Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Несколько слов в защиту «нехорошего» Вронского

Вот уже не первый раз мне пишут, что Вронского не за что жалеть.

Во-первых, он вёл себя нехорошо, добиваясь любви замужней дамы.

Во-вторых, не проявил достаточной чуткости и терпеливости по отношению к Анне, когда она ушла от мужа к нему.

В-третьих, охладел к Анне и наверняка бросил бы её, не уйди она из жизни сама.

Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год. Вронский на свидании с Анной в день скачек.
Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год. Вронский на свидании с Анной в день скачек.

1. Добиваться любви замужней дамы – нехорошо.

В 19 веке в дворянской среде процветал адюльтер. Обусловлено это было тем, что большинство браков заключалось без любви с обеих сторон. По расчёту. Или – «по рассудку». Одно близко к другому, но брак «по рассудку» отличается тем, что нет чётких корыстных мотивов.

Если мужчина и женщина с примерно одинаковым положением и уровнем доходов вступили в брак, это не расчёт, а разумный выбор. У Бетси Тверской, наверное, был такой брак. Поэтому муж относился к её любовникам лояльно. Наверняка у него тоже были связи на стороне. Никто никого не ревновал, а приличия строго соблюдались.

Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год Бетси в театре.
Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год Бетси в театре.

Брак Анны… В романе не сказано о её приданом. Вероятно, не было его. Но не Анна стремилась к браку по расчёту, её сосватала тётка. Плюс к тому разница в возрасте с мужем и красота Анны компенсировали неравенство материального и социального положения. Так что, может быть, это тоже – «брак по рассудку»…

Но не в этом суть. А в том, что ухаживать за замужними дамами было нормой.

И странно осуждать Вронского за то, что он ведёт себя, как другие люди из его среды. Почему он должен был мыслить по-другому? Толстой показывает нам типичного гвардейского офицера. Это уже потом Вронский меняется и становится не таким, как большинство.

Так что ничего плохого Вронский не делает. Влюбился в замужнюю даму и добивается её взаимности.

И ведь было понятно: Анна мужа не любит. Почему не завести любовника? Отношения с красавцем, который влюблён в тебя и который тебе тоже нравится – блаженство и радость.

Кадр из фильма «Анна Каренина» 1967 год. Почтительный и влюблённый Вронский.
Кадр из фильма «Анна Каренина» 1967 год. Почтительный и влюблённый Вронский.

2. Вронский не оказался достаточно терпеливым и чутким, когда Анна попала от него в зависимость.

Я уже писала об этом: Как случилось, что Анна сломала Вронского?

По мне, Вронский был настолько терпелив, насколько это возможно.

И он постепенно меняется под влиянием серьёзного чувства. Становится более чутким, заботливым, способным на жертвы.

То, что он отказался ради Анны от карьеры – не мелочь. Для него это было очень важно.

Да и жить в имении вместо Петербурга тоже радости мало. Но Вронский прекрасно держится, сумел найти себе здесь достойные мужские занятия.

Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Долли в имении Вронского.
Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Долли в имении Вронского.

Тут можно сказать про жертвы, которые принесла Анна их любви.

Но возникает вопрос…

А её кто-то просил приносить жертвы? Вронский – да, хотел, чтобы они соединились, но надеялся, что Анна разведётся и станет его женой. И Стива сумел убедить Каренина развестись на условиях, выгодных для Анны.

Отказалась? Ну, пеняй на себя. А Вронского нечего винить. Тыкать ему в глаза своим сыном, которым пожертвовала…

И под этим предлогом изводить. Требовать, чтобы Вронский перед ней скакал на задних лапках.

Потому что он ей типа должен. По гроб жизни.

Кадр из фильма «Анна Каренина» 1967 год. Анна в конце фильма.
Кадр из фильма «Анна Каренина» 1967 год. Анна в конце фильма.

3. Вронский бросил бы Анну.

Не думаю. Он был человеком ответственным. Но, конечно, спорный вопрос. Постоянно жить в аду тяжко…

И вот, интересно… Как он мог её не разлюбить? Не охладеть сексуально? Если женщина бесконечно выносит мужчине мозг, влечение к ней исчезает.

Остаётся лишь жалость. В лучшем случае. В худшем – отвращение и ненависть.

Хотя любовь ещё теплилась в душе Вронского к Анне. До последнего.

Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Анна и Вронский в конце фильма.
Кадр из фильма «Анна Каренина. История Вронского». Анна и Вронский в конце фильма.

Интересный портрет времён Анны Карениной и прически с наколками, бантами и цветами.

Могла ли Анна Каренина поехать в театр в красном платье, как в фильме Шахназарова?

Роскошный сиреневый наряд и разбитые женские мечты. Гениальный фильм по короткому рассказу Чехова.