Найти в Дзене

10 фантастических мультфильмов Хаяо Миядзаки (и 1 биографический)

Оглавление

Если спросят слово, чтобы охарактеризовать все работы основателя «Студии Гибли», пожалуй, на ум придет «доброта». В его картинах практически нет настоящих злодеев, а примирение и достижение взаимопонимания всегда ставится выше уничтожения врага.

Работы мэтра японской анимации отличает глубина сюжета и трогательность, а также тщательная прорисовка – до самых мельчайших листиков и капелек.

Ну и как же не отметить, что почти все из них – в жанре фантастики или фэнтези?

В преддверии выхода на экраны его нового (и, увы, последнего) мультфильма «Мальчик и птица» давайте рассмотрим все полнометражные работы, что срежиссировал лично мастер – вкратце, без спойлеров и в хронологическом порядке:

Замок Калиостро (1979)

Tokyo Movie Shinsha
Tokyo Movie Shinsha

Хотя этот мультфильм продолжает мультсериал «Люпен III», сюжет будет понятен даже тем, кто не смотрел предыдущие серии. Кому не знаком Арсен Люпен, обаятельный преступник, эдакий Остап Бендер, что постоянно уходит из рук полиции? И хотя в мультфильме главный герой – его внук, события раскручиваются по схожей формуле.

Начинается все с ограбления казино, но вскоре благородство в герое одолевает корысть – и вот он уже спасает девушку от подлого, но харизматичного графа Калиостро.

Погони, перестрелки и эпичный финал делают мультфильм скорее увлекательным, чем трогательным. Да и прорисовка кадров не дотягивает до лучших работ мастера.

Но если хочется приключений в духе «Фантомаса», то далеко вставать не надо.

Topcraft
Topcraft

А вот это уже научная фантастика, точнее постапокалипсис.

Чем-то сюжет напоминает «Дюну» – герои, не без помощи высоких технологий, выживают в пустынном мире, только одолевают их не гигантские черви, а огромные насекомые-мутанты.

Надо ли говорить, что сильная героиня была редкостью в восьмидесятые? Принцесса Навсикая походит на немного повзрослевшую Алису Селезневу – ловкая и боевитая, но при этом желающая не во что бы то ни стало разделаться с врагами, а добиться истины.

Аниме снято по манге, созданной лично Хаяо Миядзаки. И нужно сказать, что первоисточник не менее великолепен. Более того, в нем найдется немало сцен, которых нет в мультфильме, что охватывает только первые два тома из семи. Впрочем, аниме все равно выглядит законченным произведением.

Небесный замок Лапута (1986)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Многие мультфильмы Миядзаки (и этот не исключение) в чем-то созвучны творчеству Владислава Крапивина: Мальчик и девочка открывают большую тайну, а победить им помогают не кулаки, а дружба и взаимовыручка.

Это уже стимпанк, а значит зрителей ждет эстетика 19-го века, дирижабли и планеры. Да, летательным аппаратам было уделено внимание еще в «Навсикае», но тут воздушные сражения раскрываются в большей мере. И к полюбившейся теме Миядзаки вернется еще не раз!

Мой сосед Тоторо (1988)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Пока мама болеет, папа с двумя дочерьми живут в деревне. Девочки, помимо сельской жизни, знакомятся с загадочными, но симпатичными лесными обитателями. Среди них озорной кот-автобус и титульный дух леса Тоторо – огромный, ленивый и добродушный.

Еще одна визитная карточка студии «Гибли» чем-то напоминает «Простоквашино». Это не увлекательный боевик, полный погонь и приключений, а трогательная семейная драма, сотканная из милоты и доброты.

Ведьмина служба доставки (1989)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Можно было бы сказать, что аниме опередило «Гарри Поттера», только вот героиня, кроме полета на метле, мало чего умеет.

Жизнерадостная история на тему взросления уже не про вынужденные каникулы, а, наоборот, про трудовые будни в не совсем будничной обстановке.

13-летняя ведьмочка вместе с котом приезжает, точнее, прилетает на метле в чужой город, чтобы отработать практику. Она должна не только заслужить доверие местных жителей, но и увериться в собственных силах – а помогут в этом новые друзья.

Как и во многих мультфильмах студии «Гибли» здесь нет вселенского зла, что необходимо побороть, зато немало забавных бытовых деталей – каждый житель чем-то занят: то хлеб печет, то самолет строит или рисует картины в лесу.

Порко Россо (1992)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

«Порко Россо» несправедливо сравнивают с «Чудесами на виражах» – там и там звероподобный пилот сражается с пиратами. И при всем уважении к обоим мультфильмам – «Порко Россо» гораздо глубже и красивее. «Чудеса на виражах» – это увлекательный комикс, а «Порко Россо» – масштабное полотно.

