Витица был одним из последних королей вестготов. Он был приближен к трону своим отцом Эгикой с 694 года и совместно с ним правил королевством (regni concordia) с момента своего помазания 15 ноября 700 года до смерти своего отца в конце 702 или в 703 году. Далее он стал единоличным королем Вестготского Королевства до своей смерти между 710 и 711 годами.
Правление Витицы в документах отражено двумя точками зрения. Одни хроники обвиняют в падении королевства самого Витицу, а другие - его преемника Родриго. С одной стороны, астурийские хроники, написанные около 900 года, носят анти-Витицский характер, возлагая на этого короля ответственность за политический и моральный упадок, приведший к разрушению королевства от рук арабов. С другой стороны, мосарабские записи VIII века охарактеризовывают правление Витицы как хорошие времена.
XVIII Толедский собор был созван в 702–703 годах, но его протоколы не сохранились, поэтому точный год смерти Эгики нельзя определить. Со времен Сан-Исидра Севильского соборные каноны включались в "Collectio canonum Ecclesiae Hispania" , известный просто как "Hispania". Последнее обновление этого сборника испанских соборных актов произошло сразу после 17-го Собора в Толедо. Арабское завоевание положило конец продолжению составления сборника, поэтому протоколы 18-го Собора так и не были в него включены.
Свидетельством существования этого Совета является рукопись Селанова, исчезнувшая во время гражданской войны в Испании и вновь появившаяся в 1980-х годах. Однако отсутствие протокола могло быть следствием умышленных действий. Поскольку в «Хрониках» Альфонсо III указано, что закон, принятый на 18-м Соборе принуждал священнослужителей к браку, то это может свидетельствовать о том, что были утверждены отвергнутые Римской Церковью каноны Пятишестого Собора от 692 г., в которых был разрешен брак для духовенства.
Учитывая, что после арабского вторжения Совет Толедо больше не проводился, некому было опровергнуть эти законы, поэтому их невключение в канонический сборник "Hispania" послужило цели сохранить целибат для духовенства. Однако другая версия "Хроник" Альфонсо III указывает, что отмена канонов XVIII Собора была осуществлена Фруэло I Астурийским (Король Астурии с 757 г. по 768 г.). Так же можно предположить, что меры Витицы по отношению к духовникам были направлены на истребление коррупции в Церкви.
Мосарабская хроника 754 года указывает более мягкий характер правления Витицы в отличие от авторитаризма Эгики. Он предоставил широкую амнистию тем, кто был осужден его отцом, восстановил Палатинскую Канцелярию, которая сильно пришла в упадок из-за заговора Суниефреда и Сисберта, восстановив положение и имущество, конфискованное у тех, кто был раскулачен. Он также выплатил изгнанникам компенсацию и публично сжег заявления об их долгах перед Казначейством, которые ими были подписаны по принуждению. Можно предположить, что решения в пользу дворянства, преследуемого Эгикой, могли быть приняты на том же 18-м Соборе.
Известно также, что во время правления Витицы случился сильный голод из-за неурожаев в 707 и 709 годах, а также великая эпидемия чумы, а свод законов был расширен, что можно понимать как политическое бессилие короля.
Нет никаких записей о его смерти и обстоятельствах прихода ко власти следующего короля. Можно можно сделать вывод, что приход ко власти Родриго не был мирным. Согласно "Chronica Regum Visigothorum", правление Витицы закончилось в 710 году, тогда как Мосарабские хроники пишут о 711 годе.
Общепринято, что правление Витицы закончилось с его смертью в возрасте около двадцати пяти лет, если считать его сыном королевы Киксило. Но если принять за правду, что Витица не был сыном Киксило, а родился от предыдущего брака Эгики, то ему должно было быть намного больше лет.
В хронике X века арабский летописец Абу-Бакра-ибн-Умара-ибн-Аль-Кутийи настаивает на своем происхождении от Витицы через его внучку по имени Сара. Он пишет, что у Витицы было три сына: Олмунд, Артобас (Артабасдус) и Ромул. О достоверности этого среди историков нет единодушия.
Некоторые хроники подтверждают существование некоего Флавио Сисебута, христианского судьи из Коимбры, называя его сыном Витицы. Некоторые современные специалисты по генеалогии стали отождествлять этого Сисебута с Артобасом, указанным в арабских хрониках. Но если бы этот человек действительно существовал, то более вероятно, что он был братом, а не сыном Витицы.
Также предполагалось, что король Агила II, соперник Родриго, был одним из сыновей Витицы, но это ошибка, возникшая в результате противоречивых данных из испано-арабской историографии.
Родерико или Родриго (на готском языке: Hroþareiks, на латыни: Rodericus и на арабском: لذريق, Ludharīq) родился в 688 и погиб в 711 году,в многочисленных классических источниках значится как Дон Родриго. Он был королем вестготов между 710 и 711 годами, взойдя на престол насильственным путем.
Мосарабская хроника 754 года дает мало информации о событиях, произошедших сразу после правления Витицы, но указывает на то, что Родриго захватил трон и правил один год. Известно, что до арабского вторжения в королевстве шла гражданская война, и что некоторые военные начальники предали короля. Однако в хронике не упоминается ни Агила II, ни то, что сторонники Витицы предали Родриго, ни то, что кто-то просил у арабов помощи для свержения Родриго с трона.
В "Chronica regum Visigothorum" записаны имена королей вестготов и годы их правления. После воцарения Эрвигиа в вариантах рукописей указаны разные короли.
Однако в одной из хроник, рукопись которой появилась в XII веке, Родриго не упоминается и в ней указывается, что Витицу сменил Агила, а через три года его сменил Ардо. Но в другой хронике XI века, указывается на то, что Витицу сменил Родриго, который правил семь лет и шесть месяцев. Однако неизвестно, когда они были впервые составлены, и, поскольку они назначают преемникам Эрвига разную продолжительность правления, возможно, что могли быть ошибки транскрипции. Но в конечном итоге историки пришли к заключению, что Витице наследовали два короля, которые контролировали разные части королевства.
Что касается арабских хроник, то первая версия завоевания полуострова относится примерно к 860 году. В работе Ибн-Абд-аль-Хакама сообщается, что владыка Сеуты, жаждущий отомстить Родриго, предложил переправить Тарика-ибн-Зияда с его войском на Пиренейский полуостров. Король вестготов попытался остановить их наступление, но потерпел поражение и был убит. Остальные арабские хроники соглашаются с ролю сеньора Сеуты в поражении Родриго в битве.
Со своей стороны, Астурийские хроники — «Хроники Альбельденсе» и «Хроники» Альфонсо III — представляют Астурийское королевство как продолжателя вестготского королевства Родриго, обвиняя в арабском завоевании витицианцев в заговоре, для осуществления которого они призвали на полуостров арабов.
"Хроника" Альфонсо III датируется IX веком и указывает на то, что Родриго был внуком Хиндасвинта и сыном Теодофреда, убитого Эгикой, чтобы помешать ему взойти на престол. Кроме того, она указывает без дальнейших подробностей, что Родриго сменил Витицу и на третий год своего правления, тот потерпел поражение от арабов из-за предательства сыновей Витицы. В другой версии хроник добавляется, что сыновья Витицы просили помощи у арабов, чтобы согнать Родриго с престола, но погибли вместе с ним при битве против арабского войска.
В "Хронике" Альфонсо III указывается, что Витица был сыном Эгики и Киксило, поэтому на время окончания своего правления ему было около двадцати пяти лет, следовательно, его потомки не могли быть достаточно взрослыми, чтобы планировать заговор, так что эта летопись противоречит сама себе. Однако не исключено, что речь шла не о самих детях, а о родственниках или союзниках короля Витицы.
Ни в Мосарабской хронике, ни в более поздних рукописях нет никакого упоминания о короле Агиле II, в арабских летописях это имя тоже не упоминается. Возникает ситуация, что хроники, написанные в зоне влияния Агилы II, не учитывали существования Родриго вплоть до середины XIII века, когда был переведен труд епископа Родриго Хименеса де Рада, методолога, который пытался совместить имя Агилы с одним из персонажей "Хроник", ведь его имя нигде не было указано, не было никакого указания на него, как на возможного сына Витицы или как родственника Витицы правившего на северо-востоке Пиренейского полуострова.
Астурийские хроники содержат записи о том, что Родриго был последним королем вестготов и что королевство Астурия было идентифицировано как его преемник, не признавая Агилу, правившего в течение двух или более лет на северо-восточной части полуострова, поэтому летописцы в этих хрониках просто добавили эти годы к правлению Родриго так, что последний царствовал три года.
Как бы то ни было, истина (согласно всем источникам) заключается в том, что государственный переворот, произошедший после прихода Родриго к власти в Вестготском Королевстве, ослабил влияние короля на аристократию и вызвал внутренние конфликты как раз в то время, когда арабы начали нападать на земли к югу от Пиренейского полуострова.
