Найти тему
Модная лавка 19 века

Гонение на полных женщин в конце 19 века

В число моих самых читаемых статей неожиданно вышла вот эта:

Как выглядели дамы с лишним весом в платьях 19 века?

И мне вспомнилась статья с западного сайта, отрывки из которой я скопировала.

Речь идёт о гонении на полных женщин в конце 19 века.

Вот выдержка из книги некой Аделии Флетчер, изданной в 1899 году:

«Все недостатки по своей природе безобразны, но одни из них унизительнее других; а ожирение, являющееся уродством, совершенно неуместно».

Федерико Мадрасо. Женский портрет, 1863 год.
Федерико Мадрасо. Женский портрет, 1863 год.

Как это вообще началось?

В начале и середине викторианской эпохи многие книги о здоровье и красоте отражали популярное мнение 19 века о том, что полнота означает хорошее здоровье. Эксперты по красоте больше критиковали худощавость, а не полноту. Например, в своей книге 1870 года «Личная красота: как культивировать и сохранять ее в соответствии с законами здоровья» автор Дэниел Бринтон утверждает, что единственным случаем, когда чрезмерная худоба когда-либо приносила пользу даме, была встреча с каннибалом:

«Единственной женщиной, которая извлекла из этого выгоду, была мадам Ида Пфайффер. Она рассказывает, что где-то в ее африканских путешествиях туземцы хотели убить и съесть ее, но она выглядела настолько невыносимо худой и жесткой, что искушение было недостаточно сильным, и, таким образом, ее жизнь была спасена».

Известная путешественница Ида Пфайффер.
Известная путешественница Ида Пфайффер.

Однако к концу века лёгкая полнота перестала считаться признаком красоты и здоровья. Её стали рассматривать как признак того, что женщина невнимательная, глупая, ленивая, а в некоторых случаях даже распутная или безумная.

Тут я хочу отметить, что мода 1890-х не была ориентирована лишь на худощавых женщин.

Пышные рукава и широкие юбки с клиньями делали женщину визуально стройней, а корсет помогал сделать талию тоньше, чем она была.

Казимеж Похвальский. Портрет Марии Жозефы Саксонской, 1897 год.
Казимеж Похвальский. Портрет Марии Жозефы Саксонской, 1897 год.

Кстати, моя знаменитая землячка Мария Клавдиевна Тенишева тоже была дамой пышной. А какая красавица! Особенно на портретах и фотографиях, сделанных в 1890-е. Расцвела при хорошем и заботливом муже…

Княгиня Мария Тенишева, 1893 год.
Княгиня Мария Тенишева, 1893 год.

А фильм «Анна на шее?» Ларионова тоже дама пышная, а как хороша в таких нарядах.

Кадр из фильма "Анна на шее".
Кадр из фильма "Анна на шее".

Так что дело не в изменении женской моды. Это уже чуть позже, в 1900-х, в период высокого модерна, мода будет ориентирована на худощавых дам.

Да и то… Не сказать, что пышные дамы выглядят в таких нарядах плохо.

 Нелли Мельба, певица, фото около 1900 года.
Нелли Мельба, певица, фото около 1900 года.
Актриса театра миссис Роберт Дж. Фитцсиммонс, 1902 год.
Актриса театра миссис Роберт Дж. Фитцсиммонс, 1902 год.
Мануэль Домингес Санчес. Маркиза Амбоаж, 1899 год.
Мануэль Домингес Санчес. Маркиза Амбоаж, 1899 год.

Кто же главный виновник гонения на полных дам?

Я так поняла, что это – Чезаре Ломброзо. Итальянский психиатр, основатель течения в уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике (он определяется оп внешности).

В своей книге 1897 года «Женщина-преступник» Ломброзо проводит связь между ожирением и проституцией. Он заключает, что ожирение напрямую связано с распущенностью и нецивилизованным поведением.

Не хочется приводить его грязные высказывания. Если интересно, почитайте статью в википедии. И теории Ломброзо уже давно опровергнуты.

Но в конце 19 века его идеи, к сожалению, многие подхватили.

Чезаре Ломброзо.
Чезаре Ломброзо.

Особо рьяную ненависть полные женщины вызвали у Аделии Флетчер. Такое впечатление, что какая-то полная дама отбила у неё жениха.

Из её книги 1899 года «Красивая женщина»:

«Где бы толстая женщина ни оказалась в толпе, она, по сути, является злоумышленником. Ведь она занимает вдвое больше места, на которое она имеет право, и доставляет другим через каждый из своих лишних килограммов столько дополнительной усталости и дискомфорта… Женщина, которая делает из своего желудка бога, неисправима, и я боюсь, что никакие мои слова не помогут ей измениться. Она от природы эгоистичная женщина, которая делает само свое существование оскорблением»…

Я не нашла фотографий Аделии Флетчер. Интересно: а она сама-то была красавица? И красивые, богатые, заботливые мужчины были у её ног? Сомневаюсь. Счастливая женщина не стала бы такие книги писать и исходить злобой и ненавистью.

Федерико Мадрасо. Женский портрет, 1875 год.
Федерико Мадрасо. Женский портрет, 1875 год.
S.M. Hunter, 1905 год.
S.M. Hunter, 1905 год.

В 1897 году Ломброзо встретился с Львом Толстым. Был в России и приехал по приглашению Толстого в Ясную Поляну.

За несколько лет до того Ломброзо видел образец почерка Толстого и заключил, что он принадлежит женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями…

М-да! Без комментариев.

Лев Толстой на лошади в преклонном возрасте.
Лев Толстой на лошади в преклонном возрасте.

А еще Ломброзо считал Льва Толстого сумасшедшим. Хотел посмотреть на русского классика лично, изучить… И убедить в правильности своей теории о прирождённом преступнике.

Убедить Толстого в такой чепухе, естественно, не удалось.

А Ломброзо показался Толстому человеком неумным и незначительным.

В дневнике 15 августа 1897 года Толстой оставил всего лишь короткую запись об этой встрече:

«Продолжаю работать. Подвигаюсь. Был Ломброзо, ограниченный, наивный старичок».

В письме к А. К. Чертковой Толстой написал о Ломброзо также коротко: «Малоинтересный человек – не полный человек».

Однако вреда от этого ограниченного человека оказалось достаточно…

Конни Эдисс – актриса и комедийная актриса, известная своими выступлениями в музыкальных комедиях, первые годы 20 века.
Конни Эдисс – актриса и комедийная актриса, известная своими выступлениями в музыкальных комедиях, первые годы 20 века.

«Во всех ты, душечка»… Очаровательная Мария Румынская, внучка Александра Второго, и её наряды.

«Муж пришел в такое негодование, что приказал вынести портрет вон»… О портретах Тенишевой.

Фильм «Анна на шее» и вечерние наряды 1890-х.