Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Как приручить текст, или История Лиса ("Маленький принц", Забайкальский драмтеатр)

Фото Забайкальского краевого драматического театра
Фото Забайкальского краевого драматического театра

Забайкальский драматический театр на одной из «Театральных недель» пополнил репертуар для школьников притчей, вместо привычной комедии или драмы, выбрав философского «Маленького принца» Экзюпери.

Спектакль, построенный на приёме рассказа в рассказе, начинается вкрадчиво – у портала в тусклом желтоватом свете софита читает свой монолог Летчик (Николай Гадомский). На фоне самолета, полузакрытого кулисами, под нежную фортепианную мелодию он воспоминает о друге – Маленьком принце. Эти воспоминания постепенно перейдут из рассказа в действие: ящики с инструментами будут переставлять, превращая пространство то в пустыню, то в астероиды, рисование барашков в альбоме покажут на большом экране, а группка Роз из земного сада звонко посмеется над Принцем. И все это, сменяя друг друга, растворится, как воспоминания во времени – статичность сцен не станет приёмом, а смена декораций не сохранит единообразия.

Камерный по сути, спектакль вынужден осваивать пространство большой сцены и не всегда с этим справляется. Большой экран заполняет пространство и паузы анимацией, универсальность которой граничит с бессодержательностью. К тому же первая часть истории, та, где Принц встречается с соседями-жителями астероидов, осложняется затемнениями, превышающими по времени сами сцены. Эти паузы дробят действие, а темнота, будто черные дыры, затягивает в себя смысл текста Экзюпери. Режиссер заявляет любопытные приемы – открытую перестановку ящиков-декораций, слишком буквальную иллюстративность действия – которые могли бы сделать историю выразительной, и сама же отказывается от них. И это вызывает даже большее сожаление, чем несинхронность студентов училища культуры, чей «поезд» и марширующий строй пока прихрамывают.

Зато Алексей Заинчковский создает такого Лиса, что неизменно срывает аплодисменты школьников, которые не часто так бурно выражают свои эмоции в театре. Забавный, не лишенный юмора Лис в рыжем комбинезоне и белом полупрозрачном халате поверх него чрезвычайно обаятелен. Он постоянно носит с собой большую сумку с самым необходимым для знакомства. Достал маску лиса, приложил к лицу – и готов визуальный образ. Если будущий знакомец недогадлив – в кармане есть рыжий хвост, который всегда можно приложить. Маскировочная сетка сгодится и для охоты на кур, и чтобы скрыть стеснение. Актер мгновенно переключать эмоции и обладает очень выразительной мимикой, потому Лис становится милым и живым. Между тем, как он с надеждой попросит приручить его, и тем, когда Принц навсегда расстанется с новым другом, пройдет не больше пяти минут. И вот с губ сидящих в зале еще не успела сойти улыбка умиления, как сердце уже сжалось от расставания героев.

Наталья Карпенко создает пазл из эпизодов, оставляя спектакль без режиссерской доминанты. Учитывая, что притча заняла в репертуаре театра драмы почти свободную нишу спектаклей для семейного просмотра, остается надеяться на родителей – они помогут школьникам разобраться в главных посылах истории.

И хотя главной запоминающейся фразой спектакля становится: «Мы в ответе за тех, кого приручили», постановка не сводится к этому основанию. Пока спектакль не приручит текст Экзюпери, он не раскроет зрителям своей глубины и будет оставаться для них, как сотня тысяч других спектаклей. Ведь как говорил Лис, узнать можно лишь то, что приручил.

«Маленький принц» – аллегорическая повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери, написанная в 1943 году. Первые читатели не поняли произведения и отнеслись к нему прохладно. Через несколько лет немецкий философ Мартин Хайдеггер назвал повесть Экзюпери одним из величайших трудов экзистенциализма ХХ века. В «Маленьком принце» много автобиографичного: исследователи считают прообразом Принца – самого автора в детстве, а Розы – Консуэло, жену писателя. Астероид Б-612 появился благодаря серийному номеру первого самолета летчика Экзюпери (А-612), а Лис – благодаря службе в Сахаре, где жили миниатюрные фенеки.

Наталья Карпенко – режиссер, руководитель студенческого театра-студии «На тихой улице» Читинской медицинской академии. В Забайкальском краевом драматическом театре поставила лирическую комедию для малой сцены «Три красавицы» В.Красногорова и выездную сказку «Приключения новогодней ёлки» Г.Боганова. Спектакль «Маленький принц» по повести А.де Сент-Экзюпери – третья работа с артистами театра за три года и первая, созданная специально для большой сцены. Режиссер склонна к работе с бытовыми сюжетами, которые ставит подробно и достоверно. Новая работа с артистами театра – хороший опыт, который позволит режиссеру перейти к философским сюжетам.

Калининградская версия "Маленького принца":

Вам может быть интересно:

Поддержите канал подпиской!