Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

Куда ты денешься с подводной лодки

То есть от Владимира Семёновича Высоцкого. Наверное, уже никуда) Даже в отпуске. Где бы не проходила экскурсия, строчки Высоцкого встречались на каждом шагу. Думаю, что подводной лодкой я этот ряд отпускных ассоциаций и закончу.

Довелось мне побывать на подводной лодке, превращённой в музей. Таких музеев и в мире немного, а в России - хватит пальцев одной руки.

А вот и сама героиня рассказа. Знакомьтесь: Б-440. На сайте Вытегорского музея она представлена так:

"Музей «Подводная лодка Б-440» создан на базе боевой подводной лодки 641-го проекта (по классификации НАТО - «Фокстрот»), которая  была построена в 1969 году в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе, 22 декабря 1970 года над ней был поднят Государственный флаг. До 2001 года субмарина несла  боевую службу: 19 лет она входила  в состав эскадры подводных лодок Северного флота, а с 1992 г. -  Балтийского флота, выполняя характерные для ее класса задачи.  Подводная лодка Б-440  совершила немало дальних океанских походов. В 1977 году  приказом Командующего Северным флотом  экипаж был объявлен отличным.
В  2005 году «Буки-440»  совершила свой последний поход и пришвартовалась к  берегам Вытегорского водохранилища. При реконструкции боевой лодки в музей удалось максимально сохранить механизмы,  оборудование и боевые посты. Посетив  музей «Подводная лодка Б-440», можно узнать  о принципах действия механизмов лодки, несения службы и быта моряков-подводников, понять, почему  так интересна, романтична, но в то же время очень непроста эта  профессия".
Бывала она и в другом полушарии...
Бывала она и в другом полушарии...

Настоящая океанская субмарина находится на вечной стоянке в Вологодской области, в сугубо речной местности, на реке Вытегра в одноименном городе, на берегу местного водохранилища.

Я теперь в дураках — не уйти мне с земли —
Мне расставила суша капканы:
Не заметивши сходней, на берег сошли —
И навечно — мои капитаны.

Это удивительно, но попала она туда благодаря усилиям местного активиста, капитана I ранга А. А. Штурманова, очень активного ветерана, сделавшего немало добрых дел для города и вытегоров (да-да, жители города Вытегра не вытегорцы, а вытегоры, уж не знаю, почему). В том числе и этот музей.

Хорошо, когда есть такие капитаны. (Да-да, я в курсе, что подлодкой командует командир, а не капитан, но у этого слова есть и другое значение, в данном случае как нельзя более подходящее). Об истории создания музея можно прочесть, например, ЗДЕСЬ. Перо у корреспондента бойкое, некоторые фразочки режут глаз, но в целом интересно.

Мне теперь не выйти в море
И не встретить их в порту.
Ах, мой вечный санаторий —
Как оскомина во рту!

Доставляли лодку к месту последней стоянки с помощью понтонов, которые так и остались приваренными к её бортам. Они уже проржавели, служат приютом местным уточкам, которые отдыхают там и шастают туда-сюда совсем как туристы по самой подлодке.

Кто рули и вёсла бросит - тех Нелегкая заносит, так уж водится...

Гребной винт и за ним кормовой руль глубины. Строго говоря, винтов должно быть три, но увидеть их проблематично. Кругового обзора лодки нет. Там еще часть руля поворота виднеется. Нам про них ничего не сказали, но я тут изображаю знатока)

А мы всё лезли толпой на неё, как на буфет вокзальный...

Всякие нужные или "секретные" механизмы внутри вырезаны, образовались некоторые пустые места для туристов. Но все равно с экскурсионной группой лучше не ходить. Особенно если вас снабдили радиогидом, а группа больше 10 человек. Как только экскурсовод переходит в следующий отсек, звук пропадает начисто, хотя и переборочные двери открыты, и проходы в рост прорезаны для удобства посетителей. А вся толпа в большинстве отсеков поместиться не может по определению. Так что половина экскурсии прошла в тишине и догадках "что бы это значило". Но, протиснувшись поближе к рассказчику, услышала много любопытного и интересного. Тем более у нас в группе оказался бывший подводник (не с этой лодки, конечно), тоже кое-что интересное добавил из собственного опыта.

