Найти в Дзене

Плохо тормозят велосипедные тормоза - решаем проблему

Если на велосипеде некачественные тормоза, это значит, что такой «агрегат» небезопасен для себя и окружающих. И дело не только в этом, но ещё и в комфорте передвижения. С увеличением тормозного пути, меняется стиль езды. Вынужденно закладываешь время на реакцию. Малоприятное действие, от которого морально устаёшь. Небольшое лирическое отступление из детства. Раньше детей сдавали в «пионерские лагеря» на лето. А некоторых – бабушке. Есть даже шутка: «У Вовочки не было бабушки, поэтому родители просто просили его уйти из дома на месяц». В летнем лагере, куда «сдали» шестилетнего Андрея, придумали провести «Капитал – Шоу Поле Чудес». Притащили велосипедное колесо от старого ХВЗ, наклеили на него буквы и цифры. Барабан готов. На занавеску сзади зашифрованное слово вывесили. Да так, что первая тройка игроков, еще не приступив к игре, уже знала, что это ПРЯНИК. Разведка в те времена работала отлично. Представьте, Дом Культуры, набитый под завязку. Софиты. Участники на сцене, стоящие с обреч
Оглавление

Если на велосипеде некачественные тормоза, это значит, что такой «агрегат» небезопасен для себя и окружающих. И дело не только в этом, но ещё и в комфорте передвижения.

С увеличением тормозного пути, меняется стиль езды. Вынужденно закладываешь время на реакцию. Малоприятное действие, от которого морально устаёшь.

Велосипедный дисковый тормоз заднего колеса
Велосипедный дисковый тормоз заднего колеса

ТОРМОЗ ИЗ ЗАЛА

Небольшое лирическое отступление из детства. Раньше детей сдавали в «пионерские лагеря» на лето. А некоторых – бабушке. Есть даже шутка:

«У Вовочки не было бабушки, поэтому родители просто просили его уйти из дома на месяц».

В летнем лагере, куда «сдали» шестилетнего Андрея, придумали провести «Капитал – Шоу Поле Чудес». Притащили велосипедное колесо от старого ХВЗ, наклеили на него буквы и цифры. Барабан готов.

Поле Чудес - Приз на барабане :)
Поле Чудес - Приз на барабане :)

На занавеску сзади зашифрованное слово вывесили. Да так, что первая тройка игроков, еще не приступив к игре, уже знала, что это ПРЯНИК. Разведка в те времена работала отлично.

Представьте, Дом Культуры, набитый под завязку. Софиты. Участники на сцене, стоящие с обречённым видом, опустив глаза в пол. Занавес, свет в лицо. Всё – КРУТИТЕ БАРАБАН.

Крутанули. Зал замер. Директор, изображающий Якубовича, игриво дернул усами. Прошла минута, вторая… А колесо всё крутится. Накатистый, видать, подшипник попался.

Ведущий занервничал: «Как видите, дорогие зрители, барабан всё крутится. Но ведь так далеко не уедем! Поэтому сейчас выберем ТОРМОЗА ИЗ ЗАЛА» - продекларировал директор, распахнув руки перед публикой. «Ну, кто хочет быть тормозом?» - тишина в зале.

Ну, кто хочет быть....? :)
Ну, кто хочет быть....? :)
«Ну что ж вы товарищи, смелее, поднимайте руки. У нашего Тормоза будет ответственная роль, вся игра от него зависит!».

Один несчастный доброволец откликнулся. Когда на втором игроке подряд начал выпадать сектор приз на барабане, «Якубович» стал что-то подозревать. Нет, говорит, так не пойдёт, нам нужен честный тормоз. Будем менять. Зрители неистовали. Часто выпадающий сектор приз им явно был по душе.

Удостоверение  тормоза :)
Удостоверение тормоза :)

«Поднимите руку, кто хочет стать новым тормозом?» - прокричал директор в микрофон. Зал революционно негодовал. Да как можно выгнать «призоносного Тормоза»? - Нет, даже ЗАСЛУЖЕННОГО ТОРМОЗА ИЗ ЗАЛА!». Шум, гам, суета, выкрики: «Тормоз! Тормоз! Тормоз!». Толпа аплодировала изгнаннику.

«СПОКОЙНО! Раз никто не хочет, теперь я – тормоз!» - заявил директор. После чего зал стал давиться от смеха, чтобы не заржать в голос.

Супер-Игру срывать не хотели, поскольку ожидали, кому же выпадет желанный всеми пистолет с присосками.

После потрясений на «Поле Чудес», в лагере добавился новый жаргон. К «Коню педальному» еще «Тормоз из зала» добавился. Вот такая история.

А вы в подобном участвовали? Напишите в комментариях!

***

Короче, с плохими тормозами – ты сам «ТОРМОЗ ИЗ ЗАЛА», тормозящий на «секторе приз», если повезёт. И чтобы делегировать полномочия на велосипед, надо что-то делать.

В этой статье мы не будем рассуждать о том, какие тормоза лучше, а какие хуже. Но поделимся мыслями, к чему пришли, используя бюджетные модели.

ПРОБЛЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТОРМОЗОВ

У Лены старый велик 2005-го года Atom Racing 1.0 укомплектован тормозной системой V-BRAKE. Про такой тип тормозов мы писали в статье:

Нет смысла повторяться, да и вряд ли есть те, кто не знает «вибрейки». У Андрея стоял дисковый тормоз NONAME с круглыми колодками, который шёл в комплектации со Stern Energy 2.0.

Пример "родного" дискового тормоза на переднем колесе STERN
Пример "родного" дискового тормоза на переднем колесе STERN

Когда не разбираешься в тормозах, кажется, что всё ОК. И пытаешься настроить имеющееся. Не «ну а чо?» - калипер выгдядит красиво, лак блестит, чего б ему не тормозить?

Но, сволочь, не настраивается. Снимаешь колесо, потом ставишь назад – колодки чиркают о диск. Настраиваешь, чтобы не чиркали – плохо тормозят. Тогда возникают мысли: «Может я что-то не так делаю?». А вдруг диск гнутый? А вдруг, он не ровно по центру? И куча всего ещё.

Центровка ротора дисковых тормозов
Центровка ротора дисковых тормозов

Самые беспроблемные это V-BRAKE тормоза. Что с ними «клещами» может случиться? Две резиновые колодки прижимаются тросом к ободу колеса. Элементарная конструкция!

Если начинают плохо тормозить - подвинчиваются и регулируются. Если не помогает - меняют колодки на новые.

Тормоза V-BRAKE
Тормоза V-BRAKE

На Ленином велике так и сделали. Заменили. Поэтому про них говорить не станем, а если актуально – спрашивайте в комментариях, подскажем, чем сможем.

ПРОБЛЕМЫ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ

В случае с дисковыми тормозами, начинаются «танцы с бубном» и развивается нездоровая шиза. Вплоть до того, что Андрей тормозные диски обрабатывал бормашинкой для создания «шершавой поверхности». Думал, будут лучше тормозить.

Бред доходил до невероятных высот, когда казалось, что стёрлись тормозные роторы. 😊 Безусловно, в мире нет ничего невозможного. Но сие наблюдалось в истории человечества лишь пару-тройку раз и то у прыгунов на двухподвесах. Маловероятно попасть в эту статистику.

Сломанный велосипедный ротор
Сломанный велосипедный ротор

Сначала решили сменить колодки. Андрей вынул их, рассмотрел и воодушевлённо понёс в веломагазин. Таких же в наличии не оказалось.

Примерно такие нужны были колодки, только без хвоста и с прорезью по центру. Они проваливались внутрь тормоза, где их прижимала к стенкам скоба.
Примерно такие нужны были колодки, только без хвоста и с прорезью по центру. Они проваливались внутрь тормоза, где их прижимала к стенкам скоба.

Полез смотреть «чудеса китаестроения» - там тоже круглых не было. Прямоугольные, квадратные, дугообразные, под скобу или нет, а именно таких «с перламутровыми пуговицами» - нет, хоть убейся. Странно, не правда ли?

Как мы знаем от Пушкина: «Опыт – сын ошибок трудных и гений парадоксов друг». Скрепя сердце, запланировали замену штерновских тормозов на новые с Алиэкспреcc. Вдруг, повезёт?

ДЕШЕВЫЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ТОРМОЗА BOLIDS С ALIEXPRESS

Сперва выбрали дешевые тормоза - BOLIDS. Стоимость: ~380 рублей. Полагали, что всё новое, с чего бы им плохо тормозить? Пришло быстро, за две недели. Когда поставили на велик - те же «танцы с бубном».

Тормозные калиперы BOLIDS
Тормозные калиперы BOLIDS

Нет, тормозили-то они отлично по сравнению с предыдущими. И это понятно, ведь колодки новые и ровные, площадь соприкосновения с диском больше. Но при съеме колеса опять наблюдалось чирканье.

«Либо мухи, либо котлеты» - либо чиркает, либо плохо тормозит.
Вот и всё меню.

Тогда стало понятно, что такое хорошие дисковые тормоза и как их выбрать. Но перед этим рассмотрим все проблемы дискового тормоза.

ПОЧЕМУ ПЛОХО ТОРМОЗИТ ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ?

Схема установки дискового тормоза на вилку велосипеда
Схема установки дискового тормоза на вилку велосипеда

Причин недостаточного торможения велосипеда несколько:

  • Недостаточен нажим колодок на ротор – отрегулируйте калипер шестигранным ключом. Поверните ключ в калипере по часовой с внутренней стороны колеса. Если не помогло – значит ослабла пружина и тормоз подлежит замене;
Подстройка тормоза шестигранным ключом
Подстройка тормоза шестигранным ключом
  • Большой вес (больше 80 кг) велосипедиста – решаем большими колодками и ротором;
  • Малый размер ротора – меняем 160 мм, на 180мм;
  • Маленький размер колодок – меняем калипер на другую модель с большими колодками;
  • Расположение колодок не по всей ширине диска – отрегулировать положение калипера, удалив часть проставочных колец. Часть колодки не должно «висеть в воздухе». Если убрали все проставочные кольца, где калипер уже упирается в диск, а колодки по-прежнему торчат, значит надо искать другой калипер, или выбирать другой диаметр диска. Возможно, велосипед не был рассчитан на тот диск, который стоит у вас на велосипеде;
Правильная калибровка калипера и расположение колодок на роторе
Правильная калибровка калипера и расположение колодок на роторе
  • Колодки сточились с появлением бортов – нужно доставать и стачивать напильником под ровную поверхность. Важно правильно устанавливать калипер по отношению к ротору;
  • Жир и масло на колодках или диске – нужно обезжирить спиртом или обезжиривателем;
  • Разболтанный калипер или ослаб механизм - меняем на другой;

КАК ВЫБРАТЬ ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА И КАКИЕ?

Список, что выше, появился путём «интуитивного понимания» проблемы. Новые тормоза с Али, хоть и устраивали, но хотелось более надежного. Конструкция хлипенькая, а нам ещё в поход ехать на 20 дней. Выбирая дисковые тормоза, решили купить SHIMANO TX805 на том же Али. Сперва заказав для переднего колеса. Стоил он в диапазоне 1200-1500 рублей.

Механические тормоза для велосипеда Shimano TX805
Механические тормоза для велосипеда Shimano TX805

По сравнению с предыдущими, новый калипер оказался «как небо и земля». Увесистый, прочный, с сильной пружиной. В отзывах писали, что это качественный китайский клон настоящих Shimano. Похоже на то, поскольку пришёл экземпляр вообще без надписи на колпачке.

TX805 - реплика SHIMANO
TX805 - реплика SHIMANO

Поставив его на велосипед, даже не пришлось настраивать. Сел идеально, обеспечивая полную блокировку колёс (до юза). Именно в этот момент поняли, что такое КАЧЕСТВО, а не «вот это вот всё».

Потом купили такой же тормоз на заднее колесо. Универсальные широкие колодки обеспечивали отличное торможение. В горах Крыма нам это очень пригодилось. Кстати, наш поход можно посмотреть по ссылке:

ВЫВОД

При выборе дисковых тормозов, согласно нашему опыту, рекомендуем не экономить и покупать качественные модели сразу. Это обеспечит, как долговечность, так и комфортное катание.

В принципе, дешевые варианты тоже были неплохи. Но если часто не снимать колесо и кататься в прогулочном ритме.

Для походов дешевые тормоза не годятся. Их надежность под вопросом. Непонятно, выдержит ли хлипкая конструкция груженый велик под 100 кг?

Вдобавок нет времени «танцевать» возле них при каждой перевозке в транспорте. Хочется просто поставить переднее колесо, зажать тормозную ручку для центровки, а потом сесть на велосипед и поехать. А не с тормозами возиться и чирканье исправлять, да подстраивать колодки.

Вот такая получилась статья, надеемся вам было полезно. Спасибо, что дочитали. Обязательно пишите в комментариях, какими моделями тормозов пользуетесь вы?

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