассказать в колледже или ВУЗе:
- Досконально изучите онтогенез ребенка. Что в каком возрасте и в каком порядке осваивает здоровый ребенок.
- Изучите функции отдельных мышц и мышечных групп. Агонисты, синергисты, антагонисты, стабилизаторы, нейтрализаторы в отдельных движениях и позах. Физиологические и патологические виды движений во всех суставах. Сегментарную иннервацию.
- Изучите биомеханику человека, поддержания позы, управления ОЦТ, баланса, двигательные патерны и пр.
- Поймите режимы мышечных сокращений, физические качества мышц.
- Поймите и примите концепцию уровней освоения движений по Бернштейну
- Поймите эффективную механику основных движений: фиксация взгляда и ориентация головы, переворот, ползание на животе, перемещение на четвереньках, вставание на колени, вставание у опоры, ходьба с опорой, ходьба без опоры и др. Поймите способы перехода из одной позы в другую (лежа - сидя, стая на коленях - стоя на ногах, опускание на пол из положения стоя и пр.)
- Дальше тренируетесь понять для чего и почему те или иные упражнения включают в свои комплексы действующие специалисты, например доступны видео Антон Епифанов, Александра Бонина, Владимир Демченко, наверняка есть и другие. Это поможет сформировать вам клинический подход и умение ставить и решать задачи. В процессе наткнетесь и на фриков и неучей, но багаж знаний поможет вам понимать почему из упражнения или подходы могут навредить.
- Ищите и вникайте в упражнения на мягком инвентаре (мячи, валики, маты, кубики). Можно смотреть упражнения для здоровых детей, упражнения по системе Бобат и пр.
- Найдите и освойте упражнения на детском инвентаре: детская шведская стенка, нестабильные платформы, батут, сухой бассейн, наклонная плоскость, брусья, лестница, беговая дорожка, вибро-платформа и пр.
- Собирайте и осваивайте способы перемещения и страховки ребенка, способы контактного контроля, поддержки, ассиста. Пробуйте освоить переходы из позы в позу со здоровым ребенком.
- Освойте правила регулировки и использования основных ТСР: заднеопорные и переднеопорные ходунки, 3-х и 4-х опорные трости, брусья, стул для сидения, вертикализатор, подушка для сидения, туторы, ортезы, аппараты и пр.
- Придите на стажировку к действующему специалисту, работающему с ДЦП. Помогайте ему, носите ведра с водой ), заплатите в конце концов. Участвуйте в его занятиях, предлагайте решения, обсуждайте с ним процесс и причины тех или иных решений.
Пройдя этот путь вы сможете подбирать, адаптировать и усложнять упражнения для любого ребенка с ДЦП:
- Определяете навыки, которые уже имеет ребенок. Определяете навыки, которые недостаточно уверенно освоены или пропущены, ориентируясь на стандартный онтогенез.
- Согласовываете с родителями долгосрочную и краткосрочную цель занятий в соответствии с критериями SMART.
- Подбираете упражнения на закрепление освоенных навыков в усложненных режимах, обеспечиваете прогрессию тренировок в данных навыках или движениях.
- Подбираете упражнения на отдельные мышцы или подводящие упражнения для навыков и движений, освоенных частично или неуверенно, добиваетесь уверенного освоения данных навыков и дальше с ними по пункту 3.
- Подбираете подводящие упражнения и тренируете мышцы, связки, амплитуды движений, необходимые для освоения новых навыков, предполагаемые онтогенезом или потребностями ребенка и семьи. Эти навыки и движения должны быть потенциально достижимыми для ребенка данного класса по GMFCS.
- Учитывая возраст и психические особенности ребенка подбираете такие формы занятий, которые будут ему нравиться (насколько возможно). Предпочитаете игровые формы, чередуете сложные заданий и задания, с которыми ребенок справляется с удовольствием, вовлекаете в занятие родителей, стараетесь не просто выполнять упражнения, а искать в нем понятную ребенку цель, учите ребенка планировать и корректировать движение, изменяете условия выполнения упражнений. Используйте "полосу препятствий" или игру, в которых ребенок сможет выполнять упражнения, необходимые для достижения целей, но не будет относиться к ним как к скучным процедурам ЛФК.
- Хорошо освоенные ребенком упражнения отдавайте на самостоятельное выполнение в семье и переходите к новым. Контролируете процесс самостоятельных занятий (возможно даже дневник или видеоотчет).
В целом будет не просто, не многие найдут силы пройти такой путь. Но с ДЦП непросто у всех. И если вы способны пройти подобный путь, то вас очень не хватает!
Хотелось проще? Ну тогда найдите книгу с названием "Упражнения для детей с ДЦП", уверен такую уже написали )). Или заплатите за семинар по авторской методике "лечения" ДЦП.
Только к эффективной реальности это вряд ли будет иметь отношение.
Рекомендую для самого начала прочитать и понять:
Не реклама, лично не знаком с этими специалистами. Но они написали про то, что мне приходилось собирать по кусочкам, долго и болезненно - сэкономит вам кучу времени:
- Лупандина-Болотова: Сидеть, ползать, ходить.
- Семенова Клочкова. Реабилитация детей с ДЦП.
- Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)
- Статьи на моем Дзене тоже лишними не будут :-)
Буду благодарен, если кто-то из специалистов порекомендует хорошие книги по проблеме ДЦП, написанных врачами и специалистами по физической реабилитации. Только не надо авторских методов, остеопатии и целительства. поверьте читал - неинтересно.
А если Вы родитель ребенка с ДЦП, просите вашего специалиста по реабилитации давать вам задание, если этого он еще не сделал.