В одном из интервью я прочла: «У Александры Кукиновой было счастливое детство. Родители окружили ее культурными, свободными людьми. Впечатления от театра, кино, живописи и литературы позже воплотятся через ее кукол…»
Кого из этих «свободных людей» Вы запомнили больше всего? Насколько важно выбрать для себя пример для подражания и восхищения?
Независимость мышления и внутренняя свобода были главными свойствами моей семьи и окружения. Это были люди, интуитивно или осознанно сопротивлявшиеся лжи и злу. Они избегали вранья, пошлости и холуйства. Это были ученые, искусствоведы, писатели. Видимо, эти свойства необходимы для творческих людей. Чувство правды, поиск истины. Когда мы жили летом с бабушкой в Коктебеле, мне тогда было 8 лет, на балкончике нашего номера в доме отдыха, чтобы послушать Булата Окуджаву, собиралось дивное общество. Я имела счастье ходить на фестивальное кино, бывать на прогонах в театре на Таганке. Мне казалось, что все люди такие, так живут, и так думают… я была ещё совсем ребёнком и просто слушала, просто читала, смотрела …
Нам судьба дарит людей, которые готовы помогать, открывать двери в другие миры, учить. Дальше – только наше любопытство и желание узнавать, видеть, слышать, и думать.
Живя в семье и социуме, мы подражаем. Так мы учимся ходить, разговаривать, вести себя. Учеба основана на узнавании и запоминании всего того, что было сделано до нас. Так устроена природа. Но сознательное подражание, копирование чужой жизни мне кажется неразумным и даже вредным. Задача любого человека – самосовершенствование и самоопределение. Интересна только развитая индивидуальность.
Принято считать, что настоящее произведение можно создать лишь тогда, когда сам пережил личную трагедию. Насколько верно это утверждение?
Обсуждая этот вопрос, необходимо уточнить, что мы имеем ввиду под понятием «произведение». Уверена, что для создания хорошей работы нужен духовный труд. Из кувшина может вылиться только то, что в нем есть. Необходимо мастерство, т.е. владение языком, на котором говорит художник (скульптор, музыкант, писатель, режиссер, живописец, кукольник). Необходим образованный зритель, способный читать этот художественный текст. И ещё, для действительно великого искусства, нужен талант или поцелуй бога, или связь с Вселенной.
Хрупкая чувствительная душа (а у творца она всегда такая) страдает от грубого слова, от пошлости, грязи, отсутствия понимания. Страдания облагораживают душу. Без тонкого чувствования, на мой взгляд, не бывает искусства. Не надо путать это с сентиментальностью или умильностью, они тут не причём.
Должен ли художник быть всегда «голодным» или ему необходима поддержка? Вам помог отец и Вы создали предприятие, которое стало успешным. Появилось ли у Вас желание сделать нечто похожее для молодых перспективных художников? Кого из современных мастеров кукол Вы бы отметили и поддержали?
Мне кажется, что художник должен быть «голодным и алчущим» творчества, развития, самообразования. Реальный голод может спровоцировать такое явление, которое называют у нас «халтурой». Слово говорит само за себя. Или заставить художника работать на потребу дня, делая вещи, которые «а людям нравится» или то, что хочет заказчик. Я, в большинстве случаев делала работу, такую, какую мне хотелось, и брала заказы на лимитацию в зависимости от сложности повтора. Папа очень помог мне в создании компании и поддерживал финансово. О меценатах и госзаказах ничего не могу сказать, кроме того, что контракты часто ставят художника в зависимое положение, а это не помогает творчеству. По поводу передачи опыта – я читаю лекции, мы проводим с моей подругой и соратницей Майей Юдиной мастер-классы. Я не учу, как делать, я пытаюсь научить тех, кому это интересно, тому, как формируется образ, как работать с формой, цветом, фактурой, композиции истории костюма.
В куклы часто приходят из театра. Мы видим образцы высокого искусства куклы в исполнении профессионалов сцены. Как Ваш опыт работы в театре помог в выборе последующей профессии – художника фигуративной скульптуры? Необходимы ли академические знания для признания коллег, ценителей и поклонников?
