На первой встрече с пятиклассниками, пришедшими на мои факультативные занятия, говорим о том, какие мы читатели. Для этого у нас есть шляпа с вопросами:
Вопросы и фразы, требующие продолжения, самые разные, но все связаны с чтением: в какую книгу хотел бы попасть, у какой книги есть шанс стать любимой, какую историю прочитал после просмотра фильма, спектакля... Некоторые об одном и том же, но с разных сторон, все постепенно раскрепощаются (особенно если в начальной школе не учились вместе) и наперебой рассказывают, рассказывают. Но есть там одна фраза, реакция на которую всегда одинакова. Если в мои руки попадётся сборник стихотворений, я ... Отложу в сторону - самый мягкий вариант, щадящий.
Ещё ни разу я не услышала, чтобы кто-то захотел пролистать, прочитать, хотя бы поинтересоваться содержимым. А ведь часто приходят на встречи со мной те же дети, которые во время учёбы в начальной школе с радостью и азартом искали пары стихотворным строчкам, укорачивали "колбасу" (игра Галины Дядиной), просили у меня копии понравившихся стихотворений, чтобы выучить или просто прочитать дома родным.
И вот средняя школа. Сразу всплывает в памяти вопрос, который на каком-то семинаре несколько лет назад задала Елена Станиславовна Романичева. Конечно, дословно не вспомню, но суть такая: "Как вы думаете, сколько стихотворений, написанных для детей, включено в программу средней школы (5-9 класс)?" Ответ - 0. Там много разного, выдающегося и просто замечательного, но всё оно пока не для них и не про них. Поэтому мне всегда
хочется прочитать детям то, что им будет близко, что отзовётся, понравится и полюбится.
Огромное количество стихотворений для малышей, а вот с подростками как-то сложнее. Чуть позже они повзрослеют и у кого-то в душе найдёт отклик взрослая лирика, а пока большинство при слове "стихи" не испытывают никаких положительных эмоций. В этом году мой эксперимент был особенно показательным: на одной из первых встреч пятиклашки дружно решили, что стихи - это не для них, а через неделю просили: "Подождите, почитайте ещё!"
Покажу вам несколько сборников, которые меня очень сильно выручают!
Как видите, все четыре поэта - наши современники, детей этот факт особенно впечатляет, они привыкают видеть годы жизни авторов через тире.
Сборник стихотворений Марины Бородицкой "Прогульщик и прогульщица" у меня появился не так давно. Мне нравится формат "Поэтической серии" издательства "Самокат", мне понравилось оформление сборника, но многие замечательные стихотворения всё же здесь или для малышей, или для ностальгирующих взрослых.
Но есть два стихотворения, вызывающих восторг и у девчонок, и у мальчишек, - "На контрольной" и "Краткое руководство по отращиванию длинных кос":
Узнаваемо и понятно им. Чуть-чуть подрастут и уже смогут оценить другие:
Из этой же серии "Самоката" мой самый любимый сборник - "Обычная драка" Марка Вейцмана . Мне кажется, я готова показывать каждый разворот, столько стихотворений откликается лично у меня, да и вижу, как много нравится детям!
Ведь всё это им так знакомо:
Это же о них самих:
Здесь и первые симпатии, хотя и в уже не очень понятных реалиях. Вряд ли сейчас кого-то к кому-то прикрепляют. Но эмоции, чувства они ведь не меняются, только антураж:
И ещё мои любимые:
Стихотворения Кристины Стрельниковой мне были знакомы и раньше, но сборник "НЕ ВКонтакте" появился не так давно. Зато уже с автографом:
Первая часть сборника "Про Нину Палну" - цикл стихотворений об учителе и учениках, я их как-то не сразу "рассмотрела", но в определённом настроении хохотала в голос. А дальше вновь о них, о ершистых, колючих, ранимых...
Здесь уже реалии современные, проблемы злободневные, но есть место и для улыбок:
И о первых чувствах, конечно, тоже:
И самый "взрослый" из всех сборников - это "Дождь своими словами" Елены Липатовой, подзаголовок которого стал и названием моей статьи.
Аннотация от автора:
Я не знаю, как точно определить жанр этой рукописи, потому что у меня получился не просто "сборник стихов", а смесь дневниковых записей, традиционных стихов, верлибров и просто "случайных" вставок: отрывок из конспекта по физике, записка мелом на асфальте, пригласительный билет на осенний бал, телефонные разговоры, мысли на уроке, вырванные из контекста строчки ненаписанного стихотворения... Подростки остро чувствуют одиночество, и в рукописи много грустных стихов о потере - любви? Дружбы? Просто детства.... Есть стихи и мысли о времени, о счастье, о смысле жизни. Книга задумана как встреча автора со своим двойником из прошлого - с девочкой-десятиклассницей. Это стихотворение сразу определяет временной контекст всей книги. Стихи не придуманы, не написаны "под подростка". Я их писала всерьез, для себя, на протяжении всей жизни. Рукопись стала финалистом литературного конкурса имени С.Михалкова-2012.
В этом сборнике важно не только содержание, хотя оно, безусловно, на первом месте, но и оформление. Оно тоже позволяет подчеркнуть нерешительность и порывистость, отчаяние и надежду. Каждый раз, пролистывая, я вдруг по-новому вижу какие-то страницы, обращаю внимание на незамеченные детали: переносы, шрифт, слово.
Несколько любимых:
И небольшая подборка из этих сборников к завтрашнему празднику! Коллеги, с наступающим вас, с Днём учителя!
Буду рада дополнениям по сборникам стихотворений для подростков (отдельные стихи можно найти во многих, а вот так, чтобы большинство?)! О сайте Елены Нечаевой (Не)Стихнет знаю. Возможно, где-то ещё в сети живут интересные подборки именно для младших подростков, а я и не в курсе.