Для осмотра доступны целых семь отсеков, это много. Назначение помещений понятно, да и отсеки все подписаны.

Мы рвёмся к причалам заместо торпед...

При желании можно заглянуть в командирский перископ:

-10

И в штурманскую рубку:

-11

Не таись, не молчи, до меня докричи, —
Я твой голос услышу, узнаю.

При малейшей опасности (пожар, пробоина) двери между отсеками задраивались наглухо, начиналась борьба за живучесть корабля. А общаться оставшимся внутри людям с соседями по планете приходилось стуком. Вон та красная штука над дверью справа (под трубой) и предназначалась для выполнения этой операции. Металл по металлу хорошо звучит, гулко.

Там в первом отсеке у входа повесили подаренную кем-то рынду. Конечно, редкая группа туристов обходится без желающих в нее ударить. У нас тоже такой нашелся. В ушах звенело долго.

Рында круизного теплохода "Лебединое озеро", на борту которого я провела чудесную неделю. В подлодке висела поменьше размером.
Рында круизного теплохода "Лебединое озеро", на борту которого я провела чудесную неделю. В подлодке висела поменьше размером.

«Все свободны!» Конец всем вопросам.
«Кроме вахтенных, всем отдыхать!»
Но пустуют каюты — матросам
К той свободе ещё привыкать.

Хоть бы — шторм! Или лучше — чтоб в радиорубке
Обалдевший радист принял чей-нибудь SOS.

На подводной лодке это не радиорубка, наверное, но акустик точно есть. Гидроакустика и еще нескольких обитателей изображают манекены. Говорят, не специально заказанные, а магазинные, поэтому слишком рослые для этих помещений.

И слепя́т с боков прожектора,
И — жара!.. Жара!.. Жара!

Температуры в отсеках, которые нам называла экскурсовод, трудно себе представить. Как люди выдерживали это по полгода в кругосветке, не представляю. Вот матросик в лёгкой одежде получился без самой примечательной детали - обувь плохо видно. А эти тапочки все в дырочках - специально, чтобы ноги меньше прели. Говорят, иначе грибок мгновенно появляется и трудно излечивается. Потому медицина строго следила, чтобы все бегали в таких тапках (наверное, в свободное время? или на вахте тоже?):

-17

И, конечно, водные процедуры - в неограниченном количестве забортной водой. А пресной - наверное, не очень доступно.

Если вам совсем неймётся —
Обтирайтесь чем придётся,
Водными займитесь проце-
дурами!

А рядом - гальюн и на двери - инструкция к нему. Как пользоваться, всем понятно, а вот как смыть после себя, даже с инструкцией не понять. Добрые старослужащие немало веселились, отправляя туда новичков. Ведь стоит что-то перепутать - и содержимое унитаза не смоется, а наоборот, выплеснется наверх. Такое вот суровое "посвящение в подводники". Да, а туалетов-то всего два на 80 человек экипажа...

Вот добавил он в планктон кипяточку...
Как орудует: хоть мал, да удал!
Глядь — и ест деликатесы в одиночку, —
А из нас — таких никто не едал.

Готовили пищу и кормили людей практически беспрерывно, все зависело от расписания дежурств (вахт). А повара тоже сменялись по этому же принципу, если я правильно поняла. В кают-компании рядом со столом висят хирургические инструменты. Поскольку в узкий коридор этого отсека я не попала с экскурсоводом, то и не слышала объяснений по этому поводу. Озадачилась. Только сейчас прочитала, что при необходимости этот обеденный стол становился операционным. Потому и инструменты хирурга находятся здесь же, в операционной.

