Многие из нас на саммите Россия - Африка этим летом восхищались харизматичным лидером Буркина-Фасо Ибрагимом Таоре, пришедшем к власти с помощью "Вагнера" и установившем в стране военное правительство от "Патриотического движения за защиту и восстановление". Но у него был достойный предшественник и образец для подражания - Томас Санкара, которого во всем мире считают героем. Будучи лидером Буркина-Фасо, он успешно управлял своей страной, занимая социалистическую и антиимпериалистическую позицию, и он дал народу своей страны надежду на лучшее будущее.
Томас Исидор Ноэль Санкара родился 21 декабря 1949 года в городе Яко в провинции Верхняя Вольта (ныне Буркина-Фасо). В то время Верхняя Вольта была французской колонией, и его отец, член жандармерии, был одним из немногих африканцев, состоявших на службе у колониального правительства. Таким образом, он и его семья обладали привилегиями, которых не было у подавляющего большинства людей эотй страны.
Томас хорошо учился и был особенно хорош в математике и французском языке. Его отец хотел, чтобы он стал священником, но Томас решил пойти в армию.
В 1966 году в возрасте 17 лет Томас поступил в военную академию в столице страны Уагадугу. Находясь там, Санкара стал свидетелем первого военного переворота в Верхней Вольте, возглавляемого подполковником Сангуле Ламизаной. В академии было много гражданских преподавателей, получивших образование в области социальных наук, и здесь Томас начал впитывать прогрессивные идеи, такие как антиколониализм, антиимпериализм и марксизм.
Через три года Санкара покинул Уагадугу и продолжил военную подготовку на Мадагаскаре, где он также изучал сельское хозяйство. Здесь он стал свидетелем народных восстаний против правительства президента Филберта Цирананы.
В 1972 году Санкара вернулся в свою страну и принял участие в пограничной войне между Верхней Вольтой и Мали. Он отличился в этом конфликте, хотя позже называл войну несправедливой.
В Уагадугу он стал чрезвычайно популярной фигурой в качестве гитариста группы под названием Tout-à-Coup Jazz. Несмотря на успехи в качестве музыканта, он продолжал военную карьеру. В 1976 году он стал командиром учебного центра коммандос в городе По на юге страны. В том же году он вступил в секретную организацию под названием «Коммунистическая офицерская группа». В нее также входил Блез Компаоре, который в будущем сыграл основную роль в смерти Томаса Санкары.
В 1981 году Санкара получил свой первый пост в правительстве в качестве министра информации при военном правительстве президента Сайе Зербо. Во время своего пребывания в правительстве он был потрясен бесчинствами других министров и максимально дистанцировался от них. В то время как другие ездили на работу на дорогих машинах, Санкара ездил на велосипеде. В то время как правительство стремилось подвергнуть цензуре СМИ, Санкара был открыт и честен, что привело к правительственным скандалам. Как и следовало ожидать, коллеги его невзлюбили, и он ушел в отставку в апреле 1982 года в прямом эфире национального телевидения со словами «Горе тем, кто затыкает народу рот!».
Позже в том же году еще один переворот привел к власти майора Жана-Батиста Уэдраого, и он назначил Томаса Санкару своим премьер-министром. Несмотря на смену правительства, Томас снова навлек на себя гнев своих коллег нестяжательством и тем, что настаивал на прогрессивных реформах. Кроме того страну посетил сына президента Франсуа Миттерана Жан-Кристоф Миттеран, который остался крайне недоволен чрезмерно радикальным и слишком левым премьер-министром в бывшей (но все еще зависимой) французской колонии. В общем, на этом посту он продержался всего четыре месяца, но теперь его не только уволили, но и заключили в тюрьму.
Но, как оказалось, этот шаг стал фатальной ошибкой для действующего правительства, так как Санкара имел значительную поддержку среди военных, и его заключение в тюрьму послужило катализатором для его коллеги-офицера Блезу Компаоре возглавить переворот и свергнуть правительство Жана-Батиста Уэдраого. 4 августа 1983 года Томас Санкара стал председателем Национального Совета Революции и лидером страны.
Томас Санкара считал себя революционером в том же духе, что и Че Гевара и Фидель Кастро. Он был предан антиимпериалистическим и коммунистическим идеалам. "Великая Октябрьская революция 1917 года изменила мир, принеся победу пролетариату, потрясла основы капитализма и сделала возможным свершение мечты Парижской Коммуны о справедливости." Однако его политика была направлена не на борьбу с внешними силами, а на проблемы собственной страны. Он сосредоточился на борьбе с коррупцией и на восстановления лесов, что стало основной политикой его правительства.
Томас Санкара переименовал страну в «Буркина-Фасо», что означает «земля честных людей» на языках мооре и дьюла, двух основных языках страны. Он также изменил флаг страны и ввел новый национальный гимн.
