Найти тему

Античность под рукою Боттичелли

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент.

Поразительно, но творчество живописца, с именем которого мы привыкли связывать самые солнечные картины итальянского Возрождения, после его смерти было предано забвению на долгие 300 лет.

Судьба Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (1445-1510 гг.), прозванного Боттичелли, тесно связана с историей его родины. Все события, произошедшие во Флоренции во второй половине XV века, так или иначе нашли свое отражение в его искусстве и повлияли на его жизнь.

Годы наивысшего творческого расцвета Боттичелли связаны с Лоренцо Медичи, фактическим правителем Флоренции и страстным покровителем искусств. И, наоборот, с появлением во флорентийском монастыре Святого Марка аббата Джироламо Савонаролы ‒ поборника христианской морали и пламенного обличителя папства – прежние идеалы художника пошатнулись.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного 1533 /34 гг. Портрет был заказан просьбе герцога Алессандро Медичи с целью почтить память прославленного предка и узаконить возвращение семьи к власти после республиканского периода. Фото с официального сайта Галереи Уффици.
Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного 1533 /34 гг. Портрет был заказан просьбе герцога Алессандро Медичи с целью почтить память прославленного предка и узаконить возвращение семьи к власти после республиканского периода. Фото с официального сайта Галереи Уффици.
Памятник Джироламо Савонароле работы Стефано Галетти установлен на родине проповедника, в Ферраре. Фото из открытого интернет-источника: https://en.wikipedia.org
Памятник Джироламо Савонароле работы Стефано Галетти установлен на родине проповедника, в Ферраре. Фото из открытого интернет-источника: https://en.wikipedia.org

Новая эстетика

В основе культуры Ренессанса лежали идеи гуманизма, провозгласившие человека и его общественное благо высшей ценностью. Проникновение светского начала в религиозную культуру средневековой Европы постепенно расшатывало привычные устои жизни. Творцы начали обращаться к идеалам языческого искусства Древней Греции и Рима, возрождая и переосмысливая наследие Античности.

Если средневекового мастера мало заботила передача реальных пропорций человеческого тела, поскольку в христианстве оно трактовалось как всего лишь бренный носитель бессмертной души, то художник Возрождения старался изобразить анатомически правильное строение фигуры и создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости. Так в изобразительное искусство приходят линейная перспектива и светотеневая моделировка как средства передачи объема.

Сандро Боттичелли. Изобилие. 1480/85 гг. Фото с официального сайта Британского музея.
Сандро Боттичелли. Изобилие. 1480/85 гг. Фото с официального сайта Британского музея.

Религиозные или мифологические герои все больше облекались в светские одежды, но потому лишь, что символическая глубина этих сакральных сюжетов была вполне соизмерима человеку. Однако свое нравственное содержание христианские мотивы не теряли. Все земное в искусстве Возрождения пока еще дышало глубочайшей идейностью и духовным благородством, а красота мира была бесспорным божественным творением, как и сам человек.

Сны о «Весне»

В мифологических картинах Сандро Боттичелли античные герои лишены своих грозных языческих черт, вместо этого образы наполнены духовной красотой христианства. Если греческая Афродита или римская Венера не знали жалости к жертвам любовной страсти, то боттичеллиевская героиня поражает своей кротостью и беззащитностью. Возвышенное и телесное в ее образе слиты воедино, а красота божественной сущности становится осязаемой.

Летящие по небу Зефиры приближают своим дыханием рождение новой богини, готовой вступить на землю в своей обольстительной чистоте, где Ора – воплощение весеннего часа, спешит накинуть на нее царственные одежды.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 г. Фото с официального сайта Галереи Уффици.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 г. Фото с официального сайта Галереи Уффици.