Дворянская элита была разделена. И как уже происходило с Хиндасвинтом в 653 году и Рекесвинтом в 672 году, началось восстание территорий, которые не признавали власть Родриго. Вполне возможно, что Родриго пришлось столкнуться с разделением королевства на две части, где в одной королем был он, а в другой, на северо-востоке полуострова, - Агила II. Поскольку монеты, отчеканенные во имя Агилы, происходят с северо-востока королевства - из Нарбоненсе и Тарраконенсе, не пересекаясь с монетами, отчеканенными во имя Родриго.
Некоторые арабские источники указывают, что Родриго находился в походе против басков во время высадки арабов под командованием Тарика-ибн-Зияда на берег Пиренейского полуострова. Это вполне могло быть правдой, если считать этот поход укреплением власти только пришедшего к правлению короля. Однако в Хронике 754 г. нет указания на то, что имела место быть какая-либо военная экспедиция, потому что вся армия была призвана для противостояния арабам. Арабские источники приводят нереально большие цифры для количества человек в войске вестготов, чтобы преувеличить свою победу, но приблизительная цифра может быть несколько большей, чем количество солдат в войске, призванном Вамбой для подчинения мятежника Павла. Исходя из этих данных. И все же на поле боя находилось от 12 000 до 14 000 вестготов по сравнению с десятитычячным войском арабов.
В то время как арабские хроники говорят о единственном арабском вторжении, в Мосарабских же хрониках 754 года указано, что арабы осуществляли серию вторжений и Родриго предпринял наступление, чтобы противостоять им. Сам ход битвы не ясен. Исла Фрез указывает, что армия вестготов следовала по маршруту от Кордовы до залива Альхесирас, что маргинализировало Севилью, ведь Хроники Абу-Бакра-ибн-Умара-Аль-Кутийи указывают, что там находидись родственники Витицы, и там Родриго не мог найти поддержку.
Результатом стал полный разгром армии вестготов и смерть самого короля. Исход этой битвы решило предательство, о котором прямо ничего не говорится
и не никаких конкретных имен не называется, но которое привело к бегству с поля боя в рядах вестготов. Предательство по отношению короля появляется не только в Мосарабских хрониках, но и в арабских, что можно подтвердить тем, что Родриго не решился бы сражаться с арабами, если бы у него не было численного и материально-технического преимущества. Таким образом, конечный результат можно считать результатом измены королю. Но намерением предателей было уничтожить или сильно ослабить короля, чтобы они сами смогли захватить власть, и, следовательно, речь шла не о передаче королевства захватчикам, а о лишь о смене короля.
Но их план пошёл не так, как они ожидали, и они сами погибли в том же сражении или вскоре после него в других военных сражениях, таких как взятие Толедо, что указывает на отсутствие предварительных соглашений.
Вторая попытка армии вестготов остановить мусульман произошла вскоре после этого в Эсихе и закончилась новым поражением, которое свело на нет все сопротивление вестготов. В Мосарабские хрониках подразумевается, что поражение короля Родриго спровоцировало гражданскую войну среди вестготов, и что Родриго потерял бы контроль над Толедо в пользу Оппаса, сына Эгики который, по мнению историка Роджера Коллинза, мог занять место короля в то время, когда Родриго отправился остановить арабов, или после поражения от них. Однако , изгнание Оппаса из Толедо высшей аристократией в пользу Родриго, продемонстрировало бы отсутствие поддержки, которую фракция Витицы могла бы оказать в этой ситуации.
Смерть короля и придворной элиты, как сторонников, так и противников Родриго, а также потеря столицы парализовали политическую систему, и региональная знать подчинилась захватчикам, ведя переговоры о сохранении своего политического и экономического статуса. Кроме того, ликвидации значительной части вестготской аристократии способствовали смешанные браки с захватчиками, как, например, брак овдовевшей королевы Эгилоны с Абд-аль-Азизом-ибн-Мусой-вали-Аль-Андалуса.
Перейдем к самому сражению, которое послужило прекращению существования Вестготского Королевства на Пиренейском полуострове и запустило процесс Реконкисты, растянувшийся на много веков.
Битва при Гуадалете (на классическом арабском языке: معركة وادي لكة) произошла 26 июля 711 г. (хотя в некоторых источниках указано 712 г.) у реки Гвадалете (регион Бетика) и последствия которого имели решающее значение для будущего полуострова. В нем король вестготов Родриго потерпел поражение и, вероятно, погиб от рук сил халифата Омейядов под командованием Тарика-ибн-Зияда. Поражение стало началом быстрого падения Вестготского государства, военная мощь и стабильность которого были подорваны, как нам уже известно, внутренней борьбой за престолонаследие.
Согласно хроникам, столкновение произошло в Вади-Лакке, месте, которое, по мнению одних историков, могло находиться в Барбате или в самой Медина-Сидонии, либо, по мнению других, совпадающих с классической историографией, на реке Гвадалете. В течение двух дней обе стороны испытывали друг друга в кровавых стычках.
Как только битва началась, сыновья Витицы, командовавшие флангами, отделились от армии вестготов, оставив Родриго в меньшинстве перед мусульманами. Лошадь Родриго была найдена застреленной на берегу реки, но тело короля так и не было найдено.
Войска вестготов были уничтожены из-за обмана вицианцев, оставивших поле боя (и, возможно, погибшими при отходе, или же павшими при последующих столкновениях). Так же причиной поражения послужило то, что вестготы не были знакомы с берберским способом ведения боя. Немалую роль в поражении могла сыграть вероятная смерть Родриго на поле боя. Тарик взял Медину-Сидонию, а затем двинулся к Кордове, приняв участие в еще одной тяжелой битве возле Эсихи, которую он также выиграл. После этих побед до конца года Тарик смог бескровно взять под свой контроль Толедо, который остался незащищенным, поскольку Родриго взял с собой начальников своей королевской гвардии.
Молниеносное наступление мусульманской армии стало возможным по причине последующего смятения в рядах готов после сокрушительного поражения королевской армии и, возможно, смерти монарха. Быстрое падением столицы помешало избранию нового короля и установлению линии сопротивления.
Да и сами заговорщики не могли предположить, что их просьба о помощи в возвращении престола в обмен на дань обойдется им так дорого, и не понимали истинные намерения арабов.
Также существуют записи о помощи еврейского населения, преследуемого вестготской католической монархией, и о том, что значительная часть остального населения не стала сопротивляться захвату, раздраженная постоянным голодом и эпидемиями и желая политической стабильности.
Арабский полководец Муса, с подозрением относящийся к успехам Тарика, решил лично вмешаться в 712 г., командуя армией численностью 18 000 человек, в основном арабов. Его целью было восстановить законную власть, которая принадлежала ему только в качестве губернатора Ифрикии-Магриба. Экспедиция, целью которой было Толедо, стартовала в Альхесирасе и продолжалась через Кармону, Севилью и Мериду, пока в районе Толедо Тарик и Муса не объединили свои силы и продолжили оккупацию долины Эбро, Астурии и Галисии, не встречая почти никакого сопротивления.
Сын Мусы, Абд аль-Азиз, тем временем оккупировал юго-восточный квадрант, Малагу, Гранаду и Мурсию, где 5 апреля 713 года он подписал пакт с готом Теодомиром, который на то всемя был правителем своего собственного княжества на юге полуострова. Вестготский вельможа подчинился в обмен на полную автономию и "предоставление им уважения к своим подданным", свободы, собственности и религии. Менее чем за три года послебитвы при Гвадалете почти весь полуостров оказался во власти халифата Омейядов, который продолжал наступление уже на франкское королевство Меровингов.
Муса и Тарик были вызваны халифом для отчета в Дамаск, и Муса, не имея на это полномочий, назначил своего сына губернатором Аль-Андалуса, правительство которого было направлено на консолидацию мусульманского правления.
Некоторые историки подвергают сомнению как правдивость, так и большое значение битвы при Гвадалете. Большинство, однако, считают ее самой решающей битвой мусульманского завоевания Пиренейского полуострова, которая привела к исчезновению полуостровного вестготского королевства.
Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Однако остатки вестготской армии и другая часть аристократов и священнослужителей, не пожелавшие остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию, где они впоследствии основали королевство Астурия, и в Септиманию.
Летом 718 года знатный вестгот Пелайо, предположительно бывший телохранитель короля Родриго, находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии. Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас и долиной Ковадонга. После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Аль-Андалус.
Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппас (сын Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налон, прибыл в город Лукус Аструм. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.
Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунузы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунузы был полностью уничтожен, а сам Мунуза убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.
Но это совсем другая история...
Конец.