Мультфильм явно навеян произведениями Экзюпери и сентиментальными драмами Хамфри Богарта, например, «Касабланкой».

Не желая работать на ненавистное правительство, военный пилот охотится на пиратов. Те в отместку нанимают другого аса, чтобы он разобрался со «свинорылым».

Но аниме не столько про воздушные бои, сколько про само ощущение полета и то, как остаться человеком, столкнувшись с человеческой жестокостью.

Самый запоминающийся момент – в одном из сражений главный герой наблюдает, как его соратники буквально отправляются на небеса.

Принцесса Мононоке (1997)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Пожалуй, среди работ Миядзаки эта тонально больше всех походит на подавляющую массу аниме – проклятый герой-воин и не менее воинственная сильная героиня со сверхчеловеческими способностями. Противостояние технологий и природы – жители Железного города вырубают лес, чтобы добыть руду – усугубляется нечастыми, но впечатляющими жестокими сценами.

Видимо это, равно как и кажущаяся простота сюжета, привлекли внимание печально известного продюсера Харви Вайнштейна, любившего доносить авторские картины до широкого зрителя. Он был согласен показать мультфильм в Америке, но потребовал для пущей ясности урезать хронометраж с двух с лишним часов до полутора.

В ответ из японского офиса пришел самурайский меч с припиской «Не надо ничего резать». И мультфильм дошел до заокеанской публики без изменений. Редкий случай, когда добро победило «бабло».

Унесённые призраками (2001)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Если в «Порко Россо» пилот превратился в свинью от отвращения к человечеству, то родители девочки становятся парнокопытными, потому что позарились на еду, предназначенную для духов.

Чтобы спасти папу и маму от съедения, дочка устраивается на службу к колдунье в санаторий. И героиня, будто Аленушка из сказки, хитростью должна победить «Бабу Ягу».

Несмотря на довольно печальную завязку и потустороннюю тему, кино получилось красочным и жизнерадостным (хотя, кто бы сомневался?). И даже заслужило премию Оскара!

Ходячий замок (2004)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Еще одно почти классическое фэнтези, поставленное по роману английской писательницы. И аниме вышло не хуже первоисточника!

Чем-то напоминает «Сказку о потерянном времени» – ведьма превращает героиню в старушку, приревновав ее к молодому колдуну.

После оказывается, что прокляты абсолютно все главные герои, не исключая самой «проклинательницы».

Одна из заслуг «Замка» – это, конечно, милые персонажи, от которых так и веет уютом – галантное пугало, собачка-щетка и «чертенок» из очага, что управляет титульным замком.

Но Миядзаки не был бы Миядзаки, если бы в очередной раз не поразил размахом – шагающий замок-трансформер состоит из множества частей, продуман до мельчайших деталей и способен преображаться прямо на глазах. Ну и как же позабыть про вооруженный конфликт между двумя королевствами, что, хоть и не является завязкой сюжета, но становится существенным его катализатором.

Рыбка Поньо на утёсе (2008)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Как вы уже заметили, многие мультфильмы Миядзаки легко сравнить со сказками. Эта напоминает «Русалочку», только очень мило и совсем не трагично.

Мальчик вылавливает рыбку и относит ее домой. Позже та случайно пробует его кровь и начинает превращаться в девушку. Но морской колдун против подобной метаморфозы и желает вернуть дочь обратно в океан.

Несмотря на завязку, мультфильм медлителен и созерцателен. Даже следующий по сюжету потоп не в силах ускорить его динамику.

Но впечатление от «Рыбки» все равно прекрасное, доброе. Особенно кино должно понравиться маленьким детям.

Ветер крепчает (2013)

Studio Ghibli
Studio Ghibli

Любовь Миядзаки к самолетам подарила зрителям не один шедевр. И этот мультфильм – не исключение. Он запросто мог стать прощальным для творца-мечтателя – по настрою и сюжету он близок к этому.

Мастер в очередной раз удивил – мало того, что кино без фантастических элементов, так еще и биография реального авиаконструктора!

Мальчик с детства грезил о полетах, но из-за слабого зрения начал не пилотировать, а изобретать самолеты.

Созданные им истребители Mitsubishi A5M и A6M Zero принесли немало горя во время Второй Мировой войны, да и жизнь самого изобретателя не обошлась без трагедий… Но печальный мультфильм остается жизнеутверждающим, ведь человек и его мечта – это всегда прекрасно.

Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! Так же у нас есть статьи про анимационную "Антологию русского хоррора" и фантастические фильмы, похожие на «Кто подставил кролика Роджера».