Найти в Дзене
Wushu Sanda (giastorm24)

Вспоминая ринг.

Многолетняя тренерская работа (как, впрочем, и любая преподавательская, наставническая деятельность) – это своего рода социологическое исследование, в процессе которого вы внимательно наблюдаете за своими учениками и воспитанниками, находите общие закономерности в их поведении, развитии, росте.

Такие закономерности помогают совершенствовать свою работу, вырабатывать правила и по возможности избегать ошибок, цена которых для наставника очень велика. Ведь речь может идти не только о сломленной или несостоявшейся карьере, но и о разрушенных отношениях с родителями, и сверстниками, и даже о психологических проблемах. И все это – из-за неправильного воспитания или поведения в той или иной ситуации. Причем речь идет не только об ошибках самого тренера или преподавателя.

Большое значение имеет реакция родителей и других близких родственников, а также принятие или непринятие ученика в команде. Своими наблюдениями в ходе тренерской работы я решил поделиться с вами. Для простоты изложения я разделил текст на несколько частей соответственно периодам развития спортсмена:

1. Первое знакомство (первые тренировки, знакомство с тренером и командой).

2. Преодоление себя (кризисы начального этапа, реакция родителей и тренера, первые самостоятельные решения).

3. Победы и поражения (соревновательный опыт, поддержка команды, становление спортсмена).

Часть первая. Итак, представим себе человека, который впервые пришел на тренировку по единоборствам в спортивный зал. Зачастую это маленький ребенок, которого привели родители. Он смотрит по сторонам, разглядывает помещение, замечает спортсменов. Вот в детских глазах появляется искра радости – он увидел «игрушки» (в этой роли в данном случае выступает спортивный инвентарь), затем ее сменяет удивление или даже страх

(а как отреагируют опытные спортсмены на новичка?).

Порой, еще не перешагнув порог зала, ребенок уже подумывает повернуть назад – домой…

Часть вторая. Но вот первый шаг сделан. Начинается тренировка. Будущий спортсмен целиком во власти эмоций: что-то вызывает безграничную радость, а что-то смущает, пугает, отталкивает.

Как говорится, «великое начинается с малого».

-2

Человек под руководством тренера в буквальном смысле учится стоять (в стойке), ходить, а затем бежать (или «порхать, как бабочка, жалить, как пчела»). Возникает первое сопротивление – и здесь начинающий спортсмен может либо сдаться, либо преодолеть себя и пойти дальше. В том, как он поступит, весомую роль играет отношение родителей и наставника. И, к сожалению, не всегда ребенок получает необходимую поддержку.

Как я заметил по своему опыту, проблема нередко кроется в том, что позиции тренера и родителей не совпадают. И воспитанник, который еще не определился с решением, оказывается между двух огней (один призывает прислушаться к своему организму, другой заставляет двигаться вопреки всему; один предоставляет ребенку свободу выбора, другой вынуждает заниматься, «потому что он так сказал»). А это, как вы понимаете, едва ли способствует становлению здоровой психики. Другая опасная ситуация – когда родители

(а также другие родственники)

или тренер пытаются реализовать за счет ребенка собственные амбиции. В этом случае начинающий спортсмен постоянно находится под прессом психологического давления: оправдает ли он ожидания старших, как они отнесутся к его проигрышу, не обидит ли он кого-либо, если перестанет заниматься единоборствами (только представьте: это реальные слова дошкольника)?

Часть 3. При позитивном сценарии, тренируясь в команде, спортсмен развивается, оттачивает свои навыки, обретает уверенность, перестает комплексовать и находит друзей, с которыми продолжает двигаться дальше. И вот уже стартуют первые соревнования, а вместе с ними – новый этап преодоления себя. Не сойдет ли спортсмен с дистанции, столкнувшись лицом к лицу с реальным соперником? Выдержит ли давление болельщиков? Сможет ли справиться с обидными поражениями (без которых, как известно, не бывает побед)?

И как к его достижениям и провалам отнесутся в его окружении? Неприятно, когда к твоему расстройству из-за проигрыша на соревнованиях добавляется чувство вины («не этого хотел папа», «не так представляла это мама», «тренер будет ругаться»). Но еще хуже, когда твои близкие безразличны к твоим успехам («пришел с медалью и кубком – а никто даже не заметил») или вообще не понимают тебя и не интересуются твоим мнением.

Конечно, существует особая категория спортсменов-бойцов, которые готовы преодолеть любые препятствия на своем пути, а трудности их только закаляют.

-3

Но все же это случаи исключительные. Большинство крепнет, когда рядом есть команда единомышленников и родных, готовых поддержать в любой ситуации, а наставник не пытается добиться результата во что бы то ни стало, а ведет свою работу планомерно. Как я уже упоминал выше, «сначала учимся стоять, затем ходить, и после – бежать…под руководством тренера»…

-4