С 1 сентября 2023 года в России действуют штрафы за нарушения законодательства о размещении рекламы в интернете. Вместе с экспертом СберРешений Владиславом Гавриловым мы подготовили пошаговую инструкцию о том, как сейчас нужно рекламировать свои товары и услуги, чтобы соблюсти все требования закона.
В России начали действовать изменения в Кодекс административных нарушений, которые предусматривают штрафы за нарушения требований закона «О рекламе» в новой редакции. Размер штрафа — до 500 тыс. руб.
Новые требования к рекламе были утверждены еще год назад, но до сентября 2023 года за их нарушения никакой ответственности не было. Вкратце суть нововведений такова: при размещении любой рекламы нужно передать данные о ней через специального оператора рекламных данных (ОРД) в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Подготовка
- Заполните данные в личном кабинете ОРД о своей организации:
- для юрлиц: ИНН, ОГРН, место нахождения, ФИО директора;
- для ИП и физлиц: ФИО, ОГРНИП, место нахождения.
3. Укажите всех контрагентов, участвующих в договоре о размещении рекламы. Рекламодатели отмечают агентства и площадки, агентства — клиентов, посредников и площадки, распространители — рекламодателей.
4. Не забудьте внести данные о договорах с контрагентами: номер документа, дату его заполнения, тип услуг, предмет договора и его сумму. Отметьте роли участников (кто оказывает услугу, кто ее получает, кто посредник)
Старт рекламы
- Загрузите креативы в форму в личном кабинете ОРД, а также добавьте основную информацию о рекламе — тип, целевая аудитория, номер договора, ссылка, на которую она будет перенаправлять пользователей.
- ОРД передаст все данные в ЕРИР, а вы получите в личном кабинете токен (уникальный идентификационный номер из букв и цифр) — он появляется почти мгновенно, сразу после загрузки медиаданных.
- На креативе нужно поставить отметку о том, что это реклама, добавить данные о конечном рекламодателе и сам токен. Важно: токен должен быть расположен в кликабельной ссылке или меню adChoice (это окошко, которое появляется, когда пользователь наводит курсор на рекламное объявление). Главный принцип — токен должно быть возможно скопировать. Если разместить токен таким образом невозможно, его нужно добавить непосредственно в текст рекламного объявления. Ваша реклама готова к публикации.
Завершение рекламной кампании
В личный кабинет нужно внести данные по актам выполненных работ / оказанных услуг. Не забывайте указывать принадлежность актов к договорам, которые были загружены ранее, а также вносить информацию о датах и других данных кампании. Сделать это нужно в течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором транслировалась реклама. Если вы разместили рекламу в сентябре, то сообщить о ней необходимо до 30 октября.
FAQ: отвечаем на самые распространенные вопросы
Мы уже разбирали основные вопросы, связанные с этим законом, в статье «Реклама в интернете: как ее размещать и перед кем нужно отчитываться», но уточним еще несколько моментов.
Что нужно маркировать как рекламу?
Маркировать нужно любое рекламное объявление — это может быть контекстная, нативная или таргетированная реклама, трансляции, статьи и другие публикации, причем в совершенно различных форматах: статичные баннеры, видео, фото, текст, аудио, посты. Реклама должна иметь отметку «Реклама», токен (уникальный идентификатор), который присваивает рекламе оператор рекламных данных (ОРД), а также указание на конечного рекламодателя.
Маркировать не нужно email-рассылки и push-уведомления, рекламу в теле- и радиопередачах (отображенных в интернете как в первоисточнике), объявления на ресейл-платформах, каталогах и досках объявлений («Авито», «Юла»), тексты на сайте самой компании, предлагающей товары / услуги.
Кто должен подавать данные ОРД?
По сути, передавать данные ОРД должен каждый участник цепочки размещения рекламы: рекламодатель, площадка, которая размещает рекламную информацию, а также любые посредники между ними — агентства или фрилансеры, создающие креатив и т. д. Однако передать обязанности регистрации рекламы и отчетности по ней можно кому-то одному: главное — прописать это в договоре.
За что можно получить штраф?
Оштрафовать могут в трех случаях:
1. Вы не получили (или не добавили) токены в объявления.
2. Вы не подали отчетность в срок или вовремя.
3. Вы передали отчеты с ошибками, устаревшими или недостоверными данными.
Штрафы за все эти виды нарушений для физлиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб., а для юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Что делать со старыми рекламными объявлениями, которые опубликованы ранее (до сентября 2022 года), но не промаркированы?
Если реклама размещается до сих пор, ее обязательно нужно зарегистрировать, получить для нее токен и продолжить публиковать только со всеми отметками.