Не умеющий читать, не только не напишет книгу, но и не сможет прочесть все великое, что уже написано. Образование необходимо, безусловно, но важна и жажда знания, постоянное движение. Большая удача на этом пути встретить УЧИТЕЛЯ, который будет направлять и указывать ошибки. В моей жизни таких людей было несколько и я им бесконечно благодарна. Ван Гог не продал при жизни ни одного холста, но это не умаляет его гениальности. Музыку Шнитке высоко ценят профессионалы, а поп звёзд слушают миллионы. Но это не показатель качества произведения искусства. Мне всегда была важна честная оценка профессионалов.
Говорят: «Не сотвори себе кумира…» Однако, не секрет, многие пытаются подражать Вам в надежде примерить на себя успех мастера. Поклонники отождествляют красоту и совершенство Ваших кукол с Вашей реальной жизнью. Что бы Вы сказали тем, кто видит лишь одну сторону профессии – блеск и славу?
"Не сотвори себе кумира" - Вторая заповедь, данная Богом Моисею на горе Синай. Там как раз о том, чтобы не поклоняться псевдо богам. Копировать моих кукол пытаются, сколько я себя помню. Но не только моих. Копируют все, что нравится, что успешно. К идолопоклонству, мне кажется, не имеет отношения. Скорее это отсутствие собственных идей, желание денег и славы. В детстве им не объяснили, что воровать нехорошо.
К искусству имеет отношение не внешняя, а внутренняя жизнь. Но ее невозможно копировать. Я просто двигалась вперёд, пробовала новое. Это единственный способ жить интересно и спасаться от самоповторения.
Для широкой публики Вы – "художник-одиночка». Планируете ли Вы участвовать в коллективных выставочных проектах как организатор или исполнитель?
Я никогда не была художником – одиночкой. С 1989 года у меня была компания «Александра» в которой работало то 10 до 200 человек . Мне очень помогло образование, включающее навыки управления театральными мастерскими и производственную экономику. Моей задачей было создание образа, как это делают художники по костюму в театре (эскизы, выбор ткани), технологические разработки для производства. Это были скорее художественные мастерские. И так 30 лет. Я всегда работала вместе с модельерами, скульпторами, обувщиками, керамистами и ювелирами. У меня есть задумки нескольких проектами, но пока это только эскизы.
«Борьба с трудностями объединяет людей!» – это Ваши слова. Как Вы думаете, с молодыми людьми также легко решать проблемы, как с более старшим поколением?
Мир меняется и каждому следующему поколению приходится искать новые формы существования. Но сами люди остаются неизменными. Ранее возникали и сейчас создаются союзы людей, увлечённых одним общим делом. Внутри всегда есть взаимовыручка, стремление к достижению общего результата. Ведь живы театры, оркестры, снимается кино, развивается медицина. Решение сложных задач всегда требует союза профессионалов разных специальностей.
Мир становится гуманнее. На мой взгляд.
В XIX веке прерафаэлиты творили под лозунгом «Искусство ради искусства». Этот лозунг воспевал Сергей Дягилев, создавая масштабный проект «Русские сезоны» в начале XX века. Какие ценности воспеваете Вы?
Мне кажется, что лозунг « Искусство ради искусства» возник, как протест против дурновкусия и пуританского морализаторства в искусстве первой трети 19 века. А я просто влюблена в костюм. И если исходить из того, что «Искусство, это способ познания мира», то я занимаюсь таким познанием области материальной культуры – костюмом. "Встречают по одежде" – значит костюм, это сообщение окружающим кто ты, какой ты, что хочешь, к какому социальному слою принадлежишь, благосостоянии, религиозных взглядах, национальности, месте жительства, профессии и т.д. Костюм - это ещё и сообщение о эпохе, эстетических и социальных идеях общества. Это игра форм, язык и символика цвета, красота силуэта, сочетание фактур, мир деталей и орнаментов. Наверное, это и есть мой манифест.
Материал подготовила Ирина Панфиленок.