Найти в Дзене

Инвестиции в жизни - это лотерея? Или всё-таки возможен расчёт игры?

Оглавление

Сегодня поговорим об отношении к инвестициям. Лотерея это или нет?

Подписчик Александр в комментарии под моей публикацией "Что круче - квартиры или доллары. Взгляд с неожиданной стороны" не согласен со мной.

Александр не понимает, что это значит - "вдолгую", и считает, что некая работа с разными вариантами на рынках это - лотерея.

Я бы перефразировал слова Александра так: жизнь и инвестиции - это лотерея с непредсказуемым итогом.

Как бы кажется, что и да. В какой-то части. Но всё-таки в большей мере - нет. Каждому даны ресурсы, чтобы превращать хотя бы часть своей жизни или её основы из лотерею в беспроигрышную игру.

Я согласен с Александром в другом. Не про лотерею, про неё чуть ниже.

Согласен, что в разные моменты жизни в череде событий "интереснее" и эффективнее разные ФИ - финансовые инструменты.

Разные. Да, так и есть. В одни периоды - одни. В другие - другие.

И "в идеале" надо пытаться использовать для инвестиций и улучшения качества жизни все вменяемые для себя (то есть применимые именно в вашем конкретном случае) "корзины".

Ведь нет особого смысла класть тысячу рублей на депозит, верно? Даже на три года, например). Даже под 20 %). Лучше найти ей другое применение. Или купить всего 100 долларов, и ждать их роста к рублю.

Но вот что касается недвижимости...

Вопрос в том, что квартиры, и вообще любые жилые и нежилые утрированные "бетонометры", это на самом деле не ФИ. У нас он вынужденно так используется, потому что есть малое доверие к нашему местному ОЗ. Которое складывалось десятилетиями. Не только в пресловутые 90-е.

И использование других реальных ФИ было ранее затруднительно по одноим причинам у нас в стране (скорее больше регуляторным или "пороговым" по финансам и прочим "трудностям входа и работы").

А также развитым мошенничеством в этой сфере.

А когда со всем этим стало у нас "полегче", то "пришли" другие ограничения, уже "со стороны". Ещё более жёсткие и проблемные. Возможно, как раз-таки очень даже "вдолгую". Отсюда и "возросла" некая роль жилья, в частности, как ФИ.

Но квартира, ещё раз, никоим образом никогда и никем изначально не задумывалась как реальный финансовый инструмент управления своею доходностью с целью сохранения и роста своих активов.

Это надо чётко осознавать.

Среди прочего, с недвижимостью есть огромные проблемы и ограничения от повышенной степени рисков как раз из-за неотъемлемой её особенности - физической "непереносимости" в пространстве. Потому собственно она и недвижимость).

Про "мой любимый" ВЗ, который таковым вовсе и не является).

Александр:

"а не как утверждает автор - доллар наше фсё.."

- это так показалось, что я так утверждаю. Но это не соответствует действительности. Вывод неверный). Я использую почти все ФИ.

ВЗ - доллар - это объективная данность современного мироустройства. Без ВЗ глобальный мир работать не может. А доллар это или нет - это уже второй вопрос. Важный для всех, но не решающий.

ВЗ - это не про "любовь". Это про необходимость. Про удобство и широту применимости. Про определённую "легкость" некой "перемещаемости". Про сохранение реальной стоимости и ценности также довольно на длительных периодах.

"за последние два года вложиться в квартиру... было бы выгодней"

- два года от "сегодня" это значит с сентября 2021 года, когда рублёвые ценники были близки к историческому пику?

Да и в долларах это ничего не принесло бы за два года. Вот в ВЗ на примере Москвы (источник указан на графиках):

-2

Рост есть, но отрицательный). В рублях кажется всё гораздо лучше:

-3

Но если и есть рост на 20 тысяч, например, это от 240 предыдущих всего-то копейки в процентах .А потери при продажи вашей "бывшей первички" составят минимум в той же Москве 20 % из-за разрыва ценников на рынке в "пользу" первички от застройщиков. И они смогут дать вашему покупателю и процент по кредиту и ежемесячный платёж гораздо меньше, чем банк в случае когда продаёте свою жилую недвижимость вы как "частник". И "окучат" эффективнее. И вы продадите по ценнику ниже, чем брали у тех же зрястроев.

Про необходимость других дополнительных вложений в квартиры от российских девелоперов даже в случае варианта "квартира полностью с ремонтом и мебелью" я вообще промолчу.

Квартира сейчас везде в стране это проект с отрицательной доходностью. Кто бы что другое вам не говорил. Купили - уже потеряли. Всё. Без вариантов.

Так что нет, это не так. Это было невыгодно. Три года назад купить, а потом продать в конце 2021 или начале 2022 - вот это ещё приемлемо было.

За все последние годы можно было как раз "крутить" перекладки из бетона в доллары через рубли или эти рубли в депозиты утрированно на уровне под 15 или 20 % в 2021-2022 году и под 13 % сейчас. Ну кому как. Я не настаиваю и никому ничего не советую и не предлагаю. Я - рассуждаю. И, главное - действую сам. И рассказываю только о том, что сработало. У меня и у других. Понимая, что всё это - всё равно частные случаи.

Квартиры

И вот что ещё про квартиры. Для "полноты понимания".

Тут у нас две страны на букву А сошлись недавно, как всем известно. Точнее, одна сделала так, что вся недвижимость вынужденных беженцев на определённой территории превратилась для них в ноль.

Вдолгую - это вдолгую . Каждый решает сам, какой срок его "устраивает".

Вот кто-то также думал, что у него недвижимость - это вот прямо "вдолгую".

А теперь схватили что смогли унести "в узелок", и уехали. Не придумываю - это реальные истории из репортажей. Можете сами погуглить и посмотреть.

Можно ещё вспомнить Турцию, например, и не только её одну. Сирию, она тоже пострадала от землетрясения, но не только от него. Ливан и Ливию, к примеру, тоже. И много есть ещё примеров. Историй "про недвижимость" и сохранение (или не-сохранение) её ценности на реально относительно длительном периоде.

Уже писал про ту же Турцию на канале, про последствия землетрясения.

Люди также вложились в квартиры надолго и навсегда, а они просто "упали". В Турции - в буквальном смысле. В Японии и Испании, например - скорее в "переносном". Что это меняет в сути? Ничего. Недвижимость - не такой "простой" актив, как кажется. И не такой уж "вечный", как ожидается.

Так что условная "Воркута" это далеко не единственное, что может случится с недвижимостью.

Но лотерея ли это была во многих таких случаях? Был ли некий "лаг во времени", когда хоть что-то можно было предпринять? И осознать надвигающееся? Нельзя ли было заранее предусмотреть многие последствия?

Согласитесь, важные вопросы. "Хорошие", "правильные", как говорится.

У меня на канале есть много самых разных публикаций на тему того, что сегодня недвижимость (в частности, жилая, но не только) становится высокорисковым активом, даже порой можно сказать буквально генератором "рисков и убытков". И о многом другом, что её отличает ото всех остальных доступных сегодня россиянам возможностей "вложится" и "пристроить свои деньги".

Чтоб сохранялось да развивалось.

Я прекрасно понимаю, что при этом людям где-то нужно жить. Это так, однозначно. Покупайте недвижимость для проживания, и живите. В домике из "золота" или бумажек фиатных фантиков не проживёшь, это понятно. Во всяком случае, в климатических зонах нашей страны.

Но как именно реальный "актив" теперь недвижимость скорее уже совсем не работает у нас в стране. Это пассив, генерирующий не доход, а убытки, если всё посчитать полностью и верно. В том числе это верно и при проживании в ней.

И ещё просто "на подумать". Как вы считаете, что будет со всеми этими новостроечными высотками-человейниками, как только что-то произойдёт не очень благостное? Ну вот а вдруг? Ну вот лифты все сломаются. Что-то там на подстанции случится, и электричества не будет. И воды? Ну и так далее. "Пофантазируйте". Думаете, это нереально? Расскажите это дргуим, для которых это было как обухом по голове, но стало реальностью.

Только не пишите мне после этого, что автор "топит за загородную недвижимость"). Конечно, там хотя бы крепко (или как уж там сможется) можно будет стоять сразу на земле в случае чего. А не "зависнуть" на 30+ этаже. Нет, ни за что не "топлю", просто размышляю. И расширяю ваше о-сознание, чтобы вы поглубже себе представили ваши ответные действия на что-то. Куда вы "подадитесь", например? Есть куда? Вы продумали это?

Солнце, море и пляж. Располагает к философскому взгляду на жизнь).
Солнце, море и пляж. Располагает к философскому взгляду на жизнь).

Лотерея или нет?

Ну и напоследок ещё раз собственно про взгляд на всё это - жизнь и инвестиции - как на лотерею.

Лотерея - это как раз когда не знаешь всю подоплёку "игры", законы и правила, и пытаешься "угадать" или надеешься на счастливый случай. Жаждешь, чтобы тебе "повезло судьбе назло". Ну, бывает и так. Везёт.

Но это не лучший способ подхода к инвестициям и не лучшая "методика" делать любые вложения.

И краткосрочные, и долгосрочные.

Лучше знать прикуп, чем надеяться на что-то другое).

Только не надо сегодня, даже "зная прикуп", покупать что-то недвижимое в Сочи 😜, как по мне. Но вам самим решать, конечно же).

А научится распознавать "прикуп" - это как раз набор задач с целью изменения мироощущения и развития мозгов и сознания.

Ведь если вы не получаете что-то, что вам желается, это из-за того, что вы что-то или вообще не умеете делать, или делаете не так, или просто не делаете.

✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅

Ваш лайк +100 к карме, комментарий +500, репост +1000, подписка +2000))! Цель - 10 тыс. подписчиков. Вы в деле😉)? Заходите - тут всё остальное!

🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡

Популярные и новые публикации для тех, кто что-то пропустил ранее или впервые оказался на канале:

Фиаско вторички или прощайте, бетонометры. Как скажется рост ключевой ставки на вторичном рынке жилья
ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ | АНДРЕЙ ЛЕНДОНЕР ✅17 сентября 2023
Ступор и последующий обвал продаж новостроек теперь вполне реальная угроза. Ставка Минстроя не сыграла
ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ | АНДРЕЙ ЛЕНДОНЕР ✅15 сентября 2023
Шок от закрытия общей льготной. Чем он грозит покупателям жилья
ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ | АНДРЕЙ ЛЕНДОНЕР ✅9 сентября 2023
Буря, скоро грянет буря! Над новостройками нависла серьёзная угроза
ЗЕМЛЯ НА ЯТЬ | АНДРЕЙ ЛЕНДОНЕР ✅31 августа 2023