Найти в Дзене

ТОРМОЗНОЙ ДИСК ВЕЛОСИПЕДА. Когда менять и КАК ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РОТОР?

Оглавление

Тормозной диск, а по-другому «ротор» велосипеда – это стальной круг с отверстиями, который крепится ко втулке велосипеда. Его не часто меняют. Возможно, из-за долговечности. Ведь покупая велосипед, редко обращаешь внимание на диски, их конфигурацию и материал изготовления. «Они есть – и это главное» - так думают многие из нас, не слишком заморачиваясь.

А потом велосипед начинает плохо тормозить или сбиваются тормозные колодки. Волей – неволей приходится задуматься и про диски.
Ротор велосипеда
Ротор велосипеда

В этой статье поделимся информацией для новичков, как выбрать тормозной диск и на что обратить внимание.

Если вам интересна тема велосипедов, походов, путешествий, подписывайтесь на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Всегда рады позитивным подписчикам!

Поехали! Начнем с проблем.

ПРОБЛЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНЫХ РОТОРОВ

Тормозные диски входят в единую систему торможения. На качество процесса влияют, как сами роторы, так и калиперы, колодки, трос, рубашки, манетки и вес велосипедиста. Здесь мы не будем обсуждать систему торможения, потому что уже затрагивали эту тему здесь:

Итак, главная проблема тормозных дисков в том, что они:

  • Скрипят и свистят при торможении в мокрую погоду;
  • Гнутся и создают проблему «чирканья» о колодки;
  • Имеют острые травматичные края;
  • Сильно греются при торможении;
Проблемы тормозных дисков
Проблемы тормозных дисков

Стоит отметить, что тормозная дисковая система пришла на смену «клещевой» или «ободной» как её полная замена. Однако, до сих пор продаются шоссейные велосипеды именно с клещевыми тормозами. Почему?

Клещевые (слева) и дисковые (справа) тормоза велосипеда
Клещевые (слева) и дисковые (справа) тормоза велосипеда

Возможно, дело в весе. Несмотря на то, что сами «клещи» весят не меньше дисковых тормозов, они всё равно облегчают велосипед за счёт втулки и количества спиц. Грубо говоря, ко втулке не добавляется весомый крепёж под диск и не делается усиленное за счёт спиц, колесо.

В среднем, велосипед на ободных тормозах может быть легче своих дисковых собратьев на 400-500 грамм.

КОГДА МЕНЯТЬ ДИСК ВЕЛОСИПЕДА?

Самая распространенная толщина тормозного диска – 1,8 мм. Согласно рекомендациям производителя, роторы на велосипеде следует менять, когда толщина диска приблизится к 1,4 -1,5 мм. Впрочем, кто слушает этих «производителей»?

Сточенный диск - вело ротор
Сточенный диск - вело ротор

Среднестатистический «катальщик» гоняет роторы до момента физических деформаций. «Неужели диск сломается» - спросите вы. Не обязательно. Слом возможен на «даунхильных» велосипедах, где роторы постоянно в разогретом состоянии при спуске со склонов. Отсюда их сильный износ.

Сломанный тормозной диск велосипеда
Сломанный тормозной диск велосипеда

Для обычного «кросскантрийщика» - излом тормозного диска что-то из разряда фантастики. Закономерен встречный вопрос: «Если в случае обычной езды ротор «вечный», зачем его менять?».

Дело в вибрации и детонации. Конфигурация тормозного диска, включая ассиметричные отверстия в нём, сделаны не для красоты, а для предотвращения вибрации и последующего «свиста». Также они нужны для облегчения диска и с целью очистки тормозных колодок.

Если диск стирается, он теряет свою изначальную жёсткость и подвержен деформации. А деформация в свою очередь, влияет на «чирканье» и трудную подстройку тормозного калипера. Поэтому замене подлежит:

  • Кривой диск, который трётся о колодку (при невозможности выровнять);
  • Стёртый до 1,5 мм;

ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ

Конфигурации тормозных велосипедных роторов
Конфигурации тормозных велосипедных роторов
  • Обычные из нержавеющей стали, сделанные методом лазерной резки или штамповки.
  • Диски из сплавов - похожие на предыдущие, только с претензией на «инновационность». Обычно никто не знает, что намешано в состав металла, потому что это «секрет фирмы».
  • Составные на пауке – это «модные» роторы, которые красиво выглядят. Имеют в центре так называемый «паук» из алюминия, на который крепится «тормозное кольцо» из нержавейки или сплавов. Паук нужен для лучшего отведения тепла, а также для увеличения жесткости диска.
  • Составные с «радиатором» - диски с улучшенным теплоотводом за счёт присутствия в конструкции специальных прослоек, лучше рассеивающих тепло.

В свою очередь, все роторы делятся на две категории по способу крепления:

Тип крепления Center Lock
Тип крепления Center Lock
  • 6 болтов – самый распространенный, где диск прикрепляется к колесу 6-ю винтами (желательно из нержавейки).
  • CENTER LOCK – диск имеет по центру круглое рифленое крепежное отверстие, которое насаживается на втулку. Преимущество в быстром снятии и креплении.

ЧТО ВЫБРАТЬ? КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ?

При выборе велосипедного ротора, следует учитывать ряд неочевидных нюансов.

  • Тип тормозного калипера. К примеру, если вы гонитесь за «самым модным – современным молодежным», то некоторые роторы с пауком могут не влезть в ваш калипер.
  • Совместимость колодок. Некоторые роторы, например, Shimano заточены под работу ТОЛЬКО с органическими колодками. Обычно такие диски имеют фаску, т.е. острые края отсутствуют. Как правило, на маркетплейсах указано для каких именно колодок предназначены роторы.
Пример ротора под органику. Заметьте надпись на диске: Resin pad only, что означает: "только смоляные колодки", т.е. органические (полимерные)
Пример ротора под органику. Заметьте надпись на диске: Resin pad only, что означает: "только смоляные колодки", т.е. органические (полимерные)
  • Крепление на втулку. Если у вас крепление на 6 болтов, то роторы CENTER LOCK вы не установите. Зато в обратную сторону, при наличии переходника – можно.
Схема крепления с переходником
Схема крепления с переходником

Если вам нужен УНИВЕРСАЛЬНЫЙ диск под любые колодки, то выбирайте самые обычные из нержавейки лазерной резки (с острыми краями, например Tektro). Не следует выбирать слишком «ажурные» роторы, т.к. они лучше подвержены деформациям. Самые надежные, но и дорогие модели, имеют толщину 2 мм.

Однако, подметим, что мы не говорим о том, что один ротор хуже или лучше. Все роторы хороши под определённые параметры и задачи! Мы же говорим о большей универсальности.

Предпочтительный выбор универсального ротора велосипеда
Предпочтительный выбор универсального ротора велосипеда

Также смотрите, чтобы ширина тормозной дорожки НЕ БЫЛА МЕНЬШЕ ширины тормозных колодок. Поскольку в этом случае идёт трение колодок о «лапки паука», что также приведёт к вибрациям в будущем.

Правильное расположение колодок к ротору
Правильное расположение колодок к ротору

НЕМНОГО ПРО КОЛОДКИ

Тормозных колодок, которые продают, обычно два вида:

  • Органические (полимерные, керамические, полуметаллические) – состоят из смеси элементов, соединенных смолой. Как правило, они тише в торможении и подходят для простого катания без экстрима. Однако, очень быстро стираются при торможении на спусках.
  • Металлические (спечёные) – изготавливаются из смеси металлических волокон, спрессованных между собой. Эти колодки лучше тормозят в «разогретом» состоянии на высоких скоростях, например, при катании с горок. Они долговечнее.
Виды велосипедных тормозных колодок
Виды велосипедных тормозных колодок

Колодки и ротор – это два компонента, неотъемлемо связанных между собой. Эффективное торможение зависит от состояния того и другого. Поэтому, говоря о тормозных дисках, невозможно не сказать о важности обслуживания системы торможения в целом. К примеру, если вы обезжирили тормозной диск, но оставили «промасленные» колодки – это не даст эффекта. Важно обезжиривать и то, и другое. Для этого существуют специальные спреи.

Спрей - очиститель вело - ротора
Спрей - очиститель вело - ротора
Не трогайте тормозные диски и колодки руками! Об этом даже написано на упаковке и в инструкции!

РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ!

Размеры тормозных дисков велосипеда варьируются от 140 до 220 мм. Важно знать, что если на вашем велосипеде крепление под 160-й ротор, то 140-й вы уже не поставите. Зато можно поставить больший через специальный переходник.

Пример переходника на тип крепления Postmount (PM)
Пример переходника на тип крепления Postmount (PM)

В среднем, на велосипеды ставят 140-160 роторы. Первые – больше на шоссейниках, вторые на МТБ и прочих. Чем больше диск – тем лучше свойства торможения.

Если ротора 160 на велосипеде не хватает для торможения, особенно людям – тяжеловесам, в этом случае его заменяют на больший, например на 180-й. Иногда совмещают разные размеры, ставя 180-й на переднее колесо, а 160-й на заднее.

160, 180, 203 роторы
160, 180, 203 роторы

Из личного опыта можем сказать, что с увеличением размера ротора, возрастает его гибкость. Диск лучше подвержен деформациям, что в итоге, вызывает перекос и неприятное «чирканье».

При выборе 180-х роторов, советуем брать более жёсткие и толстые, пусть и весомые модели.

ИТОГ

Мы рассмотрели базовые особенности современных роторов. Главный вывод – лучший тормозной диск для велосипеда это тот, который ровный, жесткий и не изношенный.

Красивые роторы :)
Красивые роторы :)

При выборе, следует делать упор на практичность и универсальность, нежели на моду и именитые фирмы. Несмотря на то, что диски «на пауках» выглядят стильно и красиво, они не всегда функциональны. Особенно если крепятся в формате «плавающего ротора», т.е. жестко не закреплены.

Пример "плавающего ротора"
Пример "плавающего ротора"

На наш взгляд, ротор и так трудно центровать в калипере. А каково это делать при «плавающей технологии», когда диск плотно не закреплен? – Не ясно. В общем, как выяснилось – «лучшее враг хорошего». И даже не столько враг, сколько «проблемный товарищ».

Красота – красотой, но, если вы ездите только по ровной поверхности и не гоняете по горным склонам, роторы на пауках вам не нужны. Не стоит переплачивать лишние деньги.

Равно как не стоит переплачивать за новую втулку, имеющую крепление ротора Center Lock. Для съемки диска с таким креплением, нужно возить с собой съемник каретки или кассеты.

Пример профессионального съемника Center Lock
Пример профессионального съемника Center Lock

В то время, как болты откручиваются обычным мультитулом. Выходит, болты не так уж плохи? Ну и тематическое видео напоследок. "Плата за прогресс".

Как-то так.

Пишите, что думаете в комментариях. Спасибо, что прочитали! Надеемся, вам помогло.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