Многолетняя тренерская работа (как, впрочем, и любая преподавательская, наставническая деятельность) – это своего рода социологическое исследование, в процессе которого вы внимательно наблюдаете за своими учениками и воспитанниками, находите общие закономерности в их поведении, развитии, росте. Такие закономерности помогают совершенствовать свою работу, вырабатывать правила и по возможности избегать ошибок, цена которых для наставника очень велика. Ведь речь может идти не только о сломленной или несостоявшейся карьере, но и о разрушенных отношениях с родителями, и сверстниками, и даже о психологических проблемах. И все это – из-за неправильного воспитания или поведения в той или иной ситуации. Причем речь идет не только об ошибках самого тренера или преподавателя. Большое значение имеет реакция родителей и других близких родственников, а также принятие или непринятие ученика в команде. Своими наблюдениями в ходе тренерской работы я решил поделиться с вами. Для простоты изложения я ра