Учёные Гуманитарного института СФУ рассказали, какую роль играет цифровая философия в цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities). Выделены основные формы существования такой философии, рассмотрены линии её развития: цифровая онтология, визиософия, цифровая философская антропология, философия цифровых медиа, киберскептицизм и т.д.
«Любая форма знания адаптируется к переменам, и философия не исключение. Философское знаниеадаптировалось к гибели Античности и подъему христианства; к научной революции и торжеству науки; к научно-технической революции и рождению массового общества. Теперь философия стоит на пороге новой адаптации – необходимости существовать в новом цифровом мире», – заметил соавтор исследования, доцент кафедры философии СФУ Григорий Илларионов.
Исследователи предложили классификацию проектов цифровой философии на основании выделения двух подходов: философско-цифрового, стремящегося осмыслить цифровизацию с позиций классических философских методологий (методов рефлексии – осмысления и критикицифровизации), и цифро-философского, стремящегося к расширению методологии с помощью цифровых инструментов и созданию новых, обусловленных цифровизацией, форм философствования.
«Цифровая философия постепенно становится частью комплекса Digital Humanities – цифровых гуманитарных наук, однако ее дисциплинарный статус, как и статус DH в целом – находится в процессе становления. Цифровая философия – не школа, не направление мысли, не научная дисциплина – это сочетание множества разнородных и разнонаправленных проектов в рамках философии, объединенных вывеской «цифрового»», – уточнил старший преподаватель кафедры философии Андрей Самарин.
По мнению экспертов, проекты цифровой философии можно разделить на цифро-философские и философско-цифровые. Первые ищут в цифровизации новые способы мышления в новую эпоху. Это, например, цифровая онтология, рассматривающая мир как абсолютный компьютер. Это визиософия, продвигающая проект «переезда» философской мысли из письменных текстов в визуальные образы, мемы и инфографики, подобно тому, как в древности философия «переселялась» из устной речи в письменную. Это новые возможности философской герменевтики – толкования мира как текста, но в этот раз – с опорой на биг дату и возможности нейросетей. Цифро-философские проекты видят в цифровизации перспективу выхода из тупика развития человеческой мысли, способ вырваться из застоя исчерпавших себя классических форм мышления о человеке, природе и обществе.
А вот философско-цифровые проекты, напротив, стремятся вписать цифровой мир в уже имеющуюся и проверенную временем систему взглядов на мир. Значительную часть философско-цифровых проектов составляет киберскептицизм – критика цифровизации. Это и препарирование её мифологем и скрытых мотивов, и осуждение её пороков, и моделирование её опасностей на фундаментальном уровне.
«Философско-цифровой подход выполняет ту же функцию, которую имела марксистская философия по отношению к капитализму в XIX веке, и критическая социальная философия по отношению к модерну в веке XX. Почему мы решили, что продвинутые алгоритмы и нейросети – это «интеллект»? Почему мы полагаем что цифровизация будет служить нам, а не мы ей? (как в культовом фильме «Матрица»). Преодолеет ли цифровизация отчуждение человека от других и самого себя – или только усугубит? Вот примеры вопросов, которые исследуются в киберскептических философско-цифровых проектах», – резюмировал Григорий Илларионов.
Цифровая философия развивается, но она вовсе не отменяет классические формы философствования, как появление богословия не отменило античную философию, а философия науки Нового времени не уничтожила богословие. Учёные уверены: ещё предстоит увидеть, станет ли цифровая философия сиюминутной модой, или ей предстоит стать новой страницей в истории человеческой мысли.
Иллюстрации сгенерированы нейросетью.