Последний доступный отсек - дизельный, из которого вынули все дизели. Получился просторный конференц-зал. На стенах информация о типах подводных лодок, форма моряков в витрине, есть даже макет первых российских подводных лодок, подарок музею:

Здесь проходят всякие мероприятия, лекции, сюда приходят школьники на мастер-классы, экскурсии. Здесь организуют временные выставки. Например, сейчас там выставлена частная коллекция фонарей:

Чтоб отсутствием долгим вас близкие не попрекали —
Не грубейте душой и не будьте покорны судьбе,
Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками;
Становясь капитаном — храните матроса в себе!

-22

Очень понравилось, что музей хранит память обо всех своих земляках - и достигших высоких званий, и рядовых матросах. На сайте музея есть видео "Все республики - в одном кубрике" в двух частях. Фотографии членов экипажа в разные годы - имя, звание, должность, годы службы.

Часть 1 ------- Часть 2

Посмотрите, вдруг кто-то узнает себя, своих друзей или родственников. У них и сообщество в ВК есть, там все активности музея освещаются довольно подробно.

Эта подводная лодка имеет славный послужной список, достойно завершила свой путь, её не пустили на металлолом, она достойно хранит память о своих моряках. Так что никаких трагических ассоциаций не возникает. Вплоть до того момента, пока не дойдешь до этих двух стендов. Гибель АПЛ К-219 и АПЛ "Курск". На борту обеих служили местные уроженцы.

Особенно поражает подвиг Героя России Сергея Преминина. Рано утром 3 октября 1986 года на подлодке забортной водой раздавило корпус одной из баллистических ракет. Ракетное топливо взорвалось. Сила взрыва была такова, что сорвало крышку ракетной шахты. Погибли два матроса и командир БЧ-2. Извините за большую цитату, но тут каждым словом "жжёт нас память и мучает совесть":

"Через 15 часов изнурительной борьбы за живучесть в центральный пост поступил тревожный сигнал. Не удалось восстановить и подать электропитание на приводы компенсирующих решёток, которые зависли в промежуточном положении после обесточения и сброса аварийной защиты одного из ядерных реакторов. И хотя сброшенные стержни аварийной защиты временно прекратили цепную реакцию, для надёжного глушения реактора было необходимо опустить компенсирующие решётки на нижние упоры.
 Над кораблём нависла новая опасность. Через некоторое время реактор должен был пойти в разгон, самопроизвольно и бесконтрольно увеличивая тепловую мощность.

Оставался единственный способ справиться с выходящей из-под контроля атомной энергией. Для этого было необходимо войти в загазованный 7-й отсек, проникнуть в аппаратную выгородку и вручную опустить все компенсирующие решётки на нижние упоры.

Эта трудная задача была поручена командиру реакторного отсека старшему лейтенанту Николаю Беликову. <...> Температура в отсеке неумолимо возрастала.
Вскоре Николай потерял сознание. Пришлось искать помощь. Выбор пал на самого опытного из трёх спецтрюмных: - Сергея Преминина. Товарищи верили в него, знали: уж он точно не подведёт, выполнит самую тяжёлую задачу.

