Найти в Дзене
Leeloo2525

Квест в реальной жизни. Парочка идей и советов

Оглавление

Всё больше людей пробуют такое развлечение, как домашний поиск сокровищ, или квест. В этом посте описан пример этого любопытного интеллектуального испытания для взрослого человека.

Но сначала…

История понятия

Квест — это один из основных жанров компьютерных игр: интерактивная история с главным героем, которым управляет игрок. В квесте вы исследуете игровой мир, беседуете с другими персонажами, находите полезные предметы и применяете их в ключевых точках для решения сюжетных задач, иногда решаете головоломки.

В какой-то момент это слово перешло в ролевые игры (RPG) и вдобавок к основному значению стало обозначать задание от какого-нибудь персонажа, за выполнения которого игроку полагается награда. Как правило, вызов интеллекту они не бросают и часто сводятся к тому, чтобы где-то достать и принести персонажу несколько конкретных предметов.

Когда это слово перекочевало в реальный мир, оно пошло вразнос. Сейчас это и городское ориентирование (интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами), и вид салонной детективной игры, когда группа людей в кафе отыгрывает роли своих персонажей, и поиск выхода из запертой комнаты, напичканной подсказками о том, как найти ключ. Последняя явно вдохновлена компьютерными играми в жанре Escape the room, это поджанр настоящего квеста.

Есть и ещё один поджанр компьютерных квестов: искалка, или hidden objects game (HOG), где почти никогда нет диалогов, а головоломки перемежаются поиском перечисленных игрой предметов на захламлённых локациях.

Десять фиолетовых искалок
Блог Leeloo252516 июня 2023

Чем больше выходит искалок, тем меньше в них становится сцен с поиском предметов, и сейчас они представляют собой крайне упрощённый квест, где игрок перемещается туда-сюда по статичным локациям, чтобы взять очередной предмет и применить его в очередном месте, чтобы в результате получить ещё один предмет и отправиться в новую ключевую точку для его применения: возьми скрепку, прицепи её к молнии на косметичке, оттуда возьми ножницы, распори ими шов на кармане, достань оттуда таблетки… Я скучно описываю, на самом деле это увлекательно.

Особенно если нечто подобное кто-то организует в жизни.

Предыстория

Однажды, когда я устроила себе очередной марафон компьютерных квестов «Нэнси Дрю», ко мне присоединился муж, и мы с удовольствием прошли подряд несколько игр. Мы любим головоломки, больше всего нам понравилась криптография в «Платье для первой леди».

Возвращение к заброшенным играм – 4
Блог Leeloo25257 августа 2023

После этого я загорелась желанием провернуть нечто подобное в реальной жизни: придумать для мужа цепочку загадок, которые бы он решал, как в квесте. В первую очередь я обратилась за идеями к интернету, но несмотря на то, что домашние квесты сейчас очень популярны, устраивают их только для детей. А почему? Несправедливо. Я видела пару постов о том, как эти квесты на праздники устраивают друг для друга студенты, но задания в них всё такие же детские. Например, решить ребус, в котором зашифровано местоположение следующей подсказки. А на следующем листке нарисованы предметы, рядом с которыми нужно написать их первые буквы, и получится подсказка к месту следующей загадки. А там кроссворд с нарисованным человечком и стрелочками возле частей его тела. А в следующей точке лежит разрезанный на шесть частей рисунок, который изображает местоположение следующей подсказки. Самое сложное, что я видела, — это задание, когда человеку даются две группы картинок, на одной изображены продукты, на другой — животные, и нужно собрать из них пары по принципу кто чем питается, перевернуть листочки и совместить их так, чтобы сошлись две части надписей с другой стороны листочков, одна из этих надписей — числовой код. Но даже для подростка это задание слишком простое, к тому же, раз среди надписей всего одно число, листочки можно сразу перевернуть, найти части кода, совместить их и не заморачиваться с детсадовской головоломкой.

Мне было нужно что-то для умного, взрослого человека. И я сама попыталась воссоздать коротенькую искалку, но со сложностью головоломок уровня «Нэнси Дрю».

Интереснее всего включать в игру натуральную наглядность предметы: шкатулки, ключи, книги, — а не просто загадки на бумажках; это относится и к детям, и ко взрослым. Никакие игровые условности не сравнятся с физическими ощущениями от перелистывания страниц или поворота ключа в замке. Если есть криптекс, это великолепно.

-2

Интересных вещей у меня не так много, и не все они полностью подходят для поставленной цели, но я обыграла их особенности как смогла.

Как проходил квест

Участник квеста в данном случае будет называться просто человеком, а события я буду описывать в настоящем времени, будто и вы проходите этот квест.

Изначально человек получает пенал с двумя отделениями, запертыми за кодовый замок, и закрытую на ключ тетрадь, из которой торчит пакет с неизвестным содержимым.

-3

Замок на пенале соединяет язычки молнии и, по сути, не препятствует открытию отделений, но на пенале есть подсказка, что открывать сразу оба по условиям квеста нельзя, это срежет путь и испортит впечатление. Сперва нужно открыть замок и решить загадку о том, какое отделение правильное, но об этом позже.

Пенал такого типа. Замок просто соединяет язычки молний.
Пенал такого типа. Замок просто соединяет язычки молний.

В данный момент нужно заняться тетрадью. На неё приклеена записка: «Ключ охраняет зверь с аэродинамическими ушами».

Человек понимает, о чём речь, и находит ключ за соответствующим рисунком кота.

-5

Загадывать нужно иносказательно, но так, чтобы участник квеста понял. Это может быть ваша с ним шутка, или то, что вы недавно обсуждали, или общеизвестный фразеологизм — в общем, это сразу должно приходить ему на ум.

Человек открывает замок на тетради и высвобождает пакет, в котором находится странная конструкция из бумаги, канвы, ниток и зубочисток и следующая наводка: «Подсказка спрятана в известном стихотворении американского романтика».

Конструкция пока не важна, сперва надо решить загадку.

Человек, сам не раз отпускавший эту шутку об Эдгаре По, понимает, что речь идёт именно о нём. Самым известным стихотворением По является «Ворон». Человек подходит к полке с книгами этого автора и размышляет, с какой из них начать поиски.

-6

Всё очень просто: одна из книг так и называется — «Ворон». Человек выбирает её и готовится искать по содержанию нужное стихотворение, но сразу замечает вложенную между страниц распечатку.

-7

Эта деталь не обязательна, если текст и так есть в книге, просто в сборнике напечатан перевод М. Зенкевича, а мне больше нравится версия С. Муратова, которую я и распечатала себе давным-давно и вложила в эту книгу.

Помимо распечатки стихотворения, в книге находится двойной листок в клетку. На первой странице нарисована таблица, чтобы сразу заинтриговать человека, после таблицы идут ряды пустых квадратов с буквенно-числовыми подписями, и уже потом — инструкция.

-8
-9

В квадрат требуется вписать первые десять букв из первых десяти строчек стихотворения. В инструкции нужно дать понять, что если строчка не помещается целиком, то не нужно продолжать вписывать её буквы в квадрат.

-10

Когда таблица заполнена, человек находит в ней нужные буквы в соответствии с буквенно-числовой подсказкой и вписывает в ряды пустых квадратов.

-11

Сообщение должно быть коротким, но понятным. Мой странный выбор слов обусловлен ограниченным набором букв в получившейся таблице: для «найди» не хватало буквы «Й», а слово «зубочистка» слишком длинное, замучаешься расшифровывать.

Человек обращает внимание на слово «лищнее», ему смешно, и это здорово. Вместе с тем он прекрасно понимает, что имеется в виду и даже почему это сделано.

В выбранном отрывке не попалось ни одной буквы «Ш», и я вышла из положения таким образом. Настоящим шифровальщикам (а это реально существовавший вариант криптографии) и не так приходилось изворачиваться.

Итак, подсказка гласит: «Выбери лишнее и удали нить». Прочитав о нити, человек вспоминает о странной конструкции, которую ранее нашёл в пакете.

-12

Что здесь нить? Нитями вышит узор на канве, нити же держат и четыре зубочистки, сверху торчат их концы. Но прежде, чем что-то удалять, нужно выбрать лишнее.

К каждой зубочистке привязан листочек с рисунком. Картинки специфические, это не тот случай, когда среди хищных животных нужно выбрать травоядное или среди треугольников — равносторонний. Нужно вдумываться в содержание изображений.

