Найти тему

Вернисаж: выставки в Петербурге с 1 октября

Музей печати

Выставка работ петербургского графика Михаила Гавричкова приурочена к 60‑летию мастера (6+).

«Вита Нова» представляет избранные работы художника из собственной коллекции. Михаил Гавричков создал графические циклы для 16 книг издательства, их сотрудничество продолжается более 18 лет.

Гавричков много лет работал над темами и образами книг Эрнста Теодора Амадея Гофмана, по‑старинному многодельные рисунки и офорты художника к сказкам писателя известны любителям книги.

Закономерно, что первой книгой издательства «Вита Нова» с иллюстрациями Михаила Гавричкова стали сказки Гофмана. Позднее гоф­маниана художника и издательства продолжилась книгами «Повелитель блох» и «Житейские воззрения кота Мурра». Готовится к печати том «Фантазии в манере Калло», фрагмент графического цикла к этой книге также представлен в экспозиции.

Мистические, романтические иллюстрации к Гофману соседствуют на выставке с остроумными, горько-ироничными работами к прозе Сергея Довлатова. Иллюстрации к романам Достоевского «Бесы» и «Идиот» гротескны, едва ли не карикатурны, зато книжная графика к семи томам рассказов и повес­тей Артура Конана Дойла поражает мягкой иронией, игрой в сурового сыщика и его верного друга. Множест­во мелких бытовых деталей, окружающих детектива с Бейкер-стрит, погружают читателя и зрителя в Викторианскую эпоху.

Экспозицию составляет более 80 работ. Впервые представлены работы последних лет — иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, книгам «Трое в лодке, не считая собаки» Дж. К. Джерома и «Война с саламандрами» Карела Чапека.

Музей истории религии

Здесь открылась выставка «Свидетели единства: общие христианские святые» (12+). Она представляет образы святых, почитаемых как в католической, так и в поместных православных церквях.

На выставке демонстрируются произведения русского и западноевропейского искусства XV – XX веков из собрания музея. Иконы, скульптура, гравюры, живописные произведения раскрывают образы Святой Троицы, Иисуса Христа, Девы Марии, а также святых — пророков и мучеников, евангелистов и апостолов, миссионеров и отшельников, получивших почитание еще до разделения христианства на западную и восточную церкви. Некоторые из музейных предметов экспонируются впервые после сложной реставрации, как, например, крест-распятие, датируемый XVII столетием. Выставка продлится до 28 ноября.

Музей-квартира А. А. Блока

Выставка «Шедевры А. Н. Островского» (12+) знакомит посетителей с историей создания и воплощения на сценах театров самых известных пьес драматурга. Она подготовлена совместно с музеем-заповедником А. Н. Островского «Щелыково».

Каждая из представленных на выставке пьес — этапная, итоговая в творчестве знаменитого драматурга. «Гроза» завершает ранний период (пишется после путешествия Островского по Волге). «Снегурочка» — последнее произведение в ряду его исторических пьес. «Бесприданница», представляя собой психологическую драму, является вершиной творчества Островского пореформенного периода. Все три пьесы объединяет тема трагической женской судьбы.

На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Бесприданница» и «Гроза», портреты и фотографии, живописные и графические произведения, книги и журналы 1860 – 1870‑х годов из собрания музея-заповедника «Щелыково».

Эрмитаж

Выставка «Архитектор А. В. Сивков. Реконструкция зданий Эрмитажа (1920 – 1950‑е годы)» (12+) организована на материалах архива и фонда предметов Архитектурной службы Эрмитажа. Она рассказывает о процессе превращения Зимнего дворца в часть эрмитажного комплекса.

На выставке впервые представлено около 200 экспонатов: фотографий, документов, писем, чертежей, акварелей, архитектурных деталей и технических предметов. Отдельные разделы посвящены жизни и творчеству архитектора Сивкова, по проектам которого разные по назначению дворцовые помещения были превращены в единую систему экспозиционных залов, переходов, кабинетов и хранилищ; реставрации фасадов Зимнего дворца, реконструкции его этажей, строительству переходов между эрмитажными зданиями, реконструкции инженерных систем и устройству гардероба «Метро».

Русский музей

6 октября в Мраморном дворце откроется выставка «Школа Филонова» (12+). Ее основу составят более ста произведений из собрания Русского музея.

«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» сущест­вовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея коллективной работы. Кроме того, членам коллектива МАИ запрещалось быть членами любой другой группировки и участвовать в их выставках. Единство метода требовало полной самоотдачи и духовного единства.

Ученики Филонова провели несколько ярких акций, среди которых выставка и оформление спектакля «Ревизор» в Доме печати в 1927 году, оформление издания карело-финского эпоса «Калевала» в 1932-м. Четыре больших панно с выставки в Доме печати — «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской — включены в состав нынешней экспозиции.

В коллекции Русского музея хранятся все одиннадцать эскизов костюмов и композиция задника, созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора». Эти работы Сашина все вместе прежде не показывались и не публиковались. Дополняют экспозицию эскизы костюмов художников Артура Ляндсберга и Николая Евграфова из собрания Музея театрального и музыкального искусства. На выставке будут представлены первые работы Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой, созданные у Филонова.

Музей истории Петербурга предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», которые редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из частной московской коллекции также почти неизвестны зрителям.

KGallery

Новая выставка галереи «Владимир Лебедев. Портрет художника на фоне дневника» (6+) посвящена творчеству выдающегося советского художника, графика, мастера детской книги Владимира Лебедева. Зрителю представлены работы разных творческих периодов художника — начиная от самых ранних произведений и заканчивая зрелыми работами. Отдельное место отведено графическим листам, которые позволят увидеть непревзойденный дар рисовальщика.

Проект приурочен к выходу в свет двухтомного издания, включающего каталог самой выставки, а также впервые публикуемый личный архив Владимира Лебедева, рукописные страницы которого были расшифрованы заведующей отделом рисунка Русского музея Натальей Козыревой. Благодаря этой публикации у зрителя появится возможность узнать больше о повседневной жизни художника, которую он скрупулезно фиксировал на страницах своего дневника.

В состав выставки вошли работы из собрания Русского музея, а также частных собраний Петербурга и Москвы. В рамках выставки разработана образовательная программа, включающая лекции, экскурсии, мастер-классы, а также мероприятия для детей.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц