Найти тему
Ветвь на Лозе

Считается ли каноничным изображение Бога Отца, иногда встречающееся в росписи храмов?

Нет, не считается. Запрет на изображение Бога Отца содержится в постановлениях Стоглавого собора (1551) и подтверждён решениями Большого Московского собора (1666–1667), подобный запрет также издал синод Константинопольской церкви в 1776 году, при патриархе Софронии II. Подобные образы стали появляться в XIV–XV веках и получили широкое распространение в XVI–XVII веках, что и стало отправной точкой в изображении Бога Отца в храмовой росписи. Причины появления таких икон доподлинно неизвестны, однако из множества сохранившихся письменных документов можно сказать, что Русская церковь никогда не благословляла подобные иконы на общецерковном уровне. Но вот если о причинах появления таких икон можно гадать долго, то основания для решений соборов по этому вопросу более чем известны. Достаточно привести слова Евангелия от Иоанна 1:18 «Бога не видел никто и никогда…», а раз не видели то и изображать нечего. Однако сторонники вышеупомянутой формы изображения приводят ряд аргументов доказывающих позволительность таких изображений, предлагаю кратко разобрать самые популярные из них.

Видение пророка Исаи 6:5 «…и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» и видение пророка Даниила 7:9, 13 «…воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна…», сторонники этого аргумента предлагают нам понимать Саваофа и Ветхого денми как образы Бога Отца и соответственно изображать Его опираясь на приведённые выше описания. Однако если мы обратимся к святоотеческому толкованию этих мест Писания, то увидим, что понимание этих видений как видения Бога Отца впадает в явное противоречие с тем, как понимает их Церковь. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет «И Адам увидел Бога и услышал звук от ног Его, ходяща по полудни, скрылся в раю (Быт.3:8). И Иаков увидел и боряшеся с Богом (Быт.28:24). Ясно же, что Бог явился ему как человек. И Моисей увидел как бы задняя человека (Исх.32:23); также и Исаия увидел как бы человека, седяща на престоле (Ис.6:1). Увидел и Даниил подобие человека и яко Сына человеча, дошедшего до Ветхого денми (Дан.7:13). И никто не увидел естество Бога, но (только) образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и невидимое Слово Божие намеревалось поистине стать человеком для того, чтобы соединиться с нашим естеством и быть видимым на земле». Таким образом все эти Богоявления и пророческие видения Божества являются откровениями будущего, то есть понимаются Церковью в контексте христологическом, и наименование Ветхий денми относится не к Отцу, а именно ко Христу.

Однако в контексте выше описанного толкования может быть непонятен фрагмент из пророка Даниила 7:13 «…шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» неясность создаёт взаимоотношение этих двух фигур, которые могут мыслиться как два разных лица. Однако Кирилл Александрийский замечает, что так как Божество существует вне пространства, то здесь речь идёт о достижении Сыном славы Отца.

Стоит также заметить, что на иконах Бога Отца часто подписывают словом «Саваоф», однако Ветхий Завет не знал непосредственного Богооткровения, и все видения пророков — это не видение Лиц Святой Троицы, а славы Божества, даже конкретный образ «Царя Господа Саваофа» (Ис. 6:5) толкуется самим Христом как видение славы «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его» (Ин. 12:41). Таким образом Господом Саваофом (Господь Сил) корректнее называть Всю Божественную Троицу, а не только Бога Отца.

Бог изобразим только в Лице воплотившегося Второго Лица Божественной Троицы – Иисуса Христа, ибо Бог стал для нас видимым через участие плоти и крови, ещё раз изображается не невидимая Божественная природа Второго Лица Троицы, а видимая человеческая: «Не невидимое Его Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима» говорит Иоанн Дамаскин.

Также стоит заметить, что существует каноническая икона «Ветхозаветной Троицы» Андрея Рублёва, на которой изображены три ангела явившиеся Авраму под Мамврийским дубом, явление которых в Церкви понимают как прообраз Троичного Бога.

Данный материал является выжимкой из XV главы книги профессора Леонида Успенского "Богословие иконы Православной Церкви"