-13

Можно загадывать фильмы, книги, исторические события — всё, что возможно изобразить и систематизировать так, чтобы одна из картинок по смыслу выпадала из всего ряда. В данном случае я взяла несколько произведений одного из любимых авторов участника квеста и добавила к ним произведение другого автора, на картинках буквально изображены их названия. Если хотите, пишите в комментариях свой вариант отгадки.

Когда человек находит лишнюю картинку, он понимает, какую зубочистку нужно вытянуть, чтобы удалить нить. Когда зубочистка удалена, за нить достаточно потянуть, тогда лишние стежки удаляются и обнажают числовой код.

Этот код подходит к замку, и язычки на молниях пенала освобождаются. Дальше человек решает загадку о том, какое из них следует открыть.

Я выбрала для этого свою любимую загадку, сложнейшую задачу на логику о двух дверях, но не советую повторять этот вариант, разгадают её единицы.

  • Перед вами две двери, одна ведёт к победе, другая — к пустоте. Рядом с каждой дверью стоит стражник, они оба знают, куда ведёт каждая дверь. Проблема в том, что один из них говорит только правду, а другой всегда лжёт, но не известно, кто есть кто. Задайте одному из стражников вопрос, чтобы однозначно вычислить дверь, которая ведёт к победе. (За стражников отвечает создатель квеста, это единственный момент, требующий его прямого участия, и он как раз вовремя: это конец квеста.)

Условия кажутся суровыми — и лжец, и честный стражник могут охранять как хорошую, так и плохую дверь, а задать можно всего один вопрос всего одному стражнику, — но это не ограничение, а необходимое и достаточное условие. Дальше идёт цепочка мыслей, которая приведёт к решению, так что, если вы хотите подумать сами, пропускайте этот абзац. Дело в том, что если вопрос неправильный (например, «Куда ведёт твоя дверь?» или «Какая дверь ведёт к победе?»), то нет смысла задавать его обоим стражникам: их ответы будут разными и ни о чём вам не скажут. Значит, нужно задать вопрос, на который оба стражника ответят одинаково, и будет не важно, кому из них его задавать. Для этого нужно скомбинировать в одном вопросе ответы обоих стражников. «Если бы я спросил другого стражника о том, какая дверь ведёт к победе, что бы он ответил?» — это и есть правильный вопрос. Какому бы стражнику его ни адресовали, ответ будет содержать ложь, и выбирать нужно другую дверь. К примеру, вы спросили об этом лжеца, который стережёт хорошую дверь: его сосед бы честно ответил, что правильная дверь находится за лжецом, но лжец соврёт об этом и назовёт дверь честного стражника. В той же ситуации спросите о том же честного стражника: верная дверь находится за лжецом, но тот бы соврал и назвал дверь позади честного стражника, потому и честный стражник называет свою дверь. То же самое будет в ситуации, если хорошую дверь охраняет честный стражник: оба стражника скажут, что за победой нужно идти в дверь лжеца.

Человек открывает нужное отделение пенала и получает подарок.

Отсюда можно было бы продолжать квест до тех пор, пока не иссякнет запас замков и идей, но я решила, что для первого раза этого хватит.

В чём соль шутки про Эдгара По? 🤔

Этот писатель славится всякой дичью — историями о том, как воскресает и приходит мстить чёрный кот, как герой откапывает свою мёртвую сестру, чтобы извлечь её зубы, как другого героя хоронят заживо, как третьего героя обгладывают крысы, пока он лежит связанный под лезвием опускающегося маятника… Также благодаря произведениям «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук» По считается отцом детективного жанра литературы, но романтиком его никак не назовёшь. …Думали мы, пока не встретили ряд статей, авторы которых на полном серьёзе величают его романтическим поэтом — видимо, просто потому, что он жил и творил в эпоху романтизма. Кто-то пытается притягивать за уши его творчество к этому жанру, но получается плохо. То, что собой представляют его рассказы и стихи, сейчас считается хоррором, мистическим и психологическим, а неуместно восторженные, возвышенные чувства персонажей отлично вписываются в атмосферу безумия и вызывают мурашки, а не романтическое настроение. Если у По и есть нормальные стихотворения, они не характеризуют всё его творчество. Вот мы и шутим.

Как изготовить конструкцию с зубочистками

Всё начинается с квадратного кусочка канвы, по четырём сторонам которого вышиваются числовые коды, но только один из них верный. Запомните его. Пустое пространство по центру и по краям можно украсить простейшими узорами. Для удобства нарисуйте себе схему заранее, для этого подойдёт обычный лист в клетку. (Вместо одного из чисел я вышила слово «котик», чтобы участник квеста улыбнулся, если его увидит.)

