Итак, начинаю писать отзыв, а в голове задорно играет знаменитая «песня гадалки» из художественного фильма «Ах, водевиль, водевиль» - «…ну что сказать, ну что сказать…». Тот случай, когда эмоций много, да попробуй собери их в хоть сколько-нибудь цельный текст.
Если описывать «Осень патриарха» одним словом, то этим словом, пожалуй, будет - ГРАНДИОЗНО. Роман поражает воображение: <место для самых невероятных и нетривиальных эпитетов>. У меня лично полотно Маркеса ассоциируется с огромной желеобразной массой, которая находится в постоянном, но зацикленном движении, в жестко зафиксированных границах – она не растекается и не движется в стороны, она просто непрерывно колеблется, оставаясь +- на одном месте. А читателю только и дело - завороженно смотреть и умиляться, как это все у Маркеса так складно получается.
В центре всего и вся – сам патриарх, генерал, диктатор, тиран. Предложение за предложением (а они тут просто бесконечно-длинные) мы выгрызаем подробности о нем, пытаемся из хаотично разбросанных во времени штришков собрать воедино картину его жизни, его правления этой несчастной безымянной страной. В проброс кинутая деталь, по первым ощущениям как кость собаке, может только через 5-10-20 страниц начать обрастать мясом. У Маркеса ни слова не написано в пустоту. И все эти слова соединяются в сочнейший, с явным поэтическим флером, текст, который, как по мне, стоит принимать умеренными дозами, чтобы максимально насладиться сим произведением искусства.
То, как Маркес ненавязчиво «протащил» через весь роман образ моря, запало мне в душу особенно. Море, ради которого генерал устремился из родного плоскогорья в столицу в авангарде революционного движения. Море, которое целое столетие плескалось под окнами Дома Власти, овевая его покои тысячами ветров. Море, которое впервые окатило его ощущением ограниченности человеческого могущества. Море, которое в конце концов он «променял» на списание задолженностей перед европейскими странами и на гарантии поддержки его режима, окончательно продав себя демону властолюбия.
Также хочется отметить, насколько объемно и проникновенно на страницах романа раскрыта сыновья любовь к матери - Бендисьон Альварадо, «единственному человеку на свете, который осмеливался указать ему на дурной запах его подмышек». Патриарх обращается к матери постоянно - и в мыслях и наяву. Только ей он раскрывает свои истинные эмоции и глубоко скрытые тайны и секреты. Несмотря на ее реальное прошлое, он искренне, по-детски верит в ее святость, чистоту, и остервенело борется за канонизацию Бендисьон. Даже Летисия Насарено, его запоздавшая и единственная жена, практически тотально завладевшая его вниманием на старости лет (уже после смерти матери), даже она с течением времени выветривается из головы генерала, а Бендисьон остается. Остается в прямом смысле слова, до самого последнего дня жизни и правления диктатора. Воистину щенячья любовь, которую Маркес нарисовал так, что в нее просто невозможно не поверить.
Обязательно надо уделить пару слов переводчикам "Осени" на русский - белорусам Валентину Тарасу и Карлосу Шерману (родившемуся, правда, в Уругвае). Эти люди проделали колоссальную работу: это же надо так перевести настолько сложный текст, что в процессе не покидает ощущение, будто читаешь на языке оригинала🤯Браво и низкий поклон!
PS. Пропустил через себя много отзывов про "Осень патриарха" после того, как прочитал роман. Интересно было узнать мнения других людей. И вот, что меня поразило: все видят убогость диктатуры, осуждают, со знанием дела расписывают, как это плохо и нехорошо, но никто не заостряет внимание на еще большей убогости, я бы даже сказал гнусности, тех зарубежных особ, которые стоят за водворением и поддержанием этого режима, пока за бесценок вывозят ресурсы и создают монополии на торговлю в этой несчастной, нищающей стране. А в конце концов отбирают даже море... Странно, что люди не видят этого, Маркес же старался, не спроста вкраплял такие подробности в свое произведение.
А напоследок хочу попытаться о-о-очень укрупненно собрать «скелет» романа, зафиксировать основные опорные точки сюжета (задачка, конечно, неблагодарная, так как повествование крайне нелинейное). Идея эта появилась в процессе чтения, когда я начал тонуть в безумном водовороте слов, и предсмертным видением перед моими очами возникло: «А что тут по сути происходит?!».
Условно «Осень патриарха» делится на шесть фрагментов, каждый из которых начинается приблизительно одинаковым образом - люди находят генерала мертвым. А дальше наступает безумный словесный вихрь имени Габриэля Гарсия Маркеса =) Итак, поехали (ацтарожно!СПОЙЛЕРЫ!):
*Фрагмент 1*
- Люди находят мертвого патриарха в его кабинете «в полевой форме без знаков различия, в сапогах; на левом сапоге блестела золотая шпора». Знакомство с персонажами - двойником патриарха Патрисио Арагонесом, министром обороны и главным соратником Родриго де Агиларом, матерью Бендисьон Альварадо;
- Первый мятеж, в результате которого погибает Арагонес. Патриарх обставляет смерть двойника, как свою собственную, тем самым вычисляя всех предателей. При содействии Агилара восстание жестоко подавляется;
- Заканчивается первый фрагмент отступлением о том, как к берегам страны причаливают три каравеллы с чужестранцами, которые выменивают у местных жителей «попугаев, табак, шоколадные головы, игуановые яйца» на всякие безделушки, красные колпаки и нанизанные на нитку стекляшки.
*Фрагмент 2*
- Более подробное знакомство с матерью генерала - «странной женщиной непонятного происхождения и потрясающего простодушия, потрясающей простоты нравов»;
- Борьба с основными сподвижниками-военными, с которыми он осуществлял захват власти в стране. Часть из них самоликвидируется, а оставшихся застреливают спящими после вечеринки в честь дня рождения патриарха. Единственный уцелевший становится его главным телохранителем, но тоже временно;
- Большой кусок, посвященный «королеве красоты Мануэле Санчес», в которую генерал без ума влюбляется. Их платонические отношения заканчиваются тем, что она бесследно исчезает во время организованного для нее генералом искусственного затмения.
*Фрагмент 3*
- Подробный рассказ о провидице, которая предсказала генералу, когда и как он умрет;
- Первые мысли генерала о том, что Родриго де Агилар на самом деле ведет двойную игру против него;
- На страну обрушивается циклон. Проводятся восстановительные работы с забавными вкраплениями описаний коррупционных схем;
- Рассказывается о создании беспроигрышной (для патриарха) лотереи, для которой постоянно отбираются маленькие дети, а после остаются в заточении. Когда этих детей собирается уже около двух тысяч, генерал отдает приказ уничтожить их. Выполнявших приказ офицеров расстреливают: «Потому что существуют приказы, которые можно отдавать, но выполнять их преступно, черт подери, бедные дети!»;
- Второй военный мятеж - теперь под предводительством Бенивенто Барбосы. Патриарх подавляет его собственными силами, отправляя бочки с динамитом в военные части;
- По завершению мятежа, происходит покушение на генерала, после которого он окончательно уверует в двуличность Агилара. В итоге на ужине с «высшими офицерами своей личной гвардии» подает того к столу «на серебряном подносе, обложенного со всех сторон салатом из цветной капусты, приправленного лавровым листом и прочими специями, подрумяненного в жару духовки, облаченного в парадную форму с пятью золотыми зернышками миндаля, с нашивками за храбрость на пустом рукаве, с четырнадцатью фунтами медалей на груди и с веточкой петрушки во рту».
*Фрагмент 4*
- Наконец мы узнаем имя патриарха – Сакариас (но это не точно, так как источник информации - сам генерал, явно начинающий страдать старческой деменцией);
- Почти вся часть посвящена печальному и проникновенному рассказу о том, как медленно затухает жизнь Бендисьон Альварадо, и как это переживает ее сын;
- Смерть матери и попытки генерала ее канонизировать.
*Фрагмент 5*
- Патриарх живет теперь с Летисией Насарено, женой и матерью его единственного официально признанного ребенка - сына Эммануэля. Летисия становится серым кардиналом власти в стране;
- Недовольные сумасбродным «правлением» Летисии, военные командиры (в чьи сферы влияния она беспардонно запустила ручки) организуют покушение, в резальтате которого Насарено и Эммануэля заживо загрызает свора специально натравленных собак;
- С целью розыска организаторов убийства жены и сына, диктатор тайно ото всех учреждает «незримую службу репрессий и уничтожения», возглавляет которую Хосе Игнасио Саенс де ла Барра;
- Отмечается 100-летие со дня прихода к власти Сакариаса.
*Фрагмент 6*
- Повествуется об удручающем положении страны, о многочисленных долгах перед европейцами и американцами, Маркес готовит «выход» к продаже моря;
- Публично казнят Хосе Игнасио Саенса де ла Барра, народ ликует и восхваляет патриарха;
- Так как Сакариас не соглашается отдавать море, иностранные послы начинают прорабатывать с военным руководством страны вопрос о свержении диктатора;
- В итоге патриарх выбирает власть и отдает море. По сути с этой точки роман, а с ним и жизнь и правление Сакариаса, начинают заканчиваться;
- Мы видим последние минуты жизни патриарха. Смерть говорит ему: «Вы умрете босой, в одежде нищего, которая на вас, хотя те, кто найдет ваше тело, станут утверждать, что нашли его в кабинете, в полевой форме без знаков отличия, с золотой шпорой на левом сапоге, – они скажут так, лишь бы не противоречить легенде, лишь бы сохранилась вера в прорицания». Роман закольцовывается.