На посту президента он приложил все усилия чтобы улучшить условия жизни народа Буркина-Фасо. Он проводил политику по обеспечению населения жильем, доступным здравоохранением, образованием и продовольствием, что значительно сократило бедность в стране.
Была осуществлена вакцинация от инфекционных заболеваний детей и взрослых, что способствовали борьбе с менингитом, полиомиелитом, жёлтой лихорадкой и корью. С 1983 по 1985 год было вакцинировано более четверти всего населения. Правительство Санкары также было первой африканской страной, признавшей эпидемию СПИДа.
Пытаясь искоренить трущобы, в которых жило большинство населения в стране, правительство строило кирпичные заводы. Построенная без привлечения иностранных специалистов и займов обширная сеть железных и автомобильных дорог вскоре соединила все части страны, и десять миллионов деревьев были посажены, чтобы остановить наступление Сахары. Санкара был, пожалуй, первым африканским лидером, который придавал такое большое значение экологии. Он даже ввел законы, которые наказывали тех, кто разжигал лесные пожары и незаконно рубил дрова. В ходе аграрной реформы за три года урожайность пшеницы возросла с 1700 до 3800 кг на гектар, что позволило стране выйти на самообеспечение продовольствием. Резко выросло производство хлопка и тканей.
Одним из приоритетов нового режима было улучшение положения женщин по всей стране и предоставление им равных прав. Калечащие операции на половых органах, полигамия и принудительные браки были полностью запрещены. Многие женщины получили руководящие посты в правительстве и вооруженных силах, что было беспрецедентным шагом для практически любой африканской страны того времени. Во время своих выступлений Санкара даже предлагал мужчинам стараться выполнять работу, которая считается женщинской, чтобы мужчины лучше понимали их положение в обществе.
Не вся политика Томаса Санкары была успешной. Он учредил Комитеты защиты революции, в который вошли вооруженные ополченцы, призванные распространять революционную мысль и защищать правительство. Эти вооруженные группы также рассматривались как противовес вооруженным силам. В конечном итоге Комитет начал злоупотреблять своей властью, и акты бандитизма стали обычным явлением. Санкара признал, что эта программа потерпела неудачу.
Система судов, известная как Народные революционные трибуналы, была создана как способ публично продемонстрировать внимание правительства к правосудию. Первыми под удар попали коррумпированные чиновники и те, кого подозревают в уклонении от уплаты налогов. Приговоры были мягкими, но подсудимым не давали права на адвоката, и судебные процессы стали для чиновников способом публично унизить своих соперников. Рабочих судили за «лень» и приговаривали к бесплатному труду.
Идея равенства также привела к тому, что его правительство вступило в конфликт с многочисленной этнической группой мосси, которая имела строгую иерархическую социальную структуру. Эта структура рассматривалась как препятствие на пути к созданию единства и равенства внутри страны, и многие представители мосийской элиты были лишены своих привилегий.
В этот период страна сместила свои внешние отношения от западных держав в сторону коммунистических и левых администраций. Особые отношения сложились между Буркина-Фасо и Кубой. После того, как Томас Санкара встретился с Фиделем Кастро, сотни буркинийских молодых людей были отправлены на Кубу для обучения на врачей, инженеров и агрономов.
Санкара завоевал широкую поддержку народа своей страны, отказывая себе в привилегиях, обычных для министров правительства и жил на жалование армейского капитана, составлявшее $450 в месяц, а президентский оклад в $2000 перечислял в сиротский фонд. После убийства Санкары оказалось, что его личное имущество состояло из старого автомобиля «Пежо», холодильника со сломанным морозильником, трёх гитар и четырёх велосипедов. Он продал правительственный парк Мерседесов и заменил его на Рено 5 - самого дешевого автомобиля, доступного в Буркина-Фасо. Он даже отказался использовать кондиционер в своем кабинете на том основании, что это ненужная роскошь, недоступная большинству буркинийцев.
15 октября 1987 года Томас Санкара был убит группой вооруженных людей во время переворота, организованного его бывшим другом Блезом Компаоре, который затем правил страной в течение следующих 27 лет. Компаоре отменил практически всю прогрессивную политику Санкары и сблизил Буркина-Фасо с Западом. В 2014 году Компаоре был отстранен от должности, а в 2021 году его судили заочно. В апреле 2022 года его признали виновным и приговорили к пожизненному заключению, хотя вряд ли он когда-нибудь отсидит свой срок. В настоящее время он живет в Кот-д'Ивуаре со своей семьей.
Судебный процесс также пролил свет на тот факт, что Кот-д'Ивуар, Франция и, вероятно, Соединенные Штаты были причастны к убийству, хотя французское правительство отказалось предоставить изобличающие доказательства и необходимые документы.
Томас Санкара боролся за равенство в то время, когда неравенство было обычным явлением. Он был защитником рабочего класса и бедных масс. Сегодня он считается «африканским Че Геварой».