Трудный подросток берет под свое крыло мальчика-изгоя, пытаясь уберечь его от жестокого общества, но сам того не замечая оказывается втянутым в опасную ситуацию, ставя под угрозу жизнь и здоровье друзей.
Это второй полный метр исландского режиссера Гутмундура Арнара Гудмундсона. В 2016 году на экраны вышел фильм под названием «Каменное сердце» про турбулентную дружбу двух мальчиков-подростков в маленькой рыбацкой деревне, который сразу завоевал любовь зрителей. «Красивые существа» может претендовать на самый реалистичный фильм о взрослении, в котором откровенно, без прикрас показана неприглядная жизнь трудных подростков без надежды на будущее и поддержки от взрослых, которые сами ведут себя как дети.
Режиссер намеренно вводит зрителя в заблуждение с первых минут фильма так как не сразу ясно от чьего лица ведется повествование, ведь монолог с которого все начинается, кажется, не присущ главному герою Балли. Неуверенный в себе одинокий забитый мальчик, над которым издеваются в школе, живущий в страшной нищете с вечно отсутствующей матерью он становится на первый план вплоть до момента, когда очередные побои одноклассников не приведут его на больничную койку. Внезапно внимание зрителя переключается на Адди – подростка с матерью, занимающейся эзотерическими практиками и пьющим отцом, который оставил семью. Адди – лидер компании ребят, которые ничем не отличаются от тех, кто издевается над Балли, но сжалившись над отчаявшимся мальчиком Адди протягивает ему руку, сначала вызывая недовольство слабохарактерного Сигги и вспыльчивого хулигана Конни, для которого реакция на все — удар кулаком. Постепенно ребята принимают Балли в свою компанию, относясь к нему с отцовской любовью и заботой, которой они сами никогда не видели.
Это история о гадком утенке, который нашел поддержку и опору там, где не ждал, но все не настолько прямолинейно как покажется сначала. Режиссеру удается упаковать невероятное количество смыслов и даже мини-сюжетов в картину мира этих подростков. Гудмундсон постарался не только показать, как преобразилась жизнь мальчика в кругу новых друзей, он также попытался раскрыть тему сверхъестественного — осознанные сновидения, галлюцинации, с большой вероятностью подкрепленные психическими расстройствами, предостерегающие главного героя об опасностях, с которыми ему придется столкнуться на своем пути.
В одном из поворотных моментов в сюжете, когда герои берут в руки биту и огнестрельное оружие звучит песня белорусской пост-панк группы Молчат Дома «Судно» на стихи поэта Бориса Рыжего и для русскоговорящего зрителя это станет неожиданным сюрпризом, который поможет установить некую связь с героями. Песня идеально подходит под настроение фильма и эти исландские подростки, кажется, ничуть не отличаются от подростков в любой другой стране, они сталкиваются с теми же проблемами взросления, что и все.
Норвежскому оператору Стурла Брандт Грёвлену, известному по операторской работе на оскароносном фильме Томаса Винтерберга «Еще по одной», мастерски играя со светом удалось показать сырость текстуры и цвета, которая подчеркивает все от мурашек на бледной коже подростков и пылинок, искрящихся в ярких солнечных лучах до холодного серого уныния архитектуры, окружающей героев.
«Красивые существа» — что-то среднее между «Останься со мной» Роба Райнера и «На Игле» Дэнни Бойла, где нежная и неуклюжая дружба подростков подкреплена жестокостью и безрассудством ситуаций, в которые они попадают и не думая принимают решения, в корне меняющие их судьбы. Хочется предостеречь излишне впечатлительного и ранимого зрителя от просмотра этого фильма, потому что отдельные сцены и переживания героев могут вызвать отторжение и желание закончить просмотр, не дожидаясь финала.