Искусственный интеллект стремительно развивается и умеет выполнять некоторые задачи не хуже человека. Нейросети могут озвучивать и переводить на другой язык видеозаписи в режиме онлайн, отвечать на общеобразовательные вопросы, выполнять математические вычисления, собирать презентации на заданную тему, генерировать картинки по текстовому описанию и многое другое. ИИ достиг определённых успехов и в сфере образования: он способен проверять задания учащихся, анализировать учебные результаты, выявлять и устранять пробелы в знаниях. Но сможет ли искусственный интеллект заменить учителя в школе? Давайте рассуждать вместе.
Будем реалистами и примем тот факт, что учитель перестал быть носителем уникальных знаний – все знания доступны в интернете. Но ведь задачи педагога не сводятся лишь к ретрансляции информации – они гораздо шире. На первый план выходят так называемые «мягкие» навыки, с которыми может справиться только человек. Рассмотрим их подробнее.
Образование – процесс коммуникативный. Учитель выступает в роли наставника и пользуется авторитетом среди учеников. Зачастую личность учителя в большей степени влияет на отношение ученика к учебному предмету, да и к процессу обучения в целом. Именно педагог может заинтересовать учёбой, привить любовь к предмету, замотивировать и подтолкнуть ребёнка к изучению нового. Всё это невозможно запрограммировать.
Другое свойство, присущее лишь человеку, – креативность. ИИ не обладает абстрактным мышлением и, соответственно, не способен научить этому детей. Кроме того, преподавание само по себе – своего рода творчество. Мастерство педагога проявляется в том, как он организует процесс обучения, воспитания и развития учащихся, каким способом строит свой урок, как находит контакт и нужный тон общения с подопечными в тех или иных ситуациях школьной жизни. В то время как нейросети созданы на базе определённых математических границ и не могут выходить за рамки.
Ещё один навык, неподвластный ИИ, – критическое мышление. Это способность воспринимать и оценивать информацию, сопоставлять факты, подвергать сомнению любые утверждения и принимать рациональные решения. Проблема ИИ в том, что он не в состоянии мыслить вне прописанных алгоритмов, не умеет делать собственные выводы и определять ошибочность или истинность суждений совершенно точно.
Практика показывает, что искусственный интеллект может стать хорошим помощником учителя, взяв на себя рутинную деятельность. Но сейчас он не в силах полностью заменить процесс взаимодействия учителя и учеников. Оценка текущего уровня развития технологий позволяет говорить о том, что обучить ИИ «человеческим» навыкам получится ещё нескоро и в обозримом будущем обучать детей будут живые люди.
Образовательный онлайн-сервис «Облако знаний» при грантовой поддержке Фонда содействия инновациям запустил эксперимент по внедрению технологии искусственного интеллекта в собственную систему. Ожидаемые результаты проекта (автоматизация проверки развёрнутых ответов на задания ЕГЭ и формирование индивидуальных образовательных траекторий каждого обучающегося) призваны не заменить учителя, а существенно облегчить его работу.