"История не любит сослагательного наклонения", и сериалов это тоже касается! Однако на днях, когда я готовила очередную свою лекцию о костюмах к "Аббатству Даунтон", и пересматривала некоторые эпизоды, внезапно подумала, что один поворот в корне поменял бы судьбу всех жителей поместья. А именно: если бы Лавиния Свайр осталась в живых.
Для тех, кто смотрел сериал давно, на всякий случай напомню - это невеста Мэтью Кроули, наследника Аббатства Даунтон. Милая молодая девушка, не аристократка - она дочь адвоката, пусть и довольно богатого. Самоотверженная, готовая посвятить жизнь человеку, который теряет возможность ходить. Да, потом Мэтью выздоравливает, но она готова стать его женой и тогда, когда он в коляске, хотя понятно, что в таком браке не будет ни интимной жизни, ни детей. Словом, Очень Хорошая Девочка. Которая стоит на пути у леди Мэри в любви к Мэтью.
Сцена, в которой Лавиния, уже заболевшая испанкой, признаётся жениху, что слышала его слова, и знает, что он готов жениться на ней не из любви, и из чувства долга, что на самом деле он любит Мэри, очень печальна. А уж сцена, когда она умирает, успев сказать, что так даже лучше, что теперь Мэтью не придётся метаться между двумя женщинами, и просто душераздирающа.
Ну а дальше всё покатилось, как покатилось. Однако...
Тема наследования меня часто волновала, поскольку в английской классической литературе к ней то и дело обращались. Вот человек, который унаследует ваш дом - потому что он мужчина, сыновей нет, а дочери - не в счёт. И замечательно, если он женится на одной из дочерей - всё останется в ближнем кругу. Помните, как в "Гордости и предубеждении" миссис Беннет обхаживает мистера Коллинза, и заранее переживает, что Шарлотта Лукас, на которой он в результате женился (а вовсе не на одной из девочек Беннет) выгонит их из дому? Фактически ровно та же ситуация в "Аббатстве Даунтон". И переживания миссис Беннет, так ярко описанные Джейн Остин, показывают, что мысль "вот придёт наследник со своей хозяйкой, и горе нам!", витала в воздухе. Это не говоря уже о других литературных примерах. Ох, уж этот майорат...
Мэтью Кроули семья владельцев Аббатства Даунтон приняла и смогла полюбить. Однако одно дело, когда он становится мужем Мэри, и совсем другое, когда в его жизни появляется кто-нибудь другой. И вот встретилась Лавиния. Когда смотришь сериал, то следишь за романтическими переживаниями героев, но ведь за всем эти маячит полная перемена жизненного пути.
Лавиния в этой ситуации - не просто милая девушка, не просто гостья дома, а будущая графиня, которая, как только графа не станет, займёт место хозяйки. Каково, интересно, Коре пытаться заставить себя полюбить эту совершенно постороннюю молодую женщину, которая в любой момент (как там... "Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен") может занять её место? А сёстрам Кроули?
Да, система была построена так, что рано или поздно дом вашего детства обретает другую хозяйку, даже если мама ещё жива. Она переедет в какой-нибудь "вдовий флигель", а вы.... Как повезёт. Может быть, выйдете замуж и обзаведётесь своим собственным. А может, и нет. И с женой брата ужиться порой нелегко. А тут и Мэтью, и Лавиния - оба, по сути, чужие.
Конечно, изо всех сил постараться наладить хорошие отношения - это, наверное, наилучший выход. Чтобы твоя забота покрывала песчинку-чужака перламутром слой за слоем, превращая его в жемчужину, в члена семьи. Того, который, когда придёт время, отплатит добром за добро.
Но в определённом смысле это... Насилие над собой. Вынужденная мера. Микстура, которую приходится принимать вне зависимости от её вкуса и твоих желаний.
Словом, своим уходом Лавиния действительно облегчила жизнь всем. Что уж тут.
PS Хотите больше статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды здесь, в Дзене, и на второй, в Телеграме, где материалов ещё больше. :)