В сентябре датская компания Novo Nordisk неожиданно стала самой ценной компанией в Европе. Этот успех достигнут благодаря популярности двух её препаратов для борьбы с избыточным весом – Wegovy и Ozempic, которые также используются для лечения диабета. Это привело к укреплению датской кроны и общему росту экономики страны. Многие пытаются воспользоваться медийным интересом к этим дорогостоящим препаратам: появляются аналоги на рынке, врачи стали быстро приобретать навыки диетологов, а создатели контента на TikTok делают видеоролики о своих успешных похудениях и продвигают рекламу. Давайте подробнее рассмотрим, как лекарство от диабета оказало влияние на несколько рынков и кто еще на этом заработал.
Компания Novo Nordisk, производящая препараты для лечения диабета Wegovy и Ozempic, приобрела широкую известность, когда было обнаружено, что эти лекарства имеют побочный эффект – помогают снижать вес относительно быстро, и это происходит не только у пациентов с диабетом.
Благодаря растущей популярности и увеличению продаж в США, рыночная капитализация компании к началу сентября превысила даже капитализацию Louis Vuitton и Dior LVMH. Novo Nordisk стала самой дорогой компанией в Европе. Именно продажи препаратов от диабета, которые стали популярны среди желающих сбросить вес, позволили компании увеличить доход до 108 миллиардов датских крон (около 15 миллиардов долларов) за первое полугодие. Этот показатель на 30% выше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Важно отметить, что в первом полугодии ВВП Дании вырос на 1,7% по сравнению с предыдущим годом. Без участия фармацевтической отрасли, в основном представленной Novo Nordisk, экономика страны была бы уменьшена на 0,3%, как сообщает Bloomberg. Эта сильная зависимость экономики от одной компании вызывает опасения в Дании, но некоторые экономисты надеются, что даже в случае резкого падения акций компании (что, возможно, неизбежно после такого быстрого роста), экономика сможет устойчиво справиться с этим вызовом, как пишет FT.
Удивительное средство
В 1923 году два брата-датчанин, Харальд и Торвальд Педерсены, воплотили свою мечту в жизнь, основав компанию Novo Industri с целью производства инсулина. Этот гормон впервые был выделен в Канаде всего два года назад. Смело шагая в новую эру медицины, компания смогла внедрить инсулин для лечения сахарного диабета на рынках 40 стран всего за десять лет. Для производства этого ценного вещества, изначально извлекаемого из поджелудочной железы животных, они привозили органы со всей Европы. В 1950-х годах был создан фонд, который стал главным акционером компании. И в 1989 году компания объединилась с Nordisk Gentofte, обладавшей обширной лабораторией, создавая тем самым Novo Nordisk A/S, таким, каким мы его знаем сегодня. Кроме того, в 1989 году была основана дочерняя компания в США под названием Novo Nordisk Pharmaceuticals.
А в августе 2023 года Novo Nordisk сделала исторический жест, выплатив самые высокие дивиденды в своей столетней истории. Это стало возможным благодаря внушительному росту продаж средств от сахарного диабета, таких как "Вегови", который увеличился почти втрое только за второй квартал 2023 года. Причина этого всплеска не связана с увеличением числа больных сахарным диабетом, а с необычным использованием препарата в нецелевых целях, а именно, для борьбы с избыточным весом. Знаменитости, включая Ким Кардашьян и Илона Маска, стали активно применять этот препарат для похудения, несмотря на высокую стоимость - около $1000 за одну инъекцию. Страховка может возмещать расходы, но только для тех, кто действительно страдает сахарным диабетом, для которого он изначально предназначен. По данным аналитиков TD Cowen, количество рецептов на "Оземпик" за последний год увеличилось почти вдвое, а на "Вегови" - более чем в четыре раза.
Этот внезапный рост спроса привел к дефициту основного действующего вещества в этих препаратах - семаглутида. В результате Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США (FDA) включило оба препарата в список дефицитных. Генеральный директор компании сообщил CNN, что может потребоваться несколько лет, прежде чем компания сможет удовлетворить спрос на "Вегови" полностью.
Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2019 году сахарный диабет занимал девятое место среди наиболее распространенных причин смерти в мире, став прямой причиной 1,5 миллиона смертей. Согласно прогнозам, учитывающим темпы эпидемии диабета, уже к 2030 году это хроническое заболевание может подняться на седьмое место. Кроме того, согласно данным ВОЗ, в 2016 году 39% взрослых старше 18 лет (39% мужчин и 40% женщин) имели избыточный вес, а около 13% взрослого населения мира (11% мужчин и 15% женщин) страдали ожирением. Исследователи прогнозируют, что к 2025 году каждый пятый взрослый в мире столкнется с ожирением (18% мужчин и более 21% женщин). Поэтому препараты, содержащие семаглутид, могут оказаться в высоком спросе. "Оземпик" стал первым инъекционным препаратом с этим активным веществом, и это привело к изменениям не только на фармацевтическом рынке.
Как говорит директор по развитию компании RNC Pharma, Николай Беспалов, в истории фармацевтики уже были случаи, когда препарат, созданный для борьбы с одним недугом, оказывался успешным в лечении других проблем. Самым известным примером является "Виагра", изначально разработанная для лечения гипертонии, но обнаружившая себя как средство от эректильной дисфункции.
"Оземпик" находится в похожей ситуации: был обнаружен побочный эффект, способствующий снижению веса, и большая часть его использования сегодня связана с лечением ожирения, хотя изначально он не предназначался для этой цели. Слухи о его эффективности в других областях распространяются через устное сообщество, что привело к взрывному росту спроса на этот продукт в последние два года.
Простор для имитаций
На данном фоне появился параллельный рынок с репликами данного препарата, которые стали намного доступнее. Аптеки в США, имеющие разрешение на изготовление индивидуальных заказов на лекарственные препараты, начали производить аналоги препарата "Оземпик" с тем же активным компонентом. Согласно данным The Washington Post, в США более 7000 аптек могут изготавливать лекарства по индивидуальным рецептам, например, из-за аллергии на какой-то из компонентов стандартного препарата. Хотя эти аптеки проходят проверку со стороны государственных и федеральных органов, их продукция все равно не так безопасна, как лекарства, прошедшие строгий контроль управления по санитарному надзору. К тому же, семаглутид можно приобрести в интернете с пометкой, что он "не предназначен для использования человеком". Компания Novo Nordisk подала иски против десятков клиник и аптек, которые продавали или выпускали альтернативные версии препарата, обвиняя некоторых в нарушении прав на товарный знак, а других - в продаже "неодобренных новых лекарств" в нарушение законодательства. Все пытаются извлечь пользу из популярности "Оземпика", от тиктокеров до врачей. Пользователи TikTok делятся своими успехами в похудении с помощью лекарств для диабетиков и предлагают промокоды на покупку товаров со скидкой, сообщает Fortune. Журнал также отмечает новый сенсационный тренд в социальных сетях - это множество инфлюенсеров, показывающих свои фотографии и видео "до и после". Часто их подписчики даже не подозревают, что за этими блогерами стоят компании, занимающиеся онлайн-продажей лекарственных препаратов. Причем такие компании говорят, что маркетинг через блогеров для них оказался более эффективным, чем телевизионная и другие традиционные формы рекламы. Одной из таких компаний является Valhalla Vitality, которая изначально была поставщиком психоделиков для лечения различных заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство, но, как сообщает основатель и генеральный директор Филип Д'Агостино, полтора года назад они переключились на лекарства для похудения. Valhalla прибегает к услугам инфлюенсеров, чтобы "просветить аудиторию". По данным Fortune, у компании стабильно растет выручка на 100% в месяц, что, вероятно, свидетельствует о том, что аудитория достаточно информирована. Успех датского препарата также увеличил спрос на специалистов в области лечения ожирения, или по крайней мере, их активность. Согласно данным Американского совета по медицине ожирения, около 2000 врачей зарегистрировались для сдачи ежегодного экзамена в октябре, чтобы получить сертификат в области медицины ожирения, что на 50% больше, чем в 2022 году. На фоне этого страховые компании вводят ограничения на лекарства от