Ученые из HHMI (Howard Hughes Medical Institute) совместно с коллегами UCL (University College London) опубликовали в Nature Neuroscience статью “Организация памяти для обобщения во взаимодополняющих системах обучения”, в которой представили новую теорию Go-CLS. Она объясняет, как мозг отбирает информацию для долгосрочного запоминания.
История вопроса: CLS - теория взаимодополняющих систем обучения
В 1995 году группа ученых McClelland, McNaughton, and O'Reilly выдвинула теорию CLS (Complementary Learning Systems) - теорию взаимодополняющих систем обучения.
Согласно теории взаимодополняющих систем обучения, наш мозг использует две различные, но взаимосвязанные системы: гиппокамп, который быстро фиксирует и временно сохраняет новый опыт, и неокортекс, отвечающий за постепенную интеграцию и долгосрочное хранение этих воспоминаний.
Благодаря такому взаимодействию мы можем не только быстро адаптироваться к новой информации, но и обобщать и встраивать ее в нашу “картину мира” для долгосрочного поиска и понимания.
Суть этой когнитивной теории простыми словами. Человеку свойственно запоминать личный опыт и обобщать его. Это необходимо для выживания, потому что наш мозг потребляет энергии как одна лампочка, а не как огромный вычислительный центр - он физически не может обсчитывать каждую ситуацию “с нуля”. Именно так мы обучаемся и усваиваем какие-либо правила и закономерности.
Например, после переезда в новый район люди довольно быстро усваивают, когда на их станции метро народу битком, а когда они могут сесть с комфортом. Исходя из этого они планируют свои поездки.
Однако перед учеными до сих пор стоит вопрос: а как именно мозг отбирает то, что нужно обобщить и “встроить”, а что - нет.
Теория памяти Go-CLS - объясняет не только как, но и почему мы запоминаем что-либо надолго
Авторы Go-CLS (Generalization Optimized Complemented Learning Systems) при помощи математической модели доказывают, что долгосрочная память подчиняется цели сформировать адаптивное поведение.
Проще говоря, мы сохраняем в долгосрочную память то, что нам необходимо для эффективного взаимодействия с окружающим миром:
- чтобы избегать того, что мы считаем проблемой/опасностью,
- чтобы добиваться желаемых целей, -
в формате “внутренних инструкций” по поведению.
Таким образом, эта теория научно подкрепляет то, что интуитивно понятно специалистам по обучению: человек хорошо запоминает то, что в его восприятии является жизненно необходимым и что он ассоциирует со своим личным опытом.
Как применять когнитивную теорию Go-CLS в обучении
Перед большинством создателей обучающих продуктов стоят одни и те же цели:
- повысить вовлеченность обучаемых;
- повысить их образовательные результаты;
- обеспечить удовлетворительный образовательных опыт.
Проще говоря, люди должны научиться тому, за чем пришли, и получить от этого удовольствие.
Используя основные положения Go-CLS, мы можем применять следующие приемы в проектировании обучения.
Применять форматы, обращенные к ситуациям личного опыта обучаемых, например:
- При объяснении использовать ту логику изложения, которая максимально откликается обучаемым. Подробнее о типах логики изложения я писала в своем телеграм-канале.
- Погружать обучаемых в реальную практику ДО начала обучения и В ПРОЦЕССЕ обучения для получения личного опыта с использованием доступных методик от Shadowing до проектной деятельности.
- В процессе получения реальной практики подсвечивать ситуации опасности и выгоды для обучаемых.
Исследовать целевую аудиторию обучения с фокусом на ее адаптивные цели и трудности в реальной жизни и практике.
- Не только “двигать к мечте” или “устранять боль” при помощи обучения и поддерживать в разрешении учебных затруднений, но и закладывать адаптационные образовательные цели в курс и маркетинговое продвижение.
Применять деятельностный подход в обучении
- Обучаемым необходимо давать пусть и небольшие, но реальные продуктовые задачи.
Решение кейсов - это хорошо. Но задача сделать реальную вещь, которую можно применить на практике - эффективней, поскольку в ней отстранение от личного опыта минимально.
Например, создание чат-бота для ученика более эффективно, чем написание доклада по темы “Алгоритмы решения такого-то задания ЕГЭ”.
При игрофикации обучения фокусироваться на реалистичном сеттинге и нарративе
- В игровом обучении мы нередко используем игровую метафору для вовлечения в обучение. Например, помещаем персонажей в фантазийный мир. Однако для повышения образовательных результатов лучше работают максимально приближенные к реальному опыту игровые ситуации.
Например, обучать в игре государственных служащих лучше не на метафоре тонущего корабля, а на метафоре городского хозяйства, пусть и инопланетного.
Идеи и лайфхаки для подобного обучения вы всегда можете найти в моем телеграм-канале для методистов и преподавателей.
Использовать юмор в обучении
Комедийные приемы - это одна из coping strategy человека. То есть способ “справиться” с какой-либо проблемой.
О применении юмора в образовании я рассказывала на бесплатном вебинаре, запись которого можно найти в канале.
Использование юмора позволяет вовлекать человека в процесс обучения и активировать его мыслительные функции и память.
В целом когнитивная теория GO-CLS при помощи научного метода доказывает положения, которые известны разработчикам обучения, которые работаю в парадигме деятельностного подхода к обучению.