-14

Возьмите четыре зубочистки и пришейте их с изнанки вышивки теми же нитками, которыми вышиты коды, таким образом, чтобы при удалении зубочистки нитки больше ничто не удерживало. Делается это по принципу машинной строчки: игла с ниткой уходит в канву, фиксирует на изнанке зубочистку, но выходит обратно через то же отверстие.

-15

На рисунке выше синим обозначена канва, чёрным — нить, серым пунктиром — зубочистка. На фото ниже показан принцип фиксации зубочистки: она продевается в петлю.

-16

Теоретически можно шить без зубочистки, оставляя на изнанке петли, а уже потом продеть в них зубочистку и подтянуть нить, но мне было проще сразу пришивать зубочистки. Протянуть нить на изнанку — обвить вокруг зубочистки — вывести нить через то же отверстие.

-17

Важно не только правильно пришить зубочистку, но и стежки на вышивке расположить так, чтобы до неузнаваемости изменить цифры.

Если всё сделать правильно, после вытягивания зубочистки можно будет потянуть за верхний конец нити, и лишняя нить легко удалится, останется только вышитый код.

-18

Когда зубочистки пришиты, на четырёх маленьких листочках бумаги нарисуйте задуманные изображения. Возьмите четыре нитки. С помощью иглы или другим способом проденьте один конец нитки сквозь рисунок, завяжите узлом; другой конец нитки привяжите к нужной зубочистке. Не перепутайте, к какой зубочистке привязать нужную картинку, ведь все коды к этому моменту зашиты. Угадайте, почему я об этом пишу.

Этот вариант — рабочий прототип, сделанный на коленке. Вы можете подключить свою фантазию и создать что-то более симпатичное, остроумное и удобное.

Важные моменты

  • Это развлечение подойдёт далеко не каждому, нужно заранее убедиться, что человеку интересно всем этим заниматься. Будет неловко, если ваши загадки откажутся решать или станут решать лишь из вежливости. Но, кстати, если в доме вдруг на несколько часов отключат электричество, ваш квест увлечёт практически любого.
  • Нужно заранее обговорить, что в интернет заходить не нужно: все предметы и подсказки находятся в доме (если это так. Интереснее, если это так). Но активную зону квеста выбирайте с умом, не переходите личные границы. Не каждый нормально отнесётся к тому, что вы копались в чужих вещах, чтобы оставить там подсказку.
  • При выборе загадок и головоломок нужно ориентироваться на интересы участника квеста, но не выбирайте то, в чём совершенно не разбираетесь, будет неловко. Впрочем, человеку может быть приятно от того, что вы постарались разобраться в его любимой теме, всё индивидуально.
  • Настоящие предметы и взаимодействия с ними интереснее бумажек и игровых условностей.
  • Некоторые хобби связаны с уникальными предметами, которые можно использовать в загадках: словарь, японский кроссворд, карта или глобус, микроскоп, ненужные провода, коллекция монет или марок… Однако пункт про личные границы актуален и здесь.
  • По возможности следует избегать ситуаций, когда участник квеста раньше времени забежит вперёд, например случайно найдёт более позднюю подсказку или откроет замок непредвиденным способом. От последнего застраховаться практически нельзя, так что остаётся лишь объяснить, что будет интереснее, если следовать правилам и не срезать углы. Да, в конце будет приз, но весь смысл квеста — в головоломках.
  • И отдельно стоит напомнить о том, что, в отличие от компьютерной игры, здесь нет сохранений и все действия необратимы. :D Просто, когда видишь нечто необычное, сделанное лично для тебя, с чем нужно взаимодействовать руками, в любом возрасте хочется сразу подёргать за все рычажки или ниточки, а из-за этого головоломка, возможно, станет нерешаемой.
  • Будет отлично, если продвижение по квесту не потребует прямого участия организатора. Если детей уместно контролировать, то в случае со взрослым человеком это портит весь настрой. Разумеется, подсказки давать всё равно можно.

На этом всё. Может быть, кто-то вдохновится.

P. S. В игре «Нэнси Дрю: Последний поезд в Лунное ущелье» частью загадки был огромный вышитый семплер, великолепная вещь. Но это, конечно, перебор. :D

-19