Вот уже не первый раз мне пишут, что Вронского не за что жалеть.
Во-первых, он вёл себя нехорошо, добиваясь любви замужней дамы.
Во-вторых, не проявил достаточной чуткости и терпеливости по отношению к Анне, когда она ушла от мужа к нему.
В-третьих, охладел к Анне и наверняка бросил бы её, не уйди она из жизни сама.
1. Добиваться любви замужней дамы – нехорошо.
В 19 веке в дворянской среде процветал адюльтер. Обусловлено это было тем, что большинство браков заключалось без любви с обеих сторон. По расчёту. Или – «по рассудку». Одно близко к другому, но брак «по рассудку» отличается тем, что нет чётких корыстных мотивов.
Если мужчина и женщина с примерно одинаковым положением и уровнем доходов вступили в брак, это не расчёт, а разумный выбор. У Бетси Тверской, наверное, был такой брак. Поэтому муж относился к её любовникам лояльно. Наверняка у него тоже были связи на стороне. Никто никого не ревновал, а приличия строго соблюдались.
Брак Анны… В романе не сказано о её приданом. Вероятно, не было его. Но не Анна стремилась к браку по расчёту, её сосватала тётка. Плюс к тому разница в возрасте с мужем и красота Анны компенсировали неравенство материального и социального положения. Так что, может быть, это тоже – «брак по рассудку»…
Но не в этом суть. А в том, что ухаживать за замужними дамами было нормой.
И странно осуждать Вронского за то, что он ведёт себя, как другие люди из его среды. Почему он должен был мыслить по-другому? Толстой показывает нам типичного гвардейского офицера. Это уже потом Вронский меняется и становится не таким, как большинство.
Так что ничего плохого Вронский не делает. Влюбился в замужнюю даму и добивается её взаимности.
И ведь было понятно: Анна мужа не любит. Почему не завести любовника? Отношения с красавцем, который влюблён в тебя и который тебе тоже нравится – блаженство и радость.
2. Вронский не оказался достаточно терпеливым и чутким, когда Анна попала от него в зависимость.
Я уже писала об этом: Как случилось, что Анна сломала Вронского?
По мне, Вронский был настолько терпелив, насколько это возможно.
И он постепенно меняется под влиянием серьёзного чувства. Становится более чутким, заботливым, способным на жертвы.
То, что он отказался ради Анны от карьеры – не мелочь. Для него это было очень важно.
Да и жить в имении вместо Петербурга тоже радости мало. Но Вронский прекрасно держится, сумел найти себе здесь достойные мужские занятия.
Тут можно сказать про жертвы, которые принесла Анна их любви.
Но возникает вопрос…
А её кто-то просил приносить жертвы? Вронский – да, хотел, чтобы они соединились, но надеялся, что Анна разведётся и станет его женой. И Стива сумел убедить Каренина развестись на условиях, выгодных для Анны.
Отказалась? Ну, пеняй на себя. А Вронского нечего винить. Тыкать ему в глаза своим сыном, которым пожертвовала…
И под этим предлогом изводить. Требовать, чтобы Вронский перед ней скакал на задних лапках.
Потому что он ей типа должен. По гроб жизни.
3. Вронский бросил бы Анну.
Не думаю. Он был человеком ответственным. Но, конечно, спорный вопрос. Постоянно жить в аду тяжко…
И вот, интересно… Как он мог её не разлюбить? Не охладеть сексуально? Если женщина бесконечно выносит мужчине мозг, влечение к ней исчезает.
Остаётся лишь жалость. В лучшем случае. В худшем – отвращение и ненависть.
Хотя любовь ещё теплилась в душе Вронского к Анне. До последнего.
Интересный портрет времён Анны Карениной и прически с наколками, бантами и цветами.
Могла ли Анна Каренина поехать в театр в красном платье, как в фильме Шахназарова?
Роскошный сиреневый наряд и разбитые женские мечты. Гениальный фильм по короткому рассказу Чехова.