Блин!!! Опять раньше времени выложилось! Ну все, раньше 23.00 не читайте.)))
Мурчин насмешливо фыркнула и рассмеялась:
-Я все пытаюсь отучить своего ученика слушать те бредни, которые городят простецы! А он найдет даже в Ортогоне того, кто забьет ему голову!
-Прошу вас, расскажите, - взмолился Раэ, стрельнув просящим взглядом на Мурчин, - мне очень хочется узнать!
Раэ редко что просил у Мурчин, и сейчас почувствовал, что та ему уступит. И потому, что хочет кое-что узнать сама, и потому, что сейчас была склонна хоть что-то сделать для Раэ, за которым вернулась.
В дверь опять кто-то стукнулся, и Мурчин сбросила кого-то за запорами с крыльца одним движением брови, как отмахиваются от комара. Варда проворно подлил вина в кубок ведьме, хотя та и не просила, и отставила в сторону.
-Говорят, - понизив голос, - в этом лесу был тайный схрон из ортогонских войск. Его сделали из гарнизона Дарука, который предпочел сдаться ваграмонским войскам. Может, знаете сударь, что это был за гарнизон?
Раэ вздохнул и неуверенно кивнул. Как бы он плохо ни изучал новейшую историю, а она и сама ему в Цитадели залезала в уши не только из уроков, но и из повседневных разговоров старших. Когда Ваграмон внезапно подошел к границе Ортогона, ему на милость сдавались целыми армиями. Войска Ваграмона шли от одного города к другому почти что без боев. Особой беды это княжество от завоеваний не ждало. Ему не раз приходилось бывать завоеванным не тем, так другим соседом, откупаться данью то от Фрураса, то от кочевников Атлы, то от неистового Дилинквара. Лишь когда слишком уж Ортогон прижимало, то он звал на помощь князей из Ладилиса или Гландемы, запапдных уделов Семикняжия. Бывало, Ортогон и сам присылал семикняжцам подкрепление от кочевников Атлы или от Фрураса, если того требовали обязательства сколько-нибудь прочных междукняжеских союзов. Иногда Раэ краем уха ловил сказанные с горькой усмешкой слова кого-нибудь из старших: зачем вообще Ортогону нужны были войска? Разве что для того, чтобы отбиваться от мелкой пограничной шушеры да попытаться своевременным бряцанием да потрясанием оружия сбить цену дани у тех, кто хотел бы договориться по-хорошему. Не получилось у них повоевать при жизни, зато изрядно повоевали после...
Потому как на этот раз это завоевание обернулось не привычным для Ортогона ограблением. Врагу не нужны были золото и рабы. Ему нужны были свободные земли. И Ортогон постигла, может, самая страшная участь из завоеванных земель, поскольку в него вошли войска некромантов. Возможно, еще и потому, что Ортогон был захвачен первым из новых земель Ваграмона и еще не осознавал, подобно другим, научившемся на его опыте, как такое могло быть – полное уничтожение живой силы. И создание мертвой…
Что-то во взгляде Раэ заставило Варду пояснить:
-Когда темник Бриуди подступал к Даруку, в том гарнизоне нашлись те, кто отказывался добровольно складывать оружие. Конечно, с их стороны было безумием сопротивляться. Но они взбаламутили гарнизон но все, чего добились, это затянувшиеся переговоры, во время которых темник Бриуди заверил, что пощадит тех, кто покинет стены Дарука.
-Твоя история становится больше похожей на правдивую, - хохотнула Мурчин, - если ее мораль – не верить ни одному слову темника Бриуди Рива…
-Так то был Бриуди Рив? – воскликнул Раэ. Он был несказанно удивлен. Как-то не мог он представить этого тонкого, узколицего, щеголеватого царедворца с безупречными полубаками и гладким пучком напомаженных волос грозным воином в глухих доспехах темника.
-Рив? Да, Рив, - сказал Варда тоном припоминающего человека, - кажется, он из этого рода. Из ковена... "Ущербной Луны". Так вот, весь этот гарнизон сделали ходячими! И они были под началом темника Рива в войне с Дилинкваром, Ивартаном, Гезеллином и Аахарном, а после того, как это войско свое отвоевало, то с ними обошлись, как с шахматами, которые укладывают в игральный ларец…
-Ну, - пожала плечами Мурчин, - это делают со всеми ходячими.
-Совершенно верно, госпожа, - подхватил Варда и ненароком-ненароком плеснул ей еще вина и подвинул ближе сыр с пажитником, - положили их там, в темном лесу, в Навьем Урочище…
-Ой, откуда ты все это знаешь? – усмехнулась ведьма, - схроны войск – государственная тайна, которую не все советники знают, а ты вот знаешь, где что лежит.