Пока Беликов приходил в себя, Сергею помогли облачиться в защитный костюм. И вот уже вдвоём они вошли в седьмой отсек. Поочередно работая ключом, опустили одну решётку, периодически опускаясь на горячую палубу чтобы перевести дух. Но в столь тяжёлой обстановке долго работать было невозможно, пришлось выбираться в восьмой. И тут силы окончательно покинули командира отсека. Матросу ничего не оставалось, как идти в ядерную кочегарку одному. Сергея к последнему броску готовили по возможности тщательно. Ему отдали последние регенеративные патроны, отыскали остатки аварийного запаса воды. К этому времени обстановка в отсеке ещё более усложнилась: температура достигла восьмидесяти градусов, поднялось давление. Преминин понимал, куда он идёт, но нисколько не сомневался, что именно ему надлежит завершить эту операцию. Простой русский парень, он привык свой долг исполнять до конца. Заходя в реакторный отсек, Сергей на секунду остановился. Наверно, хотел что-то сказать, но промолчал. Натянул маску изолирующего противогаза, поправил на груди коробку с регенеративным патроном. И шагнул в тёмный провал переборочной двери. О том, что думал в тот момент Сергей, не суждено узнать. Известно только, что цели он достиг. Все решётки легли на нижние концевики, надёжно заглушив реактор. Но Сергей так и не появился в проёме двери из седьмого. Возросшим за полчаса давлением в отсеке поджало переборку. Сравнять давление между седьмым и восьмым отсеками не удалось. Старший мичман Василий Ежов с двумя матросами, уперев в переборку аварийный упор, тщетно штурмовали заклиненную дверь. Моряки, надышались угарного газа, сломав два аварийных упора, измучившись в конец, снова и снова пытались вызволить товарища, хотя понимали, что все мыслимые сроки работы изолирующего снаряжения Сергея истекли.

Экипаж самоотверженно продолжал борьбу за живучесть, однако вода медленно заполняла отсеки. Утром 6 октября было принято решение эвакуировать личный состав на подошедшие советские суда. В 11 часов 03 минуты, когда атомоход зарылся носом по горизонтальные рули, мостик покинул командир. В скорбном молчании моряки наблюдали, как безжалостная стихия поглощает очередную свою жертву, унося субмарину в океанскую бездну. Лишь матрос Сергей Анатольевич Преминин оставался на своем боевом посту.
<...>
    Указом Президиума Верховного Совета СССР матрос Сергей Преминин был награждён орденом Красной Звезды. А спустя 10 лет, по ходатайствам командования и Военного совета флотилии, общественных организаций, Клуба моряков подводников ВМФ, широкой общественности, Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 года, ему присваивается звание Героя Российской Федерации". (
Курганов И. Герои полярных глубин. - сайт Герои страны)

Пусть рок оказался живучей, —
Он сделал, что мог и должен.
Победу отпраздновал случай, —
Ну что же, мы завтра продолжим!

Парню было двадцать лет...

Говорят, американцы были очень благодарны. Какое-то время. Даже фильм об этом сняли. Цитата из той же статьи:

"Эта катастрофа, в которой подводники проявили свойственный всем русским морякам героизм и самопожертвование, имела большой резонанс в мире. Впервые за всю историю "холодной войны" советское партийное руководство не стало делать тайны и по прямому проводу оповестило Вашингтон о случившемся. В последующие время в прессе не раз поднималась эта тема. На протяжении более десятилетия она продолжает оставаться актуальной. Бывшим военно-морским атташе США в Москве Питером Хухтхаузеном совместно с бывшим старпомом "К-219" капитаном 1 ранга в запасе Игорем Курдиным была написана книга "Враждебные воды". А кинокомпания АВО NYC совместно с ВВС и Word Production Limited по мотивам книги сняла одноимённую кинокартину".

Но весь род моряков — сколько есть до седьмого колена —
Будет помнить о тех, кто ходил на накале страстей.

И уже в полную силу звучит в голове голос Высоцкого при взгляде на центральные стенды:

Балтийское море, Чёрное, Норвежское, Баренцево... Страшные карты, пестрящие красными значками. Сколько их! И сколько еще не установлено и никто не знает, где они, без вести пропавшие...

Наш путь не отмечен...
Нам нечем... Нам нечем!..
Но помните нас!

Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS все глуше, глуше, —
И ужас режет души
Напополам...

Спасите наши души!
Спасите наши души...

А на пирсе стоять — все равно благодать!
И качаться на суше и петь от души.
Нам, вернувшимся, не привыкать привыкать
После долгих штормов к долгожданной тиши.

Для желающих изучить подробно внутренности лодки, предлагаю обзор похожего музея - дизельной лодки в Тольятти, здесь же, в Дзене, от автора Vivan755. Подробно по отсекам, с фотографиями и техническими подробностями.

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут.