Одна из предыдущих статей нашего канала касалась религиозных войн во Франции, безусловным апогеем которых является резня в Париже в ночь на святого Варфоломея в ночь с 23 на 24 августа 1572 года ( ссылка - https://dzen.ru/media/id/612df78671881c11d976a0d6/24-avgusta-ili-reznia-v-varfolomeevskuiu-noch-64e35e2680980a30c0a9ed27) В статье справедливо указывалось на то, что началом религиозных войн послужило событие весны 1562 года, когда католик Франсуа де Гиз, в городке Васси (в Шампани) напал на протестантов, проводящих богослужение. Указание на две этих кровопролитных даты, причиной которых послужили лица католического вероисповедания, может вызвать у читателя мнение о том, что злые католики только тем и занимались, что нападали на невинных протестантов, которые в свою очередь только лишь и хотели, что помолиться, да на свадьбе в Париже погулять. Таковое мнение будет вполне естественным, но … совершенно неверным. Нападений, преступлений, и коварства хватало как с одной, так и с другой стороны и, пожалуй, правы и неправы обе стороны были в совершенно одинаковой степени. Во имя торжества справедливости, сегодня мы расскажем о событии, послужившем началом второго этапа религиозных войн во Франции, тем более что сегодняшняя дата совершенно располагает к этому.
29 сентября 1567 года в городе Ним, в Лангедоке, на юге Франции, протестанты устраивают преследования и избиения католиков, которые заканчиваются массовой резнёй в ночь с 29 на 30 сентября. Так как данные события произошли в день святого архистратига Михаила (самого старшего из архангелов), то в историю они вошли под названием Мишелада (Микеладе).
Необходимо принять во внимание, что накануне этого события гугеноты (протестанты) пытались провести спецоперацию, которая, по всей видимости, имела далеко идущие цели и могла-бы изменить ход истории самым коренным образом. В конце сентября 1567 года, пребывающие недалеко от Парижа, в замке Монсо, король Франции Карл IX, его мать Екатерина Медичи и весь Французский двор с его чиновниками и министрами, получают информацию о том, что вблизи замка собираются гугеноты-заговорщики. Вначале все отказываются верить этой информации, но проверив ей на всякий случай, и убедившись в том, что это правда, придворная элита встревожилась не на шутку. С целью обезопасить себя, сына и всех придворных, Екатерина Медичи 27 сентября вызывает швейцарских гвардейцев и переезжает в город Мо. Как только туда прибывают швейцарцы, сразу же по их прибытии начинается эвакуация в Париж. Швейцарцы построились в каре, взяв в середину короля, королеву-мать, всех вельмож и уже 28 сентября оказались в Париже. По пути им несколько раз показывались всадники, протестанты под предводительством принца Конде. Намеренья их, вероятно, были не самые лучшие и, по всей видимости, только наличие швейцарских гвардейцев предотвратило атаку.
К тому моменту ситуация в городе Ниме предельно обострилась. Будучи изначально в меньшинстве, но весьма хорошо организованными, протестанты все больше завоёвывали позиции и со временем составляли в руководстве города около 60 %. Они уже в начале 1561 года захватили городские церкви и в 1563 году начали продавать церковную собственность. При этом часть католических священнослужителей перешла в их ряды, что в дальнейшем обеспечило гугенотам поддержку городского населения. Мало-помалу к 1567 году большая часть жителей Нима были протестантами, а опасения относительно репрессий со стороны центральной власти искусно подогревались местными лидерами протестантов.
Ряд историков утверждает, что мятеж гугенотов и последующая резня католиков ими, были частью общего плана, в котором должны были участвовать целый ряд городов Франции, а началом реализации плана должен был послужить захват гугенотами короля. Захват короля был предотвращен с помощью швейцарских гвардейцев, но тем не менее, план в некоторых городах начали воплощать в жизнь.
В Ниме несколько отрядов гугенотов прошли маршем по городу с криками “Бей папистов”, разжигая толпу антикатолическими настроениями. Гугеноты по заранее составленным спискам арестовывали виднейших католиков города, предварительно закрывши все выезды из него. Спастись удалось очень немногим. С наступлением темноты во дворе католического епископства началась резня. Несчастных приводили туда, где убивали холодным оружием (как правило кинжалами), закалывая или перерезая горло. Трупы убитых бросали в глубокий епископский колодец. Всего, в эту ночь, было убито от восьмидесяти до ста католиков.
Резня в Ниме была, конечно, гораздо менее масштабной чем Варфоломеевская ночь в Париже, но отличало её в первую очередь наличие четко продуманного плана убийства с предварительным составлением списков лиц, предназначенных казни. То, что Варфоломеевская ночь носила более стихийный характер, хотя была также задумана заранее, конечно, не служит оправданиям действий католиков, но как мы видим, протестанты были ничуть не лучше. То же, что протестантское большинство Нима напало на католиков, которые были в меньшинстве только лишь подтверждает совершенно одинаковую сущность религиозного терроризма, абсолютно не зависящего от конфессиональной принадлежности.
Прим: Дорогие друзья, если Вы считаете нужным осветить, ту или иную дату (событие) на страницах данного канала – пишите, пожалуйста, Ваши пожелания в комментариях. Мы вместе познакомим наших читателей с этим знаменательным днём. Имеется также возможность выложить собственную статью, на интересную Вам тему.