«Весна», как и чуть позже «Рождение Венеры», была написана для украшения виллы Кастелло, принадлежавшей троюродному брату Лоренцо Медичи. Посвящена она также Венере, выступающей в роли покровительницы природы. Но в этой работе есть и вторая героиня в пестрых одеждах – это Флора, римская богиня цветения и юности. Оба женских образа олицетворяют собой двойственную суть любви ‒ земную и небесную.

Другие герои: Невеста Ветра в объятиях Зефира, Меркурий, еще не пронзенный стрелой Амура, и Красота, подводящая Невинность к Наслаждению, – дополняют рассказ о сокровенной сущности любовного чувства.

Сандро Боттичелли. Весна. 1480 г. Фото с официального сайта Галереи Уффици.
Сандро Боттичелли. Весна. 1480 г. Фото с официального сайта Галереи Уффици.

Мистерия «Клеветы»

Исследователи относят это полотно к более позднему периоду творчества – переломным девяностым годам XV века, когда гуманистические идеалы Боттичелли потерпели крах. В «Аллегории Клеветы» истина и красота уже перестают быть синонимами, а безмятежное время «Весны» сменяется ощущением трагедии.

Картина была подарена художником одному из приятелей – Антонио Сеньи. В ее основу лег античный сюжет, описанный римским писателем Лукианом в трактате «О клевете». Он повествует о том, как некий Антифил, завистливый соперник, оклеветал древнегреческого живописца Апеллеса, обвинив его в заговоре против царя, и несчастному с трудом удалось доказать свою невиновность.

Сандро Боттичелли. Аллегория Клеветы. Около 1495 г. Фото с официального сайта Галереи Уффици.
Сандро Боттичелли. Аллегория Клеветы. Около 1495 г. Фото с официального сайта Галереи Уффици.

Но своей кистью Боттичелли рисует иную трагическую картину. Тиранический судья, сидящий на своем троне, украшен ослиными ушами, в точности как царь Мидас, по легенде, отдавший первенство в музыкальном состязании Пану, а не Аполлону. Рядом с ним прекрасные, но ядовитые создания – Невежество и Подозрение.

Сама Клевета – это юное и миловидное существо, ее коронуют и украшают спутницы – Коварство и Обман. Она волочет невиновного на неправый суд, а дорогу к трону ей прокладывает не знающий сомнений наставник ‒ Зависть. Глас обнаженной Истины остается никем не замеченным. Да и ей ли быть приближенной к властителю? Только замотанная в лохмотья старуха ‒ образ позднего Раскаянья, невольно обращает к ней свой взгляд.

Увидеть своими глазами

Сюжетная многослойность картин Боттичелли и их философско-аллегорический смысл не раз становились предметом дискуссий искусствоведов. Познакомиться с подробным описанием работ художника, хранящихся в итальянской Галерее Уффици, рассмотреть их в деталях и увидеть другие шедевры мастера можно по приведенной ниже ссылке. Для перевода материалов на русский язык воспользуйтесь настройками браузера.

Opere filtrate per "Sandro Botticelli" // Gallerie degli Uffizi : [официальный сайт]. – https://www.uffizi.it/opere/search?query%5Bmatching_text%5D=Sandro+Botticelli (дата обращения 01.10.2023)

В собраниях отечественных музеев картин за авторством Сандро Боттичелли насчитывается совсем немного. В Государственном Эрмитаже экспонируются створки складного трехчастного алтаря с изображением Святого Доминика и Святого Иеронима, созданные художником в последние годы жизни. Взглянуть на них можно по прямой ссылке на виртуальный тур по залам музея:

Искусство Италии эпохи Возрождения XV в. : [виртуальная экскурсия] // Государственный Эрмитаж : [официальный сайт]. – URL: https://pano.hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/#node242 (дата обращения: 01.10.2023)

Чтобы разобраться в истории итальянского искусства эпохи Возрождения, рекомендуем обратиться к учебной и научной литературе. Список книг из фонда ЧОУНБ доступен по ссылке:

Файл из Облака Mail.ru

Лощилова Д.Ю., библиотекарь основного книгохранения