Найти в Дзене

Путеводитель по русской философии

Русская философия, если понимать слово «философия» в западноевропейском смысле слова, возникает сравнительно недавно. Ее история правомерно начинается с 18 века, начиная с реформ Петра I и начавшийся европейской модернизации Российской Империи. Понятно, что философия в России на протяжении первого столетия ее существования преимущественно является ее освоением уже существующих форм философствования, созданием философского языка, на котором вообще можно в России осмыслять философские проблемы. В оригинальном смысле, о русской философии мы говорим применительно к 19-20 веку.

При этом, если попытаться охарактеризовать, что разумеется, весьма сложно и условно, русскую философию в целом, то можно выделить такие ее характерные черты, как публицистичность, это связано с тем, что традиционно в России значительная часть философствования осуществляется как обращение к публике, так как философия достаточно сложно находит себе место в университетском пространстве. Из публицистичность русской философии вытекает преимущественное внимание к вопросам, имеющим широкое значение, таким как проблемы социального существования, проблемы этики, проблемы философии истории.

Наибольшую мировую известность в рамках русской философской традиции имеет русская религиозная философия, которую принято возводить к концу 18 в. — началу 19 века. В некоторых случаях ее ведут от Григория Сковороды, в других случаях датируют 20-ми, 30-ми годами 19 века. Но как бы то ни было, в достаточно ярком виде она начинается с спора западников и славянофилов, с того момента, когда славянофилы осмысляют специфику России как носителя особых начал, имеющих вселенское значение, понимая под специфически «русским» — православное, а православное понимая как раскрытие христианских истин.

И все-таки, наибольшее значение и интерес в рамках уже русской религиозной философии представляет собой русская религиозная философия серебряного века, или эпохи, так называемого, русского ренессанса, приходящегося на начало 20 века. Эта философская традиция тесно связана и именем Владимира Сергеевича Соловьева, который работает в 70-90 годы 19 века. Его учениками во многом считают себя представители русского религиозного ренессанса, такие как: Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Николай Лосский и целый ряд менее известных философских фигур. Традиция Соловьевского философствования и традиция серебряного века русской философии доходит и до наших дней в лице Алексея Федоровича Лосева, последнего представителя философии серебряного века, чья жизнь укладывается в рамки с 1893 года, до его кончины в 1988, непосредственно соединяя нашу современность с русской философией серебряного века.

Необходимо также отметить, что другим крупным и вызывающим интерес направлением в русской философии является русская советская философия, оригинальное прочтение марксизма. Здесь необходимо назвать такие имена, как: Эдвард Ильенков, Михаил Лифшиц, которые переосмысляют марксизм, пытаются помыслить марксистскую традицию в новых условиях, условиях 20 века, дать творческий вызов на современные проблемы. С таким оригинальным прочтением марксизма одновременно деятельность одного из выдающихся психологов 20 века Льва Выготского, создавшего деятельностную теорию об особенностях и развитии человеческой психики через трудовую деятельность.

Вместе с тем, и в рамках Советского Союза существуют свои оригинальные не марксистские направления философствования, где мировое значение приобретают труды Михаила Бахтина, по сей день вызывающего массу интерпретаций и служащего теоретическим основанием для целого ряда расходящихся направлений.