Начинаю цикл статей с переводом редких и значимых научных трудов, которые официально на русском языке ни разу не издавались. Авторство их, как правило, принадлежит иностранцам и, зачастую, совершенно не склонным к подобострастию перед Россией. Однако, честность и исключительно научные цели в изучении истории позволили им сделать выводы, которые, мягко говоря, будут неприятны русобофобам.
Итак начнём. В данной публикации приведен перевод введения и предисловия к книги "Россия как она есть" 1854 г. польского графа Адама Гуровского.
Я уже публиковал ранее на основе цитат из этой книги несколько статей. Сейчас же постараюсь дать более полное представление читателю о сути рассматриваемого польским националистом вопроса происхождения европейских наций и месте, которое в истории занимает славянская раса.
В одну статью перевод всей книги, конечно же, не уместить, поэтому будем читать книгу по частям. Чтобы не пропустить дальнейшие публикации, лучше подписаться на канал.
Об авторе. Адам Гуровский
Адам Гуровский (поляк, 1805—1866) — граф, публицист, представитель польского дворянского рода Гуровских (герб «Вчеле»), старший сын графа Владислава Гуровского (1769—1818) и Геновефы Целецкой, внук последнего каштеляна познанского Рафала Гуровского и старший брат Игнацы.
Как видите, по титулам и родословной Адам был, мягко говоря, не последним человеком в Европе. Благодаря занимаемому статусу, граф имел допуск к историческим архивам, документам и закрытым библиотекам. Кто же мог подумать, что это приведет к возвеличиванию исторической ценности России перед лицом европейской цивилизации.
В итоге честность и беспристрастное отношение к историческим фактам Адама Гуровского превратила его из ярого националиста в предателя своей родины. Произошло это после публикации ряда книг на тему России, как источника европейской цивилизации:
- «La civilisation et la Russie/Цивилизация и Россия» (1840);
- «Pensées sur l’avenir des Polonais/Мысли о будущем Поляков» (1841);
- «Le panslavisme, son histoire, ses véritables éléments religieux, sociaux etc./Панславизм, его история, его настоящие религиозные, социальные элементы и т. д.» (1848);
- «Russia as it is/Россия, как она есть» (1854);
- «O arystokracyi, liberalizmie i demokracyi w Polsce/Аристократия, либерализм и демократия в Польской Республике» (1843).
Но это было уже в зрелом возрасте. В ранний же период он был, как уже упомянули, ярым националистом, не хуже своего последователя Збигнева Бжезинского. Принимал деятельное участие в польском восстании 1830—1831 г. и много писал против России; но затем в Париже, куда он эмигрировал в 1844 году, в его образе мыслей произошла резкая перемена.
Перевод введения и придесловия из книги "Россия как она есть"
В введении к своей работе "Россия как она есть" 1854 г. граф Гуровский даёт понять, что послужило главной причиной того, что он - ярый националист и русофоб, вдруг, радикально изменил свои взгляды. Он пишет, что
- Совесть и истина направляли моё перо...;
- Черты, характер и действительное состояние русской нации представлены здесь читателю, возможно, впервые, непредвзято и не поверхностно;
- Разум и совесть, наконец, восторжествуют в истории.
Следующую цитату следует привести целиком:
Славянская раса в целом или Россия в частности должны оцениваться в соответствии с принципом общей справедливости. С его помощью должны быть установлены социальные элементы, существующие в России и проверена их обоснованность. Только тогда вещи предстанут в своем истинном свете; тогда будет обнаружено, что за пределами Самодержавия в России существует народ с судьбой, выходящей за пределы окутывающей его временной тьмы, которая вызвана скорее сменяющими друг друга обстоятельствами, чем вечными историческими законами. Ни правящая власть, ни существующее правительство, ни высшие слои общества не содержат обещаний на будущее. Только народ является его носителем; народ, нынешние низшие классы, какими бы закулисными и нецивилизованными они сейчас ни казались. Из народа изольется поток, изменяющий действительное состояние, разрушающий его всеобъемлющий характер. На такое будущее указывает эта книга.
Пытаясь объяснить перемены, случившиеся в его сознании, Адам поясняет:
- Преданность и интерес, которые я испытывал к своей родине, были полностью вытеснены моим интересом ко всей расе, частью которой, в конце концов, была и Польша, но, скорее, её незначительным ответвлением;
- Если я изменил свою точку зрения относительно способа, с помощью которого панславизм должен осуществить свое предназначение, то мои убеждения нисколько не изменились относительно существенного значения славян и России в великой семье народов;
- Произошла революция в моём сознании. Добросовестно анализируя факты, я пришёл к выводу, что только Россия олицетворяла славянскую жизненную силу на фоне движущихся осложнений Европы и западного мира.
Славянин по происхождению, я огляделся вокруг, чтобы увидеть, где еще жив мощный ствол моей расы, и обнаружил, что только Россия представляет его. Так у меня зародилась идея панславизма. Его значение - объединение рассеянных славянских семей, некоторые из которых несчастно прозябают под иностранным владычеством мадьяр, турок и немцев, в однородное целое, вокруг одного могучего племени.
