Уход людей из жизни переживается всеми по-разному: кто-то лучше, кто-то хуже приспосабливается к изменившемуся миру, в котором теперь ему предстоит быть. Если горе – тяжёлое состояние, включающие сильные эмоции в связи с утратой, то горевание – это процесс мышления. С того момента, как человек принимает факт смерти, начинаются сложные процессы преодоления, в результате которых утраченные отношения понемногу обращаются в воспоминания, которые отныне не поглощают всецело, а навевают состояние светлой печали. Такая реструктуризация мыслей об умершем и своём опыте утраты в новой реальности без ушедшего из жизни человека в психологии называется работой горя.
Этот путь горевания каждый проходит индивидуально, однако психологи выделили некоторые закономерности, описывающие это переживание. Горюющий человек может понимать стадии как этапы, которые нужно пройти, переживая трудное известие. В то время как задачи дают инструменты для улучшения или выхода из тяжёлого состояния и надежду – человек сам может предпринять нечто, чтобы справиться со смертью близкого.
Стадии переживания горя
Многие психологи разрабатывали свои концепции фаз, стадий и этапов горевания. Отечественный психолог, автор понимающей психотерапии, Фёдор Василюк полагал, что в норме процесс горевания проходит в течение полугода-полутора/двух лет и включает пять этапов:
1. Шок и оцепенение (до 9 дней)
«Этого не может быть!»
В этом этапе для человека характерно оцепенение: скорбящий скован и напряжён, его дыхание затруднено и неритмично, часто отсутствие аппетита, нарушение сна и утрата сексуального влечения.
Реакция шока выступает защитным отрицанием факта или значения смерти, что позволяет человеку столкнуться с утратой не сразу, не во всем объеме.
2. Отрицание и поиск (до 40 дней)
Связана с желанием возвращения умершего. Человек отрицает реальность и необратимость утраты, не веря, что это – навсегда. Он испытывает сильные трудности, чтобы жить, как раньше и удерживать внимание на внешнем мире, в котором всё пронизывает ощущение присутствия умершего (поиск его в силуэтах и лицах прохожих; дети часто чувствуют, точно покойный следит или присматривает за ними).
Видения покойного, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, естественны на этом этапе горевания, но самого человека зачастую пугают.
3. Принятие горя, собственно острое горе (до 6 месяцев)
Другие психологи называет эту фазу периодом отчаяния, страдания и дезорганизации.
Физические симптомы, присутствовавшие ранее, могут не только сохраняться, но и усиливаться на этой стадии. Вдобавок может появиться мышечная слабость, утрата энергии, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле.
Когда человек осознаёт необратимость смерти и бессмысленность поиска, то страдает от острой душевной боли. Горюющему уже может быть оказана профессиональная помощь не только на уровне поддержки, но и на уровне работы с чувствами страдающего человека.
Ему нужно не забыть оторвать от себя утраченную фигуру, а сотворить новый образ этого человека для сохранения в своей душе.
4. Фаза остаточных толчков и реорганизации (до 1 года)
Жизнь горюющего налаживается, восстанавливаются сон и аппетит, профессиональная деятельность, поскольку умерший прекращает быть сосредоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно проявляется всё в более редких толчках воспоминаний, что бывают после основного землетрясения. Часто возникают в ответ на памятные даты и традиционные события. Человек ищет в картине своего мира новое место для умершего.
5. Фаза завершения (2 год)
В среднем через год после события горевание вступает в свою последнюю фазу – завершения. Образ умершего должен «занять постоянное место в продолжающемся смысловом целом жизни человека» и закрепиться во вневременном, ценностном измерении его бытия.
Психологическая помощь человеку, утратившему близкого, оказывается в виде психологической поддержки клиента и его консультирования по актуальным проблемам.
Задачи горевания
Горевание всегда предоставляет задания, которые необходимо выполнить. Пусть в остром горе они могут видеться непосильными, с поддержкой психолога они дают надежду на выход из этого состояния, а надежда – мощное противоядие ощущению беспомощности, которое часто сопутствует горюющим.
Потому как горевание – это процесс, а не состояние, то решение задач непременно требует усилий. Какие задачи предъявляет горе?
1. Принятие реальности утраты
Надежда на воссоединение с умершим нормальна в первые дни и недели, но становясь хронической, мешает человеку жить. Отрицание смерти может проявляться в разных формах, от лёгкого искажения фактов до полной картины бреда. Человек может выбрать две крайности:
Максимизацию потери
Это хранение тела умершего дома несколько дней, прежде чем кому-то говорить или «мумификация», когда вещи умершего остаются на своём месте на случай его возвращения.
Минимизацию потери
Человек наоборот выкинет вещи решительно, удалит и откажется от всего, что напоминает о покойнике. Так он оберегает себя от столкновения лицом к лицу с реальностью утраты. Отрицание значения потери может проявляться и в словах: «Она никогда не была хорошей мамой»; «Я не скучаю о нём».
Поскольку для принятия реальности необходимо не только интеллектуальное, но и эмоциональное признание, оно требует времени.
2. Переработка боли, причиняемой горем
Если не прорабатывать эмоциональную боль, она проявится в ином виде: физических симптомах или в другом отклоняющемся поведении. Например, одни люди могут избегать боли, «пресекая» чувства в принципе, другие – фокусироваться на позитивных воспоминаниях.
3. Приспособление к миру без умершего
Человек адаптируется к новой реальности в трёх планах: внешнем (как смерть отражается на повседневную жизнь), внутреннем (влияние на представления о себе), духовном (изменение убеждений, ценностей и представлений о мире).
Избегая разрешения этой задачи, люди дистанцируются от мира и действуют против себя, продлевая ощущение беспомощности вместо развития в том, что помогло бы справиться с ситуацией.
4. Сохранение связи с умершим, начиная новую жизнь
Когда умирают дорогие нам люди, любовь никуда не уходит, но мы должны найти для них особое место. Оно должно позволить сохранять с ними связь, не мешая продолжению собственной жизни. Как писал Фрейд: «Трауру полагается выполнить одно задание на физическом уровне: его функция заключается в том, чтобы отделить свои надежды и воспоминания от умершего».
Когда кончается горе?
По мнению Боулби и Паркс, гореванию приходит конец по завершению последней фазы. По Ворену – когда решены все его задачи.
Волкан придерживается такого мнения: «…когда горюющий больше не нуждается в чрезмерно интенсивном воскрешении воспоминаний об ушедшем в ходе повседневной жизни».И если мысли об умершем не причиняют боли – можно считать, что человек близится к завершению горя. Грусть никуда не уходит, но трансформируется, сникая в своей болезненности и нарывности. Она уже не вызывает рыдания, сдавливание в груди и прочие физические симптомы.
Ещё одна примета завершения – когда человек снова способен вкладывать себя и свои эмоции в жизнь и собственные дела. Он обретает интерес к жизни и надежду, он становится способным испытывать удовольствие и осваивать новые роли.
Как поможет специалист?
Первейший шаг горевания заключается в том, что оставшемуся в живых человеку нужно осознать утрату полностью, её необратимость. Смерть всегда приносит ощущение нереальности произошедшего, и близкие люди могут не понимать, что человек нуждается в разговорах о произошедшем, или сами бывают не готовы к ним. Психолог же может выступить тем самым необходимым слушателем, поощряя человека выразить всё, что желает быть выраженным.
Помочь встретиться с реальностью лицом к лицу – первостепенная задача в консультировании. Только лишь осознание того, что действительно случилось в полной мере, открывает возможность работать с чувствами, которые вызвала утрата.
Клиенты часто приходят в надежде на пилюлю, что облегчила бы или избавила от боли. Поскольку чувства, принесённые потерей (особенно гнев, вина, тревога, беспомощность и одиночество), тяжелы и неприятны, многие из них могут не распознаваться или переживаться с недостаточной для их разрешения интенсивностью. Помочь соприкоснуться со своими чувствами и прожить их, принять своё страдание и работать с ним – важная задача психотерапии.
Специалист способствует и тому, чтобы активировать в человеке способность жить без умершего и найти в этой смерти личностный смысл – не просто «почему это произошло?», но «почему это произошло именно со мной?»
По Ширу, если нечто сдерживает нас в процессе горевания, не позволяя продвинуться ему вперёд, человек испытывает трудности на пути к исцелению. В таких случаях горе называется «осложнённым». Пребывая в нём, человек спустя годы от упоминания о событии может переживать утрату так же сильно и ярко, как если бы она произошла вчера. Это несомненно накладывает свои последствия, и в таких случаях бывает необходима комплексная помощь – со стороны и психолога, и врача.