Приветствую на канале, друзья!
В эфире рубрика "Домашний музей" - давненько ее не было, поэтому я с удовольствием запустила руку в стопку старых советских открыток с репродукциями.
И, честно говоря, немного расстроена тем, что вытащила из неё. Не поймите неправильно: я очень люблю творчество Виктора Васнецова, а в детстве и подавно обожала его картины, подолгу рассматривая их детали.
Но именно эта работа автора, являясь иллюстрацией к знаменитому литературному произведению, понятна с первого взгляда. В ней нет скрытых смыслов и зашифрованных посланий, она не рассказывает печальную историю несчастного человека, с ней не связаны скандалы, она не была проклятием для того, кто на нее посмотрит, и никто из-за нее не свёл счеты с жизнью (все ссылки ведут на другие статьи канала).
В общем, эта работа художника совсем не скандальная, она просто одна из многих. Но это не делает ее плохой.
Возможно, то, что ее не нужно разбирать по крупицам, объясняя символы и скрытые смыслы, как раз подтверждает то, что сделана она добротно. То, что и требуется от настоящей иллюстрации.
Итак, вот она:
В 1899 году Васнецов создал серию акварельных иллюстраций к поэме А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". Одна из них — "Прощание Олега с конём".
Мы видим былинного богатыря, который прощается со своим верным другом - белоснежным конем. Видно, что это даётся Олегу нелегко, ведь сколько всего они пережили вдвоем! Но предсказание волхва страшит героя больше, чем расставание с другом.
Пушкин рассказывает , что Олегу была предсказана смерть от собственного коня:
Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего.
Олег, выслушав волхва, решает вверить скакуна в чужие руки, чтобы избежать не достойной героя участи.
Князь поручает конюху ухаживать за конём так, чтобы у того было все самое лучшее, и, пересев на нового скакуна, отправляется на покорение других земель. Именно момент прощания богатыря с конём и запечатлел на этой иллюстрации Васнецов.
Автор умело передал эмоции Вещего Олега в момент расставания с конём, и иллюстрация к бессмертным строкам Пушкина получилась созвучной им.
Спустя некоторое время Олег узнает о смерти любимого коня. Видя его кости, он думает о том, как избежал предначертанной смерти, вспоминая предсказание волхва.
Именно в этот момент из черепа появляется змея и смертельно жалит князя. Пророчество сбывается.
Справка:
Вещий Олег существовал на самом деле - он был правителем Новгородской земли с 879 года и князем Киевским с 882-го.
Считается, что он так же умер от змеиного укуса, при этом похожие параллели можно найти как в скандинавских рассказах о викинге Орваре Одде, так и в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде - все эти персонажи скончались от укусов змей, живших в останках их коней.
Творчество Виктора Васнецова в конце 19 века достигло своего расцвета. Иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" созданы в стиле модерна: с присущей ему декоративностью, графичностью линий и характерным колоритом. Можно сказать о том, что художник задал новое направление в книжной иллюстрации.
Вот так выглядела страница с "Прощанием Олега с конем" в оригинале сборника, к которому был создан цикл иллюстраций Васнецова:
В этом же году начал свой творческий путь в иллюстрации такой мастодонт книжной графики, как Иван Билибин, проиллюстрировав "Сказку об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке".
А вам нравится цикл рисунков Васнецова к "Песни о Вещем Олеге"?