Говоря о народе, населяющем Российскую империю в XIX веке, граф пишет следующее:
- Как раса, русский народ обладает своими отличительными чертами, преобладающими как в его истории, так и в его внутреннем организме; характеристиками, которые неизвестны, неправильно поняты или представлены в ложном свете.
Относительно этого симбиоза (русский народ и Россия, как империя) Гуровский отмечает такой парадокс:
Страна и народ - это и старое, и новое. Старый народ, потому что он принадлежит, как раса, к первым историческим народам Европы; и новая страна, потому что в своем внешнем проявлении Россия, как государство, появилась недавно, более того, даже последней в истории Европы.
Историческое происхождение русского народа погружено во тьму, простирающуюся над происхождением всей расы. Та же тайна окружает колыбель всех коренных рас и пранародов древнего мира. Многочисленны и разнообразны выдвигаемые и последовательно разрушаемые гипотезы относительно первоначального и примитивного распределения жителей по европейскому континенту. Однако за рамками настоящей работы выходит систематизация этнографических, этнологических, легендарных, традиционных и исторических исследований, открытий, свидетельств или предположений, касающихся первых рас или семейств, которые совместно или последовательно кочевали и распространялись во всех направлениях по всей Европе.
Далее уже подробнее о славянах и версии их происхождения, где интересное место занимают некий Рифат.
...Среди них числятся славяне. Их историческое течение, как обычно у других древних народов, не проистекает из определенной эпохи или места сразу, как из tabula rasa. У каждого исторического периода всегда есть своего рода эпоним*. Это всегда предполагает долгий и темный промежуток времени, то есть некий ранее существовавший мир, все еще тесно связанный с последующим.
*Изначально эпонимом называли божество, реального или легендарного человека, в честь которого получил своё имя какой-либо географический объект (город, река, гора, лунный кратер и так далее), народ, племя или временной промежуток (например, год).
Перевод текста далее:
Славянская раса восходит к общей колыбели всех исторических рас. Если принять Пятикнижие как запись о распределении человеческой семьи по земле, то славяне утверждают, что происходят от Рифаата, через Гомера, внука Иафета, поскольку кельты происходят от Асканаза, а германцы от Трогормы.
О Рифате можно сказать, что это очередное подтверждение гипотезы выхода предков славян из района Рифейских гор, которыми в античности назывались Уральские горы (которые по утверждению того же Гуровского получили название от термина Ореал: об этом тут). А сами Рифейские горы, как и нынешнее название подводных гор - рифов, происходит от этого самого имени Рифат, до сих пор очень распространенного у татар.
Граф Адам пишет и кое-что полезное для нашей копилки этимологии слов:
Звук Rh, вибрирующий в самах древних регионах, населенных славянами, по-видимому, подтверждает эту библейскую гипотезу. Rha - это название реки Волга, и тот же звук можно встретить в древних названиях гор к северу от Дуная, Меотийского устья и Дона, таких как Каменный пояс, вплоть до хребта близ Малой Земли.
Тут, видимо, имеется в виду как раз Уральский хребет.
Принимая за истину сюжет расселения рас после всемирного потопа с вершины Арарата, тогда выходит, что
... Армения была местом, откуда в фалегическую эпоху произошли расы. И те, кто повернул на север или запад, вероятно, первоначально достигли перевалов Кавказа, откуда они продолжили свои дальнейшие миграции. В этих регионах, этнология прослеживает их корни: некоторые из их древнейших легенд и мифов, как, например, легенды об Аси, протопластах Германцев, указывают на восток; а мифы и легенды редко лишены истиной основы.
Стоит напомнить, что даже в такой науке, как этнология, за европеоидную (белую) рассматривалась кавказская раса.
Гуровский далее пишет:
Славяне на своем пути в Европу, по-видимому, блуждали к северу и югу от Эвксинского моря (ныне Чёрное), оставляя, под различными названиями, следы своего прохождения. Север Меотийского Кимбры (кошмар Римской империи), южнее эниохи, энети, называемые древними писателями gens antiquissima (коих стоит относить к предкам итальянцев), пафлагонцами*, теми , кто подчиняет себе лошадь, и, согласно Страбону, скотоводами.
*Paphlagonians. Так пишется в оригинале название этого народа. Истории которого следует посвятить отдельную статью. Скажу только, что населяли они территорию Причерноморья, говорили на тюркском диалекте и действительно, как отмечает Адам, были первыми укротителями лошадей. При желании это даже читается в их названии.
Некоторые исследователи истории утверждают, что мулы были предками славян. Во всяком случае, в древности упоминаются названия племен лич и термодонтос, которые снова встречаются среди племен к северу от Дуная, весьма вероятно, в направлении Дона, как упоминает Геродот .Так, например, мириандини, которые, согласно его рассказу, отказались присоединиться к скифам, когда на них напал Дарий, напомнив им, что они, мириандини, не участвовали во вторжении скифов в Мидию и Малую Азию. В соответствии с потоком согласно Генезису, славяне, следуя за кельтами и германцами, образовали бы, таким образом, третью группу среди первобытных семей Северной Европы.
Продолжение следует...
В ожидании следующих публикаций могу предложить ознакомиться с другими публикациями, основанными на фактах из этой книги: