Печальные чары: «Последний Единорог» и другое фэнтези Питера Бигла

Rankin/Bass Productions, Topcraft, ITC Films
Rankin/Bass Productions, Topcraft, ITC Films

В фантастике есть такой жанр. У него нет отдельного названия, но по ощущениям он где-то между сказкой и философской притчей, при этом по сложности не доходя до магического реализма. Самым ярким его представителем считается «Маленький Принц». Но нельзя сказать, что шедевр Экзюпери – единственный в своем роде. К его собратьям можно отнести и «Последнего Единорога» Питера Бигла.

Этой книге повезло два раза. Первый раз, когда автор отказался от первоначального замысла и перенес действо из современного города в классическое фэнтези-средневековье. А второй раз, когда Бигла назначили сценаристом мультипликационной версии.

Признаться, я взялся за книгу уже после просмотра мультфильма. И буквально вспоминал его по мере прочтения, настолько все было близко к тексту.

На моей памяти, это самый близкий к оригиналу по духу и атмосфере фэнтези-мультфильм наравне с «Черным котлом». Правда, сюжетно "Котел" настолько далеко ушел от первоисточника, что его можно считать «дополнительным» томом «Хроник Прайдена». Питеру Биглу же, в роли сценариста, по его словам, удалось воплотить почти все, что он хотел воплотить.

Rankin/Bass Productions, Topcraft, ITC Films
Rankin/Bass Productions, Topcraft, ITC Films

Сюжет простой, но трогательный. Единорог пытается спастись от гигантского Красного Быка, загнавшего всех ее сородичей в море. Она встречает колдуна-неудачника Шмендрика, и вместе они отправляются в замок короля Хаггарда, что стоит за похищениями.

Все без исключения персонажи несчастны. Шмендрику толком не дается магия, принц влюблен в девушку, не зная, что она – единорог. Старуха, похитившая последнюю, живет во лжи, ведь ее бродячий зверинец мифических существ, кроме единорога, обычные животные.

В плане внутренней неудовлетворенности показательны слова короля Хаггарда из книги. Одна из спутниц друзей Молли устраивается в замок поварихой и начинает вкусно готовить. Хозяин замка этого не ценит, сетуя, что усилия, затраченные на приготовление вкусной пищи, неравноценны получаемому от нее удовольствию.

Приглашенным японским аниматорам (позднее они составили костяк легендарной студии «Гибли») удалось подчеркнуть неизбывную грусть, переполняющую «Последнего единорога». Выразительный внешний вид персонажей и общее цветовое оформление вызывает печаль, а иногда и сострадание.

Сцена, где старый тощий лев, долгое время изображавший мантикору, прихрамывая покидает цирк, мало кого не разжалобит. Это не говоря про глубокие глаза героини или причитания волшебника, у которого все валится из рук: «Магия-магия, сделай как надо!».

Что же до режиссеров (Артур Ранкин и Жюль Басс), то до «Единорога» они отметились неплохим «Хоббитом» и гораздо более слабым «Возвращением короля» – анимационным завершением «Властелина колец». Питер Бигл в них не участвовал, но был автором сценария промежуточных событий. То есть, оригинального мультфильма «Властелин колец» Ральфа Бакши.

К слову, жестокосердного короля в «Последнем единороге» озвучил сам Кристофер Ли!

 В фантастике есть такой жанр. У него нет отдельного названия, но по ощущениям он где-то между сказкой и философской притчей, при этом по сложности не доходя до магического реализма.-3

Оригинальная же книга заинтересовала меня настолько, что я решил прочесть остальное фэнтези Питера Бигла. К своему удивлению я обнаружил там повесть «Два сердца» – прямое продолжение обсуждаемой истории. Шмендрик возвращается, чтобы сразиться с грифоном, а вот принц Лир превратился в дряхлого старика. Что тут сказать? «Два сердца», в отличие от «Последнего единорога», оставили скорее депрессивное, нежели печальное впечатление.

Роман «Соната единорога», несмотря на название, вовсе не имеет отношения к «Последнему единорогу».

«Песня трактирщика» – тоже вещь вполне себе самостоятельная. Это своего рода вариация «В чаще» Рюноскэ Акутагавы (более известной в постановке Акиры Куросавы «Расёмон»), когда несколько персонажей по-разному трактуют одни и те же события. Сюжет представляет собой сборник монологов участников сюжета на фоне заговора темных колдунов. Книга интересная, но в силу необычного повествования быстро стирается из памяти.

Ну и в нулевых Питер Бигл таки выпустил первоначальную (незавершенную) версию «Последнего единорога» на тему современности.

Что же касается мультфильма, это редкий случай, когда мы получили практически идеальную экранизацию, в отличие от оригинала не омраченную авторскими продолжениями, подражаниями и вариациями.

Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! Так же у нас есть статья про другой японско-голливудский фэнтези-мультфильм, а также про фантастические фильмы, похожие на «Кто подставил кролика Роджера». Другие кинообзоры фантастики и фэнтези можно найти в отдельной рубрике.