Добро пожаловать в главный железнодорожный музей России и один из крупнейших музеев железных дорог в мире! Наш музейный комплекс расположен на территории площадью почти 60 тысяч квадратных метров и состоит из двух корпусов: здания старого паровозного депо и эффектного современного корпуса.
Сегодня расскажем 10 увлекательных фактов из исторических залов нашего музея. Пишите в комментариях, какой факт понравился вам больше всего и приходите в гости в наш музей, чтобы своими глазами увидеть редкие коллекции и легендарные паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны и другую железнодорожную технику.
1. Музей железных дорог России был открыт в 2017 году
Торжественное открытие музея состоялось 30 октября 2017 года. Оно было приурочено к 180-летию железных дорог России.
В мероприятии открытия приняли участие президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
2. Дальний предок паровоза — первая паровая машина — называлась «Турбина Герона»
Паровая машина Герона — эту конструкцию изобрёл древнегреческий математик и механик Герон Александрийский. Эолипил (так называлась паровая машина Герона) представлял собой наглухо запаянный котёл с двумя трубками на крыше. На трубках устанавливался полый шар, а на его поверхность монтировались два Г-образных патрубка-сопла. В котёл через отверстие заливали воду. Отверстие закрывали пробкой, а котёл устанавливали над огнём. Вода вскипала, и образовывался пар, который по трубкам поступал в шар. При достаточном давлении струи пара быстро вращали шар, вырываясь из сопел. Фактически эолипил Герона является первой паровой турбиной.
3. Первые паровозы появились в Англии
Самые первые паровозы были разработаны в Англии.
Интересный факт!
Во время поездки в Англию в 1816 году, будучи 19-летним юношей, будущий император Николай I познакомился с железной дорогой. Николаю Павловичу англичане с гордостью демонстрировали свои успехи как в области строительства железных дорог, так и в паровозостроении. Великий князь был впечатлен увиденным, он сам лично попросился на паровоз к инженеру Стефенсону и бросил в топку несколько лопат угля. Таким образом, Николай I стал первым российским кочегаром. Позднее, благодаря тем юношеским воспоминаниям, император инициировал строительство железных дорог, которых при нем было проложено около 1000 верст. Он положил начало развитию собственного российского машиностроения.
4. Первый в мире паровоз был запатентован в XIX веке
24 марта 1802 года англичанин Ричард Тревитик получил патент на первый паровоз.
5. Классическую модель парового локомотива первым создал Джордж Стефенсон
Английский изобретатель Джордж Стефенсон первым создал привычную нам классическую модель парового локомотива.
6. На знаменитых паровозных гонках в Англии одержал победу локомотив «Ракета»
«Ракета» — один из первых паровозов, построенный в 1829 году отцом и сыном Джорджем и Робертом Стефенсонами. Именно этот паровоз одержал победу в знаменитых Рейнхильских состязаниях в Англии. Это привлекло дополнительное внимание к паровозостроению и значительно ускорило их модификацию.
7. Первая в мире железная дорога общего пользования называлась «Стоктон-Дарлингтон»
Стоктон-Дарлингтонская железная дорога в Англии стала первой в мире железной дорогой общественного пользования на паровой тяге.
8. Первая железная дорога общего пользования в России — Царскосельская — была открыта в 1837 году
Первой пассажирской железной дорогой в Российской империи стала линия, соединившая Петербург с пригородами: Царским Селом и Павловском. Открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года.
Хотите узнать больше о первых железных дорогах для пассажирских поездов? Читайте нашу прошлую статью!
9. Первая русская вагонетка на рельсах была построена в XVIII веке и называлась Вагонетка Фролова
В нашем музее представлена инсталляция, которая наглядно показывает преимущество рельсового транспорта. Если сравнить скорость двух тележек, то можно убедиться, что по рельсам тележка едет гораздо быстрее. Первые рельсы были деревянными. В качестве тяги использовалась мускульная сила животных.
В 1763-1764 годы на Колываново-Воскресенских заводах на Алтае горный инженер К.Д.Фролов спроектировал первую в России лежневую дорогу. Она состояла из деревянных подмостей, лежней и «собак» — тележек, которые приводились в движение приводом от водяного колеса. Сын инженера — П.К. Фролов — усовершенствовал конструкцию отца и в 1806-1809 годы построил первую отечественную конно-рельсовую дорогу.
10. Первые промышленные рельсы были сделаны из чугуна
Рельсовые пути за время своей эволюции много раз изменялись. Сначала были деревянные лежни, верхняя часть у которых была полукруглой — из-за изнашивания её приходилось часто менять. Когда выплавка чугуна достигла достаточного развития, произошёл переход на более прочный материал. В XVIII веке в Англии чугунная часть рельса стала увеличиваться, а деревянная уменьшалась, пока не исчезла совсем.
Интересный факт!
В 1806 году Фролов Петр Кузьмич представил сразу два проекта: водяное сообщение и чугунные рельсовые дороги. Выгода проекта рельсовой дороги была настолько очевидна, что в этом же году проект был утверждён. В эксплуатацию первая в России чугунная дорога с конной тягой была сдана в 1809 году и функционировала более 25 лет.
Хотите узнать больше исторических сведений и невероятных фактов о железнодорожном транспорте? Посетите обзорную экскурсию в Музее железных дорог России!
Установите мобильное приложение «Цифровая платформа Музея железных дорог России» и опробуйте два режима использования: «В музее» и «Вне музея».