Найти тему
Без музыки совсем не то

Альбом «The Slider» 1972 года от T.Rex – разминка Марка Болана перед созданием своего главного шедевра

Весной 1972 года Марк Болан со своей группой T. Rex отправился во Францию, где записал большинство песен для нового альбома «The Slider», который станет довольно популярным в США. Но это будет последний успех музыканта на этом континенте, да и в Европе после этого дела пошли неважно. Тем не менее, со временем все, что создал Болан, превратилось в классику, так что оценивать творчество этого музыканта только по чартам сегодня не корректно.

T. Rex "The Slider", 1972 г.
T. Rex "The Slider", 1972 г.

Марк Болан со своими двумя группами – «Tyrannosaurus Rex» и «T. Rex», - в мои молодые годы прошли мимо меня, хотя я прекрасно знал, что есть такой музыкант, и он наводил шороху вместе с Sweet, Slade и Sparks в 70-х. Я даже имел честь подержать в руках и прослушать самый знаковый альбом Марка Болана – «Tanx», 1973 года, и было это где-то в году так 1976-м. Я даже знал самые известные хиты этой группы, например, «Children of the Revolution» и «20th Century Boy».

Но вот не цепляла меня тогда та музыка, хоть ты тресни. Даже когда в начале 90-х я вместе с «Битлами», которых навыпускали российские лейблы Antrop и SantaRecords, и которых я скупал в «Мелодии» не мелочась, зацепил и сборник T. Rex «Marc Bolan/T. Rex», вышедший на Russian Disc в 1991-м, то и тогда я им не заинтересовался. Я его принес домой, поставил на полку и забыл о нем на много лет.

И вот уже в 2000-х, перебирая свою виниловую коллекцию и очищая ее от ненужных пластинок, я наткнулся на этот T. Rex. Но прежде чем выкатить его в обменный фонд, я решил пластинку прослушать, и тут вдруг сильно удивился, сообразив, что эта музыка мне очень понравилась сразу же при первом прослушивании.

Чуть позже, покопавшись в Интернете, я узнал, что это не сборник, а номерная пластинка T. Rex «The Slider» 1972 года, просто советские редакторы лейбла Russian Disc выбросили с альбома три песни, а вместо них всунули другие две, которые выходили на синглах в 1968 и 1972 годах.

Своеобразный советский вариант альбома T. Rex "Slider" под названием "Marc Bolan/T. Rex", 1991 г., лейбл Russian Disc
Своеобразный советский вариант альбома T. Rex "Slider" под названием "Marc Bolan/T. Rex", 1991 г., лейбл Russian Disc

Естественно, я очень скоро постарался достать фирменный альбом, и мне попался американский. В принципе, по музыке он от европейского выпуска не отличался, а отличался только конвертом. В то время как в Европе конверт альбома был обычный, с красной внутренней вкладкой для пластинки, в Канаде, США, Японии и некоторых других «дальних» странах он раскладывался, причем разворот был оформлен под вкладку.

Лейблы разных выпусков советского альбома "Marc Bolan/T. Rex", 1991 г.
Лейблы разных выпусков советского альбома "Marc Bolan/T. Rex", 1991 г.

В общем, альбом мне так понравился, что я немедленно стал собирать все, что записал Марк Болан, и вскоре определил, что в его багаже за музыка. Творчество его четко было поделено на три периода – четыре диска с группой «Tyrannosaurus Rex», восемь – с «T.Rex», и несколько «посмертных» пластинок, составленных из записей, которые при жизни Марка Болана так и не были доведены до ума и выпущенные как сольники.

Английский выпуск альбома T. Rex "The Slider", 1972 г.
Английский выпуск альбома T. Rex "The Slider", 1972 г.

При этом все три периода совершенно разные. Первый – чисто акустический, на основное творчество Болана не совсем похож, поэтому его надо рассматривать отдельно. Третий период хоть и похож на основной, но качество музыки совсем не то, поэтому рассматривать его тоже надо раздельно. А вот если рассматривать самый главный период – 1970-1977 гг., то альбом «The Slider» можно четко идентифицировать как произведение, созданное Марком Боланом на своем творческом подъеме.

Лейблы альбома английского выпуска
Лейблы альбома английского выпуска

Интересно, что предыдущий альбом «T.Rex» - «Electric Warrior», 1971 г., - получился настолько убойным, что буквально поразил британских, американских и прочих рокеров, и стал первым альбомом, наконец-то массово пролезшим в самые разные чарты, а в Великобритании вообще надолго утвердился на первой позиции.

Внутренний конверт для пластинки европейского выпуска альбома
Внутренний конверт для пластинки европейского выпуска альбома

А вот «The Slider» в Великобритании почти провалился, потому что с трудом достиг только 4-й позиции, да и то ненадолго. Зато в США и Канаде он улучшил свои позиции по сравнению с предшественником вдвое – №№17 и 11 против №№32 и 25 соответственно. Улучшил он свои позиции и в континентальной Европе, хотя и ненамного. И это был последний успех группы T. Rex и Марка Болана, потому что следующий альбом «Tanx», 1973 года почти везде свои позиции ухудшил, кроме Германии и Норвегии, а все последующие диски начали проваливаться и вообще вылетать из чартов.

