Этот памятник находится в стороне от принятых и популярных туристических маршрутов, в восточной, заволжской части Ярославля. А потому, чтобы его увидеть, надо специально перебраться по Волжскому мосту, что мы и сделали в рамках заочной экскурсии по древнему городу.
Этот памятник установлен в честь советского летчика-аса Султан Амет Хана, а если быть более точным, то в честь первого сбитого им немецкого самолета, что выходит за рамки просто символического события. Дело в том, что молодой пилот пошёл на таран.
Надо отметить, что командование подобного рода действия не очень одобряло. Самолеты – машины дорогие, подготовка летчика – дело затратное, а потому при необходимости и по возможности «лучше было обходиться без таранов».
Однако именно в данном случае Султана Амет Хана не только не пожурили, но представили к награждению Орденом Ленина. Дело в том, что он совершил таран (в итоге оставшись в живых), когда в мае 1942 года охранял железнодорожный мост через Волгу.
В те дни в Центральной России это был второй по важности и значимости после Кремля объект. Именно ярославский мост связывал столичные регионы с «Русским Севером» и Сибирью, откуда потоком шло снабжение и боеприпасами, и прочими ресурсами.
Прекрати свое существование мост и положение центральных регионов (включая московский) вмиг стало бы критическим. Оттого немцы мост пытались постоянно бомбить, не прекращая свои попытки ни на день, ни на час. Однако всё было безрезультатно – по мосту ни на минуту не прекращалась транспортировка грузов.
Именно этот подвиг был увековечен в памятнике, установленном в удаленном от «гостевых троп» Заволжском районе. Он был открыт в 2005 году при активном содействии местной дагестанской диаспоры, что ставит крест (по крайней мере, в Ярославле) на спорах о национальной принадлежности советского героя.
В Ярославле он считается аварцем (дагестанцы – это территориальная, а не этническая принадлежность), гордо взирающим в сторону спасенного им моста.