-О, сударыня, иногда маленький человек может прознать слишком большую для себя тайну… и она все равно останется тайной, потому, что ее рассказать некому, кроме как другому маленькому человеку. Все, что могут сделать два маленьких человека с одной большой тайной, это создать легенду… быличку… слухи… Я сам-то на этом вот месте недавно… мой хозяин меня перевел на это кладбище, потому, что я сам человек исполнительный, непьющий, навьих часов не боюсь, все могу подправить сам… а на прежнем месте, где я был, - а был я на другом кладбище и тоже сторожем, - то кладбище как раз относилось к городу Иллу... ну знаете где это, да?
Раэ закивал. Он уже знал, что за лесом находился такой город, второе по величине селение в Ортогоне. Некогда живое...
-Ой, вот не надо мне тут про себя рассказывать, - раздраженно сказала Мурчин, - ты, конечно древность, но не настолько загадочная…
-Ой нет-нет, я не про себя, госпожа, я про то, что из леса на мое кладбище во времена моей молодости то и дело выбирался то один ходячий, то другой… мне даже погреб пришлось вырыть, чтобы прятаться… и уж проследить, откуда они лезут… мне же надо было знать, откуда может прийти такая напасть…
-А зачем они к вам выходили? – изумился Раэ, - им что-то от вас было надо?
-Нет, - поспешно ответила Мурчин за кладбищенского сторожа, несколько задетая тем, что Раэ расспрашивает не ее, - просто потревоженные ходячие выбираются из схронов и обычно бредут на ближайшие обычные кладбища. Почему именно на кладбища – никому неведомо.
-Может, упокоиться хотят, - вздохнул Варда, - наверняка их души, зная, что так надругались над их телами, страда…
-Ой, вот не надо этой простецкой чепухой забивать голову моему ученику, - пренебрежительно сказал ведьма, - ему это оттуда наоборот выбивать надо.
-О, простите-простите, госпожа… я ж ведь до самого любопытного еще не добрался…
-А почему они выбираются из схронов? – спросил Раэ с как можно более невинным видом, - будь я таким вот махровым некромантом, я бы постарался сделать так, чтобы мои запасные войска лежали как положено - в запасе, а не разбегались кто куда.
-Есть особые фазы луны, во время которых их так и толкает вскочить, – недовольно сказала Мурчин, - кроме того есть много чего такого, что не предусмотришь. Следить за схронами надо получше!
-Золотые слова, – подпел Варда, - иные схроны хранятся столь небрежно… наверное потому с тем схроном случилось то, что случилось. Он попросту сбежал! Неизвестно куда делся! Весь разом!
Последние слова Варда произнес заговорщическим тоном.
-Тебе-то откуда знать? –насмешливо спросила Мурчин.
-А вот, сударыня, - застенчиво и самодовольно проговорил Варда, - я ж ведь должен был выследить, откуда они лезут, чтобы знать, когда прятаться. Вот и пролез в Навье Урочище и увидел, где лежит войско.
-Да ну, - хмыкнула Мурчин, - и тебя никто на этом не словил?
-Нет, сударыня, я же сказал – схроны плохо охранялись… вообще не охранялись.
-Быть не может, - сказала Мурчин, - над ними должны сидеть сильфы…
-Не знаю, сударыня, как уж, должны или не должны… но ходячие сначала лезли ко мне в гости на кладбище, а потом и я к ним в гости пришел. Видел их… А потом они как-то перестали ко мне наведываться. Зато через мое кладбище стали метаться колдуны из роя ковена Бриуди Рива. Из вот этой самой "Ущербной Луны". Спрашивали меня, не видел ли я чего. Не тревожат ли меня ходячие. Я им честно говорил. что давно уж не тревожат. А они полазили-полазили по окрестному лесу да и убрались восвояси. Я же еще раз наведался в Навье Урочище. И нашел пустые ямы! Войско сбежало! Куда? Кто его увел?
Раэ схватил Варду за запястье:
-А когда, когда это было?
-Да давно… несколько лет тому назад…
-А вспомните!
-Н-ну, - Варда почесал себя в затылке.
-Да какая разница! Брешешь ты все! – хмыкнула Мурчин и заглянула в пустое донышко бокала. Варда поспешно ей долил. Тут-то Раэ спохватился, что ведьма нервничает и тянет бокал за бокалом...
-Ну вспомните, сколько лет назад это было. – взмолился Раэ.
-Сударь, - взмолился Варда, – у меня не так уж хорошо с памятью… ну больше, чем лет пять назад…
В это время в дверь сторожки стукнули. Несколько раз. Раэ подскочил. Это была не навь… кто-то живой ломился снаружи!
Продолжение следует. Ведьма и охотник. Неомения. 31 глава.