Найти тему
Версия

Катастрофа батискафа «Титан»

Подводный аппарат, спускавшийся к «Титанику» был построен с нарушением всех норм и не был сертифицирован
Подводный аппарат, спускавшийся к «Титанику» был построен с нарушением всех норм и не был сертифицирован

В XXI веке в космосе, наряду с учеными и военными появились туристы. Сегодня за круглую сумму любой желающий, обладая соответствующим здоровьем, может купить путешествие в космос. Таковы реалии нашего столетия. Но кроме космоса на планете Земля есть и гидрокосмос. Это океан, который до сих пор не исследован. Человечество освоило только глубины в несколько сотен метров.

Мировой океан изучен меньше, чем обратная сторона Луны, а гидронавтов – профессиональных глубоководников – значительно меньше, чем космонавтов. Но, несмотря на все сложности в освоении Мирового океана, попытки коммерциализировать и эту сферу деятельности человечества, к сожалению, встречаются всё чаще. Иногда это приводит к трагедиям. В этой статье мы расскажем о гибели частного батискафа «Титан», и попытаемся разобраться в её причинах.

Гибель «Титаника» – магия катастрофы

В ночь на 15 апреля 1912 года, в Северной Атлантике, из-за столкновения с айсбергом затонул трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн» «Титаник». Мы не будем рассказывать об этой катастрофе – о ней много информации в интернете, сняты многочисленные художественные и документальные фильмы, написаны десятки книг. Трагедия унесла жизни 1495 человек из 2225 людей на борту. Лайнер затонул на глубине 3 750 метров. С тех пор любое крупное кораблекрушение пассажирских судов с человеческими жертвами сравнивают с катастрофой «Титаника». Через 75 лет, в 1987 году, произошла катастрофа на море, в которой погибло больше людей. 20 декабря 1987 года потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас». Тогда погибло свыше 4 000 человек. Об этой катастрофе смотри статью «Филиппинская трагедия – от жадности до катастрофы». За ХХ век было еще несколько, по настоящему, крупных катастроф с пассажирскими судами и паромами, но, почему только гибель «Титаника» будоражит умы многих поколений писателей, кинематографистов и простых людей.

Первая попытка погружения к «Титанику» была предпринята в 1980 году нефтяным магнатом из Техаса Джоном Гримми на исследовательском судне «H.J.W. Fay». Он профинансировал экспедицию, но она завершилась неудачно. Вторую попытку предпринял Роберт Баллард – офицер ВМФ США, создатель беспилотных глубоководных аппаратов в интересах Пентагона. Кроме своей основной профессии, Баллард увлекся поисками с помощью своих глубоководных аппаратов знаменитых затонувших кораблей. Еще в 1977 году им была организована первая экспедиция к «Титанику», но она завершилась полной неудачей. В 1985 году он во время экспедиции на французском судне «Le Suroît» во второй раз не смог найти лайнер. Тогда он сменил базовое судно на американское RV «Knorr», а самое главное, он получил в своё распоряжение глубоководный аппарат американского флота «Argo» – «Арго». Но получил он его не просто так. Баллард и ВМС США заключили секретное соглашение, что в обмен на разрешение поиска «Титаника», Баллард обязуется произвести поиск мест гибели двух американских атомных подводных лодок USS «Scorpion» SSN-589 и USS «Thresher» SSN-593, затонувших в океане еще в 60-е годы ХХ века. Но для всего мира Баллард искал только «Титаник». Он не только нашел погибший лайнер, но и снял документальный фильм, в котором есть много кадров обломков «Титаника» на дне Атлантического океана. В 1986 году Баллард вернулся на исследовательском судне RV «Atlantis II» с обитаемым глубоководным аппаратом DSV-2 «Alvin» на борту. Именно тогда и были сделаны основные съёмки как снаружи, так и внутри лайнера. В 1991 году состоялась совместная российско-канадско-американская экспедиция на российском научно-исследовательском судне НИС «Академик Мстислав Келдыш». Этот НИС был носителем российских глубоководных подводных аппаратов с глубиной погружения до 6 000 метров «Мир-1» и «Мир-2». «Миры» совершила 17 погружений, провели на дне у обломков 140 часов и помогли снять 12 000 метров киноопленки. Эти кадры стали основой для изучения обломков лайнера и были включены во множество документальных фильмов.

Надо сказать, что фильмов о гибели трансатлантика, художественных и документальных, было снято бесчисленное множество. Первым из них вышел на экраны ровно через месяц после катастрофы, 14 мая 1912 года. Это был немой десятиминутный художественный фильм «Спасшаяся с «Титаника». Последним был знаменитый художественный фильм Джеймса Кэмерона «Титаник», вышедший в 1997 году и завоевавший 11 Оскаров. Снимался он, в том числе, и на НИС «Академик Мстислав Келдыш» с «Мир-1» и «Мир-2». Во время съемок художественного фильма «Миры» совершили 12 погружений к «Титанику». Всё это, в совокупности с сотнями книг о катастрофе на десятках языков, сделало место гибели лайнера чрезвычайно популярным, и подвигло людей, не совсем осознающих, что они делают, на проведение экскурсионных погружений к обломкам. Это привело к печальным последствиям.

Батискаф «Титан»

Глубоководный батискаф Titan (фото: ru.wikipedia.org)
Глубоководный батискаф Titan (фото: ru.wikipedia.org)

Наверное, это можно было спрогнозировать. После того, как место гибели лайнера приобрело такую популярность, обязательно должна была появиться компания, которая попыталась бы монетизировать желание людей увидеть своими глазами место трагедии. И такая компания появилась. «OceanGate Inc.» – «Океанские ворота». Она была основана в 2009 году Стоктоном Рашем. Первоначально, «OceanGate» создавалась для работы в сфере подводного туризма, организации научных глубоководных исследований и работы в интересах морской индустрии. Если говорить о подводном туризме, то «OceanGate Inc.» проводила экскурсии к различным затонувшим кораблям, в том числе итальянскому лайнеру «Andrea Doria» – «Андреа Дориа». Но ажиотаж вокруг «Титаника» сделал свое дело, и компания переориентировалась на спуски к нему.

Предшественник Титана Cyclops-1 (фото: Wikimedia Commons/ Isabeljohnson25)
Предшественник Титана Cyclops-1 (фото: Wikimedia Commons/ Isabeljohnson25)
Игровая приставка, с которой управлялся Титан (фото: commons.wikimedia.org/Wstomsk)
Игровая приставка, с которой управлялся Титан (фото: commons.wikimedia.org/Wstomsk)

Ничего необычного. Таких компаний достаточно много. Отличие было только в том, что другие компании этого направления пользовались профессионально разработанными и построенными аппаратами. «OceanGate Inc.» строил свои глубоководники сами, игнорируя высокие технические требования к таким техническим средствам. С 2021 года компания занималась организацией погружения к месту гибели «Титаника». С 2022 года стоимость погружения для туриста составляла $ 250 000 на человека.

Первый аппарат компании назывался «Cyclops 1» «Циклоп 1» – вероятно, из-за одного большого иллюминатора. Спроектированный и построенный в «OceanGate» «Титан» (первоначально называвшийся «Cyclops 2») работал на спусках к «Титанику» с самого начала – с 2021 года. Центральная часть прочного корпуса аппарата представляла собой цилиндр из углепластика с толщиной стенки в 5 дюймов – 127 мм. В эти миллиметры входило 800 слоёв углепластика. С двух сторон этой трубы присоединялись две полусферы из титана. В передней полусфере находился один большой иллюминатор, к задней полусфере крепился конический обтекатель. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В начале статьи мы упомянули термин гидрокосмос .Он подчеркивает степень враждебности среды, в которой работают гидронавты. Есть очень немного стран, которые умеют проектировать обитаемые космические аппараты. По сути, их три – Россия, США и Китай. Аналогичная ситуация и с проектированием и строительством глубоководных обитаемых подводных аппаратов с глубиной погружения 6 000 метров. В наше время только три страны проектируют и строят «шеститысячники» – обитаемые глубоководные аппараты с глубиной погружения до шести километров – это те же Россия, США и Китай. Основной проблемой при проектировании глубоководного аппарата является огромное давление, которое он испытывают на глубине. В наше дни все большее развитие получают так называемые туристические подводные лодки. В них туристы погружаются, чтобы, например, оценить красоты морского дна в Карибском море, или на Большом барьерном рифе. Спроектировать и построить такие субмарины относительно просто – ведь они погружаются максимум на 20 – 30 метров. Другое дело – спроектировать и построить батискаф, с рабочей глубиной погружения 4 километра. Как бы то ни было, «Титин» построили. Его длина составляла 6,7 метра, максимальная ширина – 2,8 метра, внутренний диаметр прочного корпуса 1,42 метра. Скорость под водой до 3 узлов – 5,6 км/ч. Вместимость «Титана» 5 человек – пилот и 4 туриста. Проектировали подводный аппарат непрофильные организации – сам «OceanGate» и Вашингтонский университет. Один, но очень о многом говорящий факт. Управление «Титаном» осуществлялось с помощью игровой приставки. Никаких сертификационных свидетельств аппарат не имел. Тут дело в следующем. В наше время любая деятельность, связанная с оказанием услуг людям, подвергается жёсткому лицензированию. Но, как выясняется, лазейки есть. Поскольку «Титан» работал в международных водах, на него не распространялись никакие правила безопасности, которые требуются при работе в водах, находящихся под юрисдикцией какой-либо страны. «Титан» не был сертифицирован ни одним регулирующим органом по простой причине – его просто не предъявляли для сертификации. Владельцы «OceanGate» прекрасно осознавали ситуацию, поэтому все туристы перед погружением подписывали бумагу о том, что в случае их гибели, близкие не будут иметь претензий к компании. В этой бумаге «Титан» назывался экспериментальным судном. Слово «смерть» упоминалась на первой странице три раза. Владелец компании Раш прекрасно осознавал, что он делает. Можно привести три цитаты из его общения с прессой. В 2019 году в одном из интервью он заявил: «Закон США о безопасности пассажирских судов 1993 года без необходимости ставит безопасность пассажиров выше коммерческих инноваций». В другом интервью он развил свою мысль: «В какой-то момент безопасность просто становится пустой тратой времени. Если вы хотите быть в безопасности, не вставайте с постели. Не садитесь в машину. Не делайте ничего». Есть и третье интервью: «Я нарушил некоторые правила, чтобы создать («Titan»). Я думаю, что я преодолел их с помощью логики и хорошей инженерии. Углеродное волокно и титан, есть правило, по которому так не делают. Ну, я это сделал».

Владелец компании Stockton Rush (фото: Wikimedia Commons/ OceanGate)
Владелец компании Stockton Rush (фото: Wikimedia Commons/ OceanGate)

Причины таких заявлений понятны. За сертификацию надо платить, а Раш этого делать не хотел. Об этом он заявлял открыто. Вторая причина заключалась в том, что существовала большая вероятность того, что «Титан» сертификацию бы не прошел. Например, большой носовой иллюминатор был сертифицирован производителем до глубины 1 300 метров, а аппарат погружался к «Титанику» на глубину 3 750 метров. Внутри компании был конфликт между директором по морским операциям Девидом Локриджем и владельцем компании. Причиной конфликта и увольнения Локриджа стало обнародования им информации об отсутствии сертификации «Титана»

Катастрофа

Последний рейс «Титана» к «Титанику» состоялся в июне 2023 года. Судно-носитель батискафа «Polar Prince» прибыло в точку погружения в ночь на 18 июня. До этого, по погодным условиям погружение несколько раз откладывалось. Обычно «Титану» было нужно около трех часов на погружение, столько же на всплытие, а всего миссия, с учетом обхода затонувшего лайнера, занимала порядка 8 часов. Но в этот раз связь была потеряна через 1час и 45 минут после погружения. В этой статье мы не будем рассказывать о причинах гибели батискафа и людей на его борту, а также подробности поисковой операции – все желающие могут прочитать об этом в Интернете и даже посмотреть видео. Случилось то, что, в принципе, должно было случиться.

Джеймс Кэмерон заявил, что сразу понял причину исчезновения аппарата. Выбор углепластика в качестве материала для прочного корпуса глубоководного батискафа был «фундаментальной ошибкой»: Дело в том, что углепластик хорошо работает при самых разных нагрузках, но очень плохо работает на сжатие. Кроме этого, известный кинорежиссер был поражен сходством и местом крушения «Титаника» и «Титана». В обоих случаях жизни людей погубила самонадеянность и игнорирование предупреждений о риске

Анатолий Сагалевич, один из создателей отечественных «шеститысячников» «Мир-1» и «Мир-2», который пилотировал их во всех известных экспедициях, включая и 57 погружений к «Титанику» в интервью сказал, что на борту «Титана» случилось нечто фатальное. Кроме этого, «Титан» был не оборудован системами аварийной связи. Через несколько дней, когда найдут обломки батискафа, станет понятно, что он не выдержал давления.

Частная американская компания «OceanGate Expeditions», которая владела потерпевшим крушение батискафом «Титан», удалила все свои аккаунты из социальных сетей.

Андрей Максимов