диабета, чтобы защитить свои бюджеты, а работодатели, оплачивающие расходы на лекарства для своих сотрудников, исключают "Вегови" из списков разрешенных препаратов, сообщает Business Insider. Производители лекарств понимают тенденцию: в данный момент они готовят к выходу на рынок дженерики и оригинальные аналоги. "Некоторые фармакологические компании производят препараты, аналогичные по своему действующему веществу и механизму действия, но не являющиеся точными копиями с точки зрения химической структуры. Они имеют схожий эффект и могут использоваться для схожих показаний", - поясняет Николай Беспалов. Одобрение FDA для применения препарата Mounjaro (тирзепатид) американской компании Eli Lilly для лечения ожирения и долгосрочной коррекции избыточной массы тела ожидается не позднее первого квартала 2024 года. Как указывает доктор биологических наук, председатель совета директоров Forte Pharma Fund Дмитрий Рейхарт, этот препарат потенциально может быть даже более эффективным, чем "Вегови", поскольку он нацелен на два гормона: GLP-1 и глюкозозависимый полипептид (GIP). Секрет успеха популярных препаратов Novo Nordisk и их конкурентов заключается в том, что они обеспечивают ранее недоступную фармакологическую коррекцию избыточной массы тела на долгосрочный период, считает Рейхарт, и добавляет, что эти препараты охраняются патентами от дженериков. "Первые генерики семаглутида не должны появиться на рынке до 2035 года, если не будет применен механизм обязательной лицензии, который применяется только в исключительных случаях, для защиты прав пациентов на неотложную медицинскую помощь. Когда и если генерики появятся на рынке, цены могут снизиться на 60-70%". Тем не менее, разработка оригинального лекарственного препарата и его внесение на мировой рынок требуют значительных затрат, составляющих около 1,4 миллиарда долларов и занимающих в среднем около восьми лет. Поэтому, как поясняет эксперт, рынок контролируется крупными международными компаниями, такими как Novo Nordisk и Eli Lilly, в данном конкретном случае.
Как обстоят дела в России?
В ноябре 2022 года компания Novo Nordisk уведомила Росздравнадзор о прекращении поставок лекарства "Оземпик" в Россию. Однако ведомство заверило, что поставки этого препарата будут продолжаться в страну по крайней мере до конца 2023 года. Сообщалось также, что в марте многие аптеки уже исчерпали свои запасы "Оземпика", хотя этот препарат все еще можно приобрести на сером рынке.
По словам эксперта Беспалова, на данный момент как минимум три российских препарата с аналогичным принципом действия готовятся к выходу на рынок. В апреле и июле небольшие партии препарата поставлялись через государственный сегмент для пациентов с сахарным диабетом, но на розничном рынке по-прежнему существует огромный спрос, который удовлетворяется через серые поставки.
Специалисты ввозят "Оземпик" из разных регионов мира, включая Израиль, и продают его на сером рынке с завышенными ценами. Этот препарат чаще всего покупают для борьбы с ожирением.
Компания "Герофарм" планирует в ближайшее время представить на рынок российский аналог популярных препаратов под названием "Семавик". Пациентам с сахарным диабетом он будет предоставляться по льготной цене от государства. По словам представителей компании, препараты с семаглутидом, такие как "Семавик", более эффективны, чем другие препараты для лечения сахарного диабета и ожирения. По прогнозам "Герофарм", цена российского препарата составит примерно 6000 рублей, что будет существенно дешевле оригинального "Оземпика".
Специалисты утверждают, что если появятся легальные российские аналоги, большая часть серого рынка перейдет в легальное поле, и люди будут приобретать препараты на официальном рынке. Это позволит компаниям реализовать большие объемы и заработать. Такая же ситуация может иметь место и в других регионах мира, где также наблюдается дефицит "Оземпика", и российские производители могут начать экспортировать свои аналоги.
Тем не менее, психологи и диетологи предупреждают о необходимости использования этого препарата только в медицинских целях. Клинический психолог и специалист по когнитивно-поведенческой терапии Ольга Викторова подчеркивает, что "Оземпик" и его аналоги предназначены прежде всего для лечения серьезных хронических заболеваний, и побочные эффекты при использовании их без медицинских показаний пока недостаточно изучены.