Найти тему
"Театральный чердак"

Русские классики и Забайкальский драматический. Часть 1. Антон Павлович Чехов

На сцене читинской драмы за 83 года ее истории прошли сотни спектаклей по произведениям русских и зарубежных классиков. Среди них спектакли для учеников в помощь школьной программе и постановки для взрослых – театр любил классику за традиционность, неизменное внимание зрителей и отчасти за возможность сэкономить на авторских гонорарах.

Конец января – всегда повод вспомнить о дне рождения классика русской и мировой литературы Антона Чехова. Родился он 29 января 1860 года в Таганроге. Как известно, работал врачом и написал более 300 произведений. А за 8 лет до громкого успеха «Чайки» в московском художественном театре Антон Павлович Чехов побывал в Забайкалье.

Весной 1890 года молодой, но уже известный писатель решил поучаствовать в масштабной переписи населения и отправился на остров Сахалин. Ехал Сибирским трактом — как замечал «самой большой и, кажется, самой безобразной дорогой во всём свете». Меньше, чем за неделю, проехал он по Забайкалью. Путешествовал на лошадях. Писал о городах: «Верхнеудинск миленький городок, Чита плохой, вроде Сум (северо-восток Украины)», «был в Нерчинске. Городок не ахти, но жить можно». А вот природой был покорен и написал в письме к Лейкину свою знаменитую фразу: «Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии...». Несмотря на то, что произведения Чехова (не только пьесы!) пользуются огромной популярностью в российских и зарубежных театрах уже больше века, читинский драматический театр обращался к творчеству автора только шесть раз за свою 83-летнюю историю.

А именно:

12 марта 1947 г. «Дядя Ваня». Режиссер - Ю. Лаппа-Старженецкий, художник - П.Егоров. Профессора Серебрякова сыграл П.Ремизов, в роли его жены Елены Андреевны выступила А.Дуван-Торцова.

9 апреля 1988 г. «Свадебный сезон». Режиссер – Е. Золотарев, художник - И.Четвертков.

19 ноября 1994 г. «Три сестры». Режиссер – Н.А. Березин, художник – В.Хлыбов, художник по костюмам – Е.Олейник.

14 мая 2004 г. «Дядя Ваня». Режиссер – Н. А. Березин, ассистент режиссера – С.Юлин, художник – С.Жарков, художник по костюмам – Е.Гончарова.

3 марта 2007 г. «Чайка». Режиссер - Ц.Бальжанов, художник – Б.Доржиев.

15 апреля 2011 г. «Странные тени города «Ч» (пять коротких рассказов «Хамелеон», «Хористка», «Трифон», «Ведьма», «Тоска»). Режиссер - Ж.Пономарева.

"Свадебный сезон" (реж.Е.Золотарёв)
"Свадебный сезон" (реж.Е.Золотарёв)

О спектакле 1947-го почти не осталось сведений. В 1988 году за чеховские тексты взялся режиссер Ефим Золотарёв. К тому моменту уже 41 год читинский театр жил без своего единственного Чехова в репертуаре. Золотарёв решил не выбирать одну пьесу, а поставить всего автора сразу – и сам написал композицию «Свадебный сезон». Из всего многообразия чеховских тем выбрал любовь, из всех жанров – водевиль. Музыка – живая, в исполнении эстрадного ансамбля театра «Бенефис». Создатель «Свадебного сезона» определил своим ориентиром ни много ни мало вахтанговскую «Принцессу Турандот». Всё потому, что Ефим Золотарёв – режиссёр вахтанговского направления, которое главенствовало в читинском театре конца 80-х годов и перешло в 90-е. «У нас молодая труппа, которая еще не всё умеет. А водевиль – это развитие пластики, легкости речи, овладение вокалом, пусть несложным, но зрителю наше пение не должно резать ухо», - говорил Золотарёв в интервью. Сегодня из тех, кто 9 апреля 1988 года сыграл премьеру водевиля по Чехову, в труппе театра – актрисы Екатерина Рябова и Любовь Гамова, обе заслуженные артистки России. В следующий раз «всего Чехова разом» забайкальский театр поставил только в 2011 году.

-3

Про «Трех сестер» 1994 года в постановке Николая Березина сразу после премьеры писала «Народная газета». Журналист Александр Федоров придумал публиковать отзывы о спектаклях в виде диалога Оптимиста и Пессимиста. Первый отмечал творческие удачи спектакля, второй открыто говорил о неудачах и неточностях.

-4
"Три сестры" (реж. Н.Березин)
"Три сестры" (реж. Н.Березин)

Программка спектакля «Три сестры» занимательная, информативная и красивая одновременно. На ее чтение можно потратить много времени и получить от этого удовольствие. ​​Кроме основной информации о создателях спектакля 1994 года, здесь можно найти размышления актрис о своих героинях.

ИЗ РАЗМЫШЛЕНИЙ В ПЕРИОД РЕПЕТИЦИЙ:

Исполнительница роли Ольги — Екатерина Рябова: «Интеллигентная, воспитанная, работает в гимназии, не замужем — не нашла себе ровню среди окружающих, носится со своим внутренним миром, со своим пониманием того, что правильно с чувством долга и ответственности, порядочностью. И никто этого не ценит. Несчастный она человек!»

Исполнительница роли Маши — Татьяна Березина: «Она единственная живая в доме Прозоровых, последняя не умершая душа в мертвом доме. Для нее жить — значит, любить. Её любовь к Вершинину корнями уходит в счастливые дни детства, когда она впервые увидела его — усатого влюбленного майора».

Исполнительница роли Ирины — Наталья Нижегородцева: «Ирину мне жаль — она не умеет любить. Она в семье вечный ребёнок — может быть, поэтому! Мне хочется показать в этой роли, как многого лишен человек, не умеющий любить. Пусть Ирина мечтает о счастье, но оно ей не будет доступно, пока её душа мертва».

Прошло 10 лет, прежде чем режиссер Николай Березин вновь взялся за чеховские тексты. В 2004-м на читинской сцене появился нежный, полный истинно чеховской грусти, блестяще сыгранный актерами и прекрасный в своей простоте «Дядя Ваня». Спектакль, где на финальных словах Сони: «…я верую, дядя,… мы отдохнем!», - замирало сердце.

А в 2007-м «Чайку» в Чите поставил улан-удэнский режиссер Ц.Бальжанов. Аскетичная сценография запомнилась деревянным помостом, боковые мостики которого напоминали крылья, а уходящий под наклоном центр – голову птицы. Здесь же Треплев по-настоящему жёг мини-занавес своего мини-театра: буквальность действия не отменяла красоту огня. Спектакль, решенный в традиционной манере, прежде всего, говорил со зрителем о творчестве и муках творческого человека.

«Странные тени города Ч» (реж.Ж.Пономарева)
«Странные тени города Ч» (реж.Ж.Пономарева)

Финальный на сегодняшний день Чехов на читинской сцене был больше 10 лет назад – в 2011 году молодой режиссер Жанна Пономарева поставила «Странные тени города Ч» по мотивам рассказов А.Чехова. Жанр определила как «фантазию на тему». Можно было безошибочно узнать его автора, даже не заглядывая в программку. Характерное использование всего нескольких цветов (доминировали красный и синий), нагнетающая инструментальная музыка, почти пустая сцена и авторское дополнение текста драматурга своими героями. Темы этого спектакля – метаморфозы и почти осязаемый страх неизвестности, небытия. Правда, последнее возникло в спектакле не по задумке автора, а как бы случайно. И при этом прозвучало гораздо явственнее, чем режиссерски поставленные вопросы перемен, изменчивости, цикличности. Спектакль строился довольно просто – актеры прямо на сцене надевали соответствующие детали костюмов и разыгрывали один за другим пять рассказов Чехова. Переходы между фрагментами – здесь же, на глазах у зрителей, – смена деталей и все более нарастающая тревожность. Спектакль получился сумбурным, хоть и пытался нащупать новые формы.

С 2011 года чеховских премьер в забайкальском драматическом не было. Постепенно ушли из репертуара прежние спектакли, и вот уже много лет ничего из более чем 300 произведений Антона Чехова в забайкальском краевом драматическом театре посмотреть нельзя. Оглядываясь назад, можно говорить о том, что Чехов для читинской сцены, в основном, повод для традиционного разговора со зрителем и попытка в очередной раз интерпретировать смыслы пьес (нередко – удачная попытка!).

Фото из архива театра