Найти тему

Ранее вмешательство. Почему это БЕЗУМНО ВАЖНО для детей

Здоровый ребенок - мечта любой нормальной семьи. Ребенок с отставанием в развитии - большое испытание. К сожалению ни одна семья не застрахована от такого испытания.

Современный консенсус в реабилитации состоит в осознании необходимости повсеместного внедрения концепции раннего вмешательства.

Нормальное (типичное) развитие ребенка – последовательность стадий и периодов, которые проходят в своем развитии большинство детей, характеризуется появлением определенных навыков и поведенческих проявлений ребенка в определенном возрастном интервале.

Задержкой физического или умственного развития считают отставания в освоении навыков. Такие задержки диагностирует педиатр, невролог или физический терапевт, обычно они очевидны для специалистов, имеющих достаточный опыт наблюдения как за здоровыми детьми, так и за детьми с отклонениями в здоровье или развитии, но иногда задержки минимальны или находятся на границе нормы.

Раннее выявление таких задержек дает возможность специалистам наиболее эффективно применять методы реабилитации или лечения, что дает максимальную эффективность. Концепция раннего вмешательства сейчас общепризнана.

Под вмешательством я имею ввиду

  • различные медицинские и реабилитационные процедуры и мероприятия (медикаментозная поддержка, оперативное лечение, ортезирование, физиотерапия, медицинский массаж, мануальная терапия, ботулинотерапия, групповые и индивидуальные занятия физической терапией, ЛФК и пр.)
  • различные педагогические и развивающие занятия (с логопедом, дефектологом, психологом, рекреационные занятия, семейные программы и пр.)
  • обучение семьи, корректировка или адаптация среды, подбор и настройка ТСР и т.п.

Консенсус специалистов состоит в том, чтобы при любом отставании в развитии осуществлять реабилитационные мероприятия как можно раньше, даже не дожидаясь уверенной постановки диагноза. Откладывание вмешательства лишь снижает эффективность последующей реабилитации, увеличивает ее стоимость, часто делает полное восстановление невозможным. И вот почему:

Мозг ребенка в норме развивается стремительно, но развитие замедляется с возрастом

В первый год жизни мозг ребенка развивается стремительно: увеличивается количество нейронов, но особенно сильно увеличивается количество нейронных связей. Именно количество нейронных связей похоже определяет способности к успешному формированию как физических так и умственных навыков.

Эти нейронный связи формируются в процессе знакомства ребенка с окружающим миром, получения самых разнообразных впечатлений, чувствительного и эмоционального опыта, взаимодействия с предметами и взрослыми и так далее. Чем старше становится ребенок, тем процесс формирования новых связей замедляется.

-2

Формирование связей в мозге - каскад, когда одни освоенные простые навыки становятся базой для формирования более сложных навыков. Кажется, что ребенок в первые месяцы ничему не учится и ничего не умеет, но на самом деле в его мозге закладываются самые базовые навыки, без которых невозможно освоение сложных движений, перемещений и взаимодействий. Чувство тонуса, положения частей тела, направления веса и инерции, звуковые, зрительные и другие сигналы органов чувств, их взаимосвязь, причинность и следствие, ожидание результата от своего действия и оценка достижения этого результата и многое многое другое.

Чем больше мы занимаемся с ребенком, чем больше разнообразного опыта он получает, тем быстрее и полноценнее развивается его нервная система, тем быстрее он осваивает новые навыки. Чем раньше мы это делаем, тем большего результата достигаем.

Одни навыки становятся основой для других

Если ребенок не может освоить какой-то навык, почти всегда причину нужно искать в том, что какой-то предыдущий навык, который является базой для нового освоен им не до конца или не освоен вовсе. Не сможет ребенок перевернуться, пока не научится поднимать и удерживать голову, а ходить очень трудно, если вы не умеете уверенно стоять со свободными руками.

Грамотный специалист легко определяет эти пропущенные навыки. Вернувшись к предыдущим ступенькам и восполнив пробел за счет тренировок пропущенного навыка удается достаточно быстро догнать "типичное развитие". Чем раньше это будет сделано, тем легче, быстрее будет процесс и лучше результат.

-3
-4

Эффективность всех методов реабилитации детей падает с их возрастом

Исследования, проведенные за последние 2-3 десятилетия позволили построить графики. На первый взгляд такие кривые говорят о низкой эффективности поздней реабилитации после 3-5 летнего возраста. Но на самом деле они показывают специалистам, наибольшую эффективность раннего вмешательства, дают нам некоторый минимальный (пессимистичный) трек, хуже которого быть не должно. Эти исследования показывают, что наибольшего успеха достигаются при раннем вмешательстве, вне зависимости от степени выраженности нарушений и задержек развития.

-5

Чем рискуем и что теряем без раннего вмешательства

Разделю условно все на 3 ситуации:

1. Здоровые дети или дети, о которых мы думаем что они полностью здоровы (2 и более специалистов так считают, отсутствуют диагнозы, наследственные настороженности, ребенок развивается нормально). Применяя такие недорогие методы как профилактический массаж или занятия "мама+ребенок", вы рискуете зря потратить небольшую сумму, но ребенок находится под контролем специалиста, который не должен пропустить первые признаки задержки, применить соответствующие методики или передать ребенка более квалифицированному или узкому специалисту.

2. Дети, в отношении которых насторожены 2 или более специалиста, не имеющие диагноза, которые демонстрируют некоторые задержки или отклонения от типичного развития ребенка. К сожалению для таких детей практически невозможно сказать выровняются они самостоятельно или через некоторое время задержка станет явной, диагноз врачом будет поставлен и лечебные мероприятия будут необходимы.. В первом случае вмешательство квалифицированных специалистов позволит ребенку быстро, а для родителей дешево догнать типичное развитие. Во втором, даже при неблагоприятном развитии степень задержки будет меньше, базовых навыков будет освоено больше, такой ребенок всегда будет иметь больший потенциал реабилитации, если она будет необходима.

3. Дети, имеющие диагноз задержки развития, церебрального паралича, недоношенные и др. уже находятся в режиме отставания. Откладывания вмешательства специалистов ведет к снижению эффективности лечения и реабилитации в последствии. Чем позже начата реабилитация, тем она как правило более затратна и менее эффективна.

Я не буду тут рассматривать случаи, когда время и реабилитационный потенциал ребенка были растрачены неквалифицированными специалистами или околомедицинскими шарлатанами. Это тема для другой статьи.

Для кого ранее вмешательство особенно важно:

1. Дети с ДЦП. Проблема, что диагноз ДЦП может быть выставлен в нашей стране достаточно поздно. Когда педиатр в 1 год наконец напишет этот диагноз будет уже потеряно 10-11 месяцев периода активного роста мозга и формирования бесценных нейронных связей.

2. Недоношенные дети, дети имеющие осложненный анамнез пренатальногго, интернатального или постнатального периодов. Такие дети имеют повышенный риск развития отставаний развития.

3. Дети с последствиями травм. Травмы опорно-двигательного аппарата довольно часто приводят к нежелательным компенсациям, нарушениям осанки, формированию неэффективного статического или двигательного стереотипа. Медицинский массаж, ЛФК, мануальная терапия, двигательное переобучение и др. методы сегодня позволяют максимально полноценно восстанавливаться после травм, длительной иммобилизации или оперативного вмешательства.

Итак:

1. Перефразируя китайскую поговорку: лучший день, когда нужно начинать реабилитацию (абилитацию) - вчера, следующий лучший день - сегодня.

2. Лучше ошибиться, "перебдеть" и взять на занятия здорового ребенка, который и сам бы догнал отставание, чем потом мужественно сражаться за его здоровье и физическое развития подключая дорогостоящих специалистов и современные методы.

3. Если задержка развития очевидна, про нее вам говорят как минимум 2 специалиста, начинайте реабилитацию как можно раньше, начинайте с того что доступно вам в вашем городе, в вашей ситуации. Даже сравнительно менее эффективные методы реабилитации, примененные рано, скорее всего дадут более значимый результат в сравнении с более современными и доказанными, но примененными поздно.

Вы можете считать что специалисты часто навязывают ненужные массажи, мануальные терапии или физические упражнения детям без необходимости. Это отчасти правда. Мы часто предпочитаем помочь ребенку догнать типичное развитие не надеясь на то, что это получится у него естественным образом. Это не из-за денег. Эти суммы не идут ни в какое сравнение с лечением запущенных процессов и осложнений. Это из-за тех случаев, когда мы видим уже взрослого ребенка 5-7 лет с серьезными задержками и из опроса мамы понимаем, что никаких реабилитационных и абилитационных мероприятий с ним особо не проводилось. Хочется кричать и требовать машину времени, чтобы успеть максимально помочь там в прошлом... но пока это невозможно.

Ошибка выжившего она такая. Мы не узнаем сколько из наших массажей, занятий и упражнений было сделано зря (здоровые дети становятся здоровыми взрослыми и воспринимают здоровье как данность), но мы слишком часто видим сколько массажей, занятий и упражнений не было сделано вовремя.

Читайте также: