Найти в Дзене
Sputnik Армения

Теплолюбивые карабахцы на севере Армении: стоит ли там жить и почему

Оглавление
© Sputnik
© Sputnik

Вынужденные переселенцы из Нагорного Карабаха не сильно стремятся в Ширакскую область – суровый климат и аскетические пейзажи многих отталкивают. Однако те, кто все же выбрали Ширак, не пожалели…

На этом кладбище я и хочу быть похоронен...

Дед Генрих вместе с супругой и дочерью добрался до села Мусаелян общины Ашоцк, что на самом севере страны, на рассвете. В автобусе было еще около 60 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха. Лишь две семьи и еще четверо мужчин решили высадиться здесь. Семья деда Генриха – одна из них.

Как только дед Генрих вышел из автобуса, ему на глаза попалось кладбище, расположенное на склоне горы.

– Вот на этом кладбище я и хочу быть похоронен, когда придет мое время, – обратился он к старосте села – Карену, – я больше не хочу переезжать с места на место.

Помощь и внимание соотечественников

Специально для вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха староста выделил шесть-семь домов, хозяева которых покинули село много лет назад. Их предоставили переселенцам в бессрочное пользование. По словам Карена, владельцы домов ни секунды не колебались, принимая такое решение.

"Оставил в Сосе (село в Мартунинском районе Карабаха – ред.) сад со спелым виноградом, коров, овец, но, тем не менее, рад, что добрались в целости и сохранности и встретили здесь таких людей. Это место уже считаю своим родным", - говорит Дедо, как его уже называют в селе.

Староста села не жалеет сил, чтобы обеспечить их всем необходимым – кому-то воду проводит, кого-то обеспечивает дровами и кизяком для топки печи. Да и сами сельчане постоянно наведываются в гости к переселенцам, делятся продуктами, интересуются, не нужно ли чего…

Карен говорит, что единственное занятие здесь – животноводство. Именно этим вскоре и начнут заниматься карабахцы. В селе есть еще два-три дома, которые он может предоставить. Несколько семей отказались жить здесь из-за климата.

  • Ширакская область на данный момент приняла около 3600 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха. Большинство из них решило обосноваться в центре – Гюмри (порядка 2249 человек, или 578 семей), остальные разместились в других городах, а также общинах области.

Единственное, на что жалуются - холод

Еще одно село, которое мы посетили – Бениамин общины Ахурян. Располагается оно южнее Гюмри. Здесь уже не так холодно и ветрено, как в Ашоцке. Тем не менее, привыкшие к более теплому климату карабахцы жалуются на холод. Впрочем, это единственное, на что они жалуются…

"Староста села Артак делает все, чтобы мы чувствовали себя как дома. Знаете, каждое утро делает обход – совсем как врач: кому что принести, кто в чем нуждается", - рассказывает Арев, которая бежала из села Тагавард Мартунинского района с семью детьми и невесткой.
Арев, вынужденная переселенка из Нагорного Карабаха в селе Бениамин
Арев, вынужденная переселенка из Нагорного Карабаха в селе Бениамин

Старшие мальчики – 21-летний Армен и 20-летний Рубен – были на постах, когда начались обстрелы. Младшие же – в школе.

"Я не знала, что делать, куда и за кем бежать в тот момент. Особенно, когда сказали, что позицию Армена разбомбили, и кто сумел - бежал в ущелья. Кого-то из младших я нашла, кто-то сам прибежал со школы", - говорит Арев.

Дети, кажется, рады гостям, но от сильного стресса, разумеется, не оправились. Особо заметно это по старшим…

Из родного села семье пришлось бежать на тракторе односельчанина - другого варианта не было. Арев сокрушается, что в родном краю остались могилы мужа и малолетнего сына: "Не успела даже взять с собой горстку земли…"

В пункте приема вынужденных переселенцев Арев сначала предложили перебраться в Варденис, но женщина отказалась снова жить в приграничной зоне – довольно уже, бежать больше не хотят. С этой точки зрения Ширак – намного более приемлемый вариант, так как граничит с Грузией и Турцией.

На вопрос о том, рассматривают ли возможность переезда из страны, за Арев отвечает Артак: "Нет, я их не отпущу".

А затем и сама женщина добавляет: "Куда ехать? Нас тут так хорошо приняли, люди очень хорошие, кто чем может помогает. Да и дети уже освоились, нашли друзей. Если уезжать отсюда, то только в свое родное село, в Карабах".

Выехали на случайной машине, поскольку в ней был бензин...

В Бениамине мы навестили еще две семьи. Одна из них – семья Инны – тоже из Мартунинского района, из села Гергер. Они-то и помогли Арев с детьми выбраться из Карабаха и добраться до Ширака.

Инна, вынужденная переселенка из Нагорного Карабаха в селе Бениамин
Инна, вынужденная переселенка из Нагорного Карабаха в селе Бениамин
"Нас в семье семеро. Выехали на случайной машине, поскольку в ней был бензин. Наши же две машины остались во дворе. По дороге в Степанакерт на расстоянии нескольких метров друг от друга стояли турки (так армяне называют азербайджанцев – ред.). Некоторые машины проверяли. Нам сказали, будут еще русские стоять, но их не было. Было страшно…", - рассказывает женщина.
Семья Инны в селе Бениамин
Семья Инны в селе Бениамин

После долгого и изнурительного пути в пункте приема вынужденных переселенцев в Вайке им предложили место в приграничных селах, от которого и эта семья по понятным причинам отказалась. Не зная, куда податься, Инна решила позвонить своей знакомой из Гюмри – администратору гостиницы, где она оставалась во время 44-дневной войны. Через нее-то семья и вышла на Артака, который встретил их в Гюмри в четыре ночи и привез в Бениамин.

"Если останемся в Армении, то отсюда уже никуда не уедем. Нам тут понравилось. Признаться, не ожидала, что местные нас так хорошо примут. Чувствуем себя здесь абсолютно своими", - говорит она.

  • В Беинамине, как и в Мусаеляне, есть несколько пустующих домов, которые могут быть предоставлены карабахцам. В каких-то домах бытовые условия хорошие, в других – не очень, но старосты сел делают все возможное, чтобы обеспечить максимальный комфорт.

Как устроились вынужденные переселенцы в самом Гюмри

По приезде в Гюмри мы отправились в одну из гостиниц, которая на данный момент полностью заселена карабахцами. Переселенцы должны в скором времени освободить отель и самостоятельно найти жилье. Здесь мы познакомились с семьей Валентины, которая бежала из Степанакерта с тремя дочерями. До Гориса добирались в кузове грузовика почти сутки. В пункте приема вынужденных переселенцев Валентине дали список городов и сел Ширакской области. Выбор пал на центр – Гюмри.

"Нам очень нравится, что город спокойный. И люди, с которыми мы тут сталкивались, очень добродушные", - говорит Валентина.

Семья уже нашла съемную квартиру, куда собирается скоро переехать… По иронии судьбы, Валентина в свое время бежала вместе с матерью и сестрами из Сумгаита (отца тогда не отпустили, но спустя время ему удалось-таки воссоединиться с семьей).

Несколько десятков человек временно нашли приют в Инфекционной больнице Гюмри. Условия здесь, конечно, уступают гостиничным.

А надежды и чаяния у всех разные: Ованнес из Чартара – водитель автобуса, вывозивший последних карабахцев, очень полюбил Гюмри и не желает уезжать, а госпожа Армелла из Степанакерта мечтает обосноваться в Ереване, работать в театре и сниматься в сериалах – по профессии она актриса. Объединяет их всех желание поскорее найти жилье, чтобы затем начать работать и обустраивать свой быт.

Если в самом Гюмри найти жилье достаточно сложно, то во многих прилегающих к городу селах старосты готовы предоставить дома в бессрочное пользование. Хотя бы на первое время это может стать выходом, тем более, что местные жители готовы всячески поддержать своих соотечественников.

Автор: Лилит Арутюнян, Sputnik Армения