В общем, я считаю «The Slider» переходным между двумя творческими вершинами группы – «Электрическим бойцом» и «Танком». Этот альбом, что странно, не содержит почти ни одного боевого хита, можно даже сказать, что он более мечтательный, чем остальные близкие к нему альбомы. Тем не менее пластинка эта прекрасная, и если в нее вслушаться, то оторваться потом совершенно невозможно.

Привожу краткие резюме по каждой из 13 песен, записанных для альбома.

Сторона 1:

1). Metal Guru (2:23). Вполне себе хит, тянет на рок-гимн, оформлен этот номер очень солидно, ну, это и не удивительно, потому что музыкальным оформлением занимался сам Тони Висконти, который параллельно работал с Дэвидом Боуи, Badfinger, Gentle Giant и многими другими известными исполнителями.

2). Mystic Lady (3:11). Наверное, французская средневековая экзотика так сильно повлияла на Марка Болана, что он ударился в написание вполне «народных» баллад. Диск записывался под Парижем, в замке Chateau d'Herouville, отсюда и смягчение звучания, наверное. По крайней мере, я это связываю именно с этим.

3). Rock On (3:26). Прекрасный ритм-энд-блюз чисто в стиле Марка Болана. Удивительно, как ему удавалось писать столько прекрасных песен для одного альбома, хоть даже и не шлягеров?

4). The Slider (3:24). Еще один «не шлягер», но от этого не менее прекрасный. Я уверен, что идеями Болана в немалой степени подпитывались даже «Квины» в первой половине 70-х, когда только-только становились на ноги.

Американский выпуск альбома T. Rex "The Slider", 1972 г.
Американский выпуск альбома T. Rex "The Slider", 1972 г.

5). Baby Boomerang (2:16). Да, всё никак не может Марк усилить напор, как на прошлом альбоме, тем не менее и эта песня хоть и не шлягер, но вполне заводная.

6). Spaceball Ricochet (3:34). Чем-то напоминает ранние сольные баллады Джона Леннона под гитару с минимумом инструментов, и даже вокал тут как у прославленного «битла».

7). Buick Mackane (3:32). Наконец-то пошел чистейший хард-рок, может быть даже на грани металла. Пассажи Болана на вокале бесподобны.

Сторона 2:

8). Telegram Sam (3:45). Сингл с этим почти хитом добрался до 1-й позиции в Великобритании и хорошо продвинулся в некоторых других европейских странах. В США и Канаде, правда, он немного не добрался до топ-50.

9). Rabbit Fighter (3:55). Классический блюз с пронзительными соло на гитаре, но вокал Болана тут такой вкрадчивый, будто он поет серенаду на вечернем пляже среди пожилых домохозяек.

Подробная информация об альбоме
Подробная информация об альбоме

10). Baby Strange (3:03). Чисто гитарный ритм-энд-блюз, вроде ничего интересного, но Марк Болан постарался на припеве вывести слушателя из скучающего состояния. К финалу саунд нарастает до высот хорошего хард-рока.

11). Ballrooms of Mars (4:07). Песня опять-таки в стиле Джона Леннона, кстати, в тексте он и на самом деле упоминается.

Канадский и американский лейблы альбома T. Rex "The Slider", 1972 г.
Канадский и американский лейблы альбома T. Rex "The Slider", 1972 г.

12). Chariot Choogle (2:43). Снова ритм-энд-блюз в стиле Болана, но палитра тут более разнообразная, с претензией на хард-рок, а в куплете может даже и на металл.

13). Main Man (4:15). Потрясающая песня, начинается как пляжная баллада, но постепенно узор меняется и мы слышим самую настоящую молитву в рок-стиле, как видно, заранее заготовленную для ударной «закрывашки». Несомненный хит, странно, почему именно его не вынесли на сингл.

Вместе с альбомом (до и после) в 1972 году вышла еще и куча синглов с песнями, на пластинку не вошедшими. Но я тут их рассматривать не буду, а посвящу им отдельную публикацию, потому что этих песен очень много – потянут на целый новый диск!

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Альбом «Tanx» 1973 года от T.Rex – главный из восьми нетленных шедевров Марка Болана за всю его карьеру

Мик Стюарт - второй гитарист Sweet озвучил дебютный альбом группы «The Sweet & The Pipkins. Gimme Dat Ding», 1971 г.

Альбом «No Sweat», 1983 г. ~ последняя попытка Geordie влезть на Олимп без Брайана Джонсона

Van Halen «Fair Warning» 1981 года - вершина творчества группы, которая почему-то провалилась в чартах

Дебютный альбом Manfred Mann’s Earth Band 1972 года ~ самое